Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.
Таким образом, второй этап — этап юности является исключительно важным и сложным в формировании социальной зрелости подрастающего поколения.
Третий этап — 18-23 года — период ранней молодости. В эти годы молодой человек становится физически зрелым. "Физическая зрелость — это такая степень развития отдельных органов и организма человека в целом, которая достаточна для реализации основных биологических функций и может послужить предпосылкой для выполнения им основных ролей".
Значительная часть молодежи в этот возрастной период достигает социальной зрелости. Для нее ведущей сферой деятельности становится труд, молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, вступают в брачно-семейные отношения. В то же время для не менее значительной части молодежи, прежде всего студенческой, это время освоения высокой квалификации и различных сфер деятельности, т.е. их образовательный статус не является полным. Неполнота социального статуса обусловлена и тем обстоятельством, что большинство молодых людей в возрасте 18-23 лет не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение.
В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.
Четвертый, завершающий этап — этап молодости — 23-29 лет. Этот период характеризуется становлением духовной зрелости. "Духовно-мировозренческая зрелость происходит, как правило, в возрасте 27-28 лет, когда сформированы смысло-жизненные цели и система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионального самоопределения и становления молодого человека". К 28 годам по данным статистики, более двух третей молодых людей находятся в браке и имеют детей.
Таким образом, социальные возрастные фазы молодости можно определить от 14 лет (начало уголовной ответственности) и до 29 лет (время предполагаемого достижения интеллектуальной и нравственно-мировозренческой зрелости).
Ответ на вопрос «Следует ли изучать молодежь как социальную общность в виде относительно целостной системы?» должен быть недвусмысленным. Доминирующим моментом в изучении молодежи является поколенческая общность, ценность молодежи как социального ресурса развития и обновления российского общества Посткоммунистическое поколение в России обозначилось. Другого поколения нет. Но окажется ли способным это поколение молодых спустя некоторое время взять на свои плечи весь груз ответственности за преобразование и возрождение страны?
Постепенно, в ходе дискуссий, сформировался
взгляд на молодежь как на
социально-демографическую группу, важнейшими
группообразующими признаками которой признали возрастные
характеристики и связанные с ними
особенности социального положения, а
также обусловленные ими социально-психологические свойства.
Одной из первых попыток определения молодежи в общественном содержании было определение, данное В.Т.Лисовским: «...поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».
Впоследствии
были даны определения,
Таким
образом, в 70-е годы
Это
понимание молодежи как
С этой точки
зрения наиболее полным
- молодежь представляет собой поколение, специфическую часть совокупности людей любого общества, застающую определенный уровень развития производительных сил и соответствующую структуру производственных отношений и совершающую процесс своего общественного становления от объекта наличных материальных условий общественного бытия через первое проявление в качестве элемента производительных сил и носителя производственных отношений до состояния полного выражения этих общественных качеств в своем лице. Вторым существенным признаком, позволяющим выявить специфическое содержание понятия «молодежь», выступает возраст, который дает возможность вычленить объем молодежи из общества.
Низшей границей молодости является физиологическая зрелость. В последнее время границы физиологической зрелости снизилась до рубежа 13-ти лет.
Поскольку признак, определяющий верхнюю границу группы, должен иметь социальный характер, то этим рубежом следует считать окончание процесса жизненного самоопределения и приобретение устойчивого положения в системе общественных отношений. В восьмидесятые годы возрастная граница социальной зрелости составляла уже 30-35 лет. Столь значительное удлинение сроков адаптации молодежи в обществе связывается специалистами с двумя основными причинами: с увеличением периода обучения и образования и с невозможностью для значительной части молодежи взять на себя ответственность за материальное обеспечение себя и своей собственной семьи без помощи родителей. Таким образом, при выделении молодежи в соответствии с ее сущностными признаками границы молодежного возраста оказываются растянутыми, а молодежь как объект изучения - достаточно