Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

Психологические причины  увязывают с увеличением числа  детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют группу в 3-5 процентов.

В реальной жизни  все указанные причины и факторы  тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый российский ребенок - детдомовец. Следует заметить: ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты считают, что в каждом крупном городе России находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков. Например, по данным экспертов, в Москве насчитывается около 60 тыс. беспризорных детей. Для них создано только 6 приютов от 10 до 50 койко-мест каждый.

При наличии ряда условий, создающих благоприятную почву для распространения данного явления (неизменного сохранения политики правительства, обострения экономического кризиса, расширения масштабов безработицы, поддержания военных конфликтов, окончательного не разрешения национальных проблем, провоцирующих увеличение потока беженцев и активизацию миграционных процессов), масштабы беспризорности могут достигнуть уровня 1922-1926 годов (6-8 млн беспризорных детей).

Названные явления  и процессы определяют пессимистический прогноз в отношении роста преступности среди подростков и молодежи на первое десятилетие XXI века, а также увеличение границ социального сиротства.

      Неблагополучное  состояние генофонда (состояние  здоровья детей и подростков) и специфика объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» наименее адаптированных, приспособленных к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не  позволяют в перспективе исключать проявлений выраженной социальной патологии посредством асоциального и антисоциального поведения молодого поколения. Специфика общественных условий (усугубление деструктивных процессов в экономике, политике, снижение уровня жизни, деформации в общественном сознании людей, изменение социально-психологических установок и т.д.), а также выраженные фоновые изменения в генетическом коде популяции из-за экологического неблагополучия, длительного нарушения медицинских норм питания позволяют прогнозировать дальнейший рост молодежной и подростковой преступности в индустриальных центрах страны и в России в целом по сравнению с другими странами мира.

Интегральная  оценка молодого поколения. Комплексный анализ современного состояния и тенденций развития подрастающего поколения позволяет заключить: инновационный общественный потенциал остается невысоким. Качество будущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в российском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) значительно превысили защитные механизмы подрастающего поколения. Не решаемые сегодня молодежные проблемы уже завтра потребуют больших капиталовложений для решения (ликвидации, нейтрализации) проблемных ситуаций. Даже если в результате принятия превентивных мер удастся избежать социальных катаклизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодого поколения.

Многие процессы носят необратимый характер и  во многом определят качество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

      В современном мире внимание  общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, развития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа, население, хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы общественного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания  и главное — населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).

Каждое новое  поколение несет в себе два  вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие - «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях выхода страны на путь стабильного развития именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.

 В этой связи большое значение приобретает четкое определение государственной политики по отношению к молодежи. Перед государством стоит задача по изучению демографических, социальных проблем молодежи, созданию оптимальных условий для развития молодых граждан и расширения возможностей их самореализации.

В последнее время в  отношении молодежи прослеживаются две социально-демографические тенденции: сокращение абсолютной численности и относительное увеличение ее доли в общей структуре населения России. Эти тенденции определяют не только демографические, но и социальные, экономические и политические последствия для российского общества.

Особое значение имеют  социально-экономические последствия. Доля молодых людей в трудоспособном населении страны составляет приблизительно 35%, а к 2005 году прогнозируется ее увеличение в среднем на 37% по стране (в российских регионах ее численность будет колебаться от 30 до 50%). Молодежь составит почти половину трудовых ресурсов в Северо-Кавказском регионе, в республиках Тува, Алтай, Калмыкия и некоторых субъектах Федерации.

Данная тенденция позволяет  утверждать: именно от молодежи зависят качественные и количественные показатели экономического состояния страны. Молодежь становится основным носителем экономического потенциала России. Уровень ее образования, профессиональной квалификации, ценностной ориентации, формы экономического поведения начинают оказывать существенное влияние на перспективы социально-экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем отсутствие долгосрочной государственной стратегии в отношении молодого поколения может привести к нивелированию данного процесса и способствовать в конечном счете возникновению серьезных демографических и социальных негативных последствий. Очевидно, что влияние молодежи как субъекта экономической жизни будет увеличиваться прямо пропорционально ее доле в составе трудовых ресурсов.

    Представляется, что государственная молодежная  политика не должна ограничиваться только лишь одной возрастной группой, определяемой как молодежь. Возрастные границы социальной градации условны и относительны. Более правильно распространять ее на все подрастающее поколение - молодежь, подростков и детей. В этом случае правомерно говорить о государственной ювенальной политике. Данное определение более полно отражает возрастную и социальную специфику молодежи как объекта государственной политики и помогает точнее определить стратегические перспективы ее развития на период до 2012 г. и более отдаленную перспективу.

При реализации молодежной политики необходимо учитывать, что молодое поколение - это не только объект проводимой в ее отношении политики, но и ее субъект. Молодые граждане участвуют в формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации путем участия в организации и проведении общественно значимых инициатив, посредством обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами и других формах. Это определяет непосредственное содержание работы федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления при проведении государственной молодежной политики.

Согласно Конституции  Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а следовательно, молодежной политики находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Реализацией государственной молодежной политики в той или иной степени занимаются практически все федеральные органы государственной власти.

Главным механизмом участия в решении проблем  молодежи является осуществление социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, и включение в различные социальные программы, подпрограммы блоков по работе с молодежью. В связи с этим появляется необходимость выработки оптимальных механизмов взаимодействия между всеми ветвями власти в области государственной молодежной политики, разработки нормативно-правовой базы, ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти, установление границ ответственности и компетенции каждого субъекта государственной молодежной политики.

Эти проблемы призвана решить работа по формированию нормативной правовой базы как основы государственной политики в отношении молодежи.

      Нормативная  правовая база государственной  молодежной политики не может состоять из одного всеобъемлющего закона о молодежи. Она должна формироваться с учетом развития отношений между государством и данной социальной группой, состояния молодежной политики в регионах и субъектах Российской Федерации и представлять собой комплексную систему нормативных правовых актов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

       На  данный момент основными нормативными правовыми актами в области государственной молодежной политики являются Федеральный закон (от 18 июня 1995 г. № 98-ФЗ) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента Российской Федерации (от 16 сентября 1992 г. № 1075) «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; «Основные направления государственной молодежной политики», утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации (от 3 июня 1993 г. № 5090-1). Очевидно, что указанных нормативных правовых актов явно недостаточно для эффективной реализации государственной молодежной политики. В этой связи Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным и законодательным органом Российской Федерации, в частности Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и спорту, ведется работа по разработке проектов федеральных законов, направленных на обеспечение государственной молодежной политики.

      Работа  комиссии по формированию нормативной  правовой базы заключается как в подготовке законопроектов, предусматривающих изменение и дополнение действующего законодательства, так и в разработке в порядке законодательной инициативы самостоятельных проектов федеральных законов. Комиссия также участвует в правовой экспертизе законопроектов, разработанных другими субъектами законодательной инициативы (комитетами и комиссиями Совета Федерации).

     В частности,  комиссией подготовлены проекты  федеральных законов «О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан (Об ученическом предприятии); «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации»; «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере».

Была подготовлена серия  законопроектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Изменения и дополнения касались финансирования общеобразовательных учреждений, общего образования, внеконкурсного приема в учебные заведения. Принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"», предусматривающий увеличение стипендий, выплачиваемых студентам.

Были внесены изменения  и дополнения в проекты федеральных  законов, например, Трудовой кодекс Российской Федерации: устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (в части расширения правовых гарантий защиты несовершеннолетних лиц от любых форм растления), «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (по вопросам государственной поддержки отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации) и другие.

Работа по подготовке и  рассмотрению законопроектов включает в себя проведение совещаний, парламентских слушаний, организацию «круглых столов» по обсуждению реализации федеральных законов, заседаний Комиссии. Активно разрабатывается проект концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Учитывая большую актуальность проблемы занятости молодежи, комиссией проводилась большая работа по разработке проекта федерального закона «Об ученическом предприятии (О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан)», который был вынесен для обсуждения на парламентские слушания. Законопроект призван решить проблемы временного трудоустройства несовершеннолетних граждан на предприятиях и организациях различных форм собственности, стать правовой основой деятельности различных молодежных бирж труда, социальных служб и студенческих отрядов.

Информация о работе Молодежная политика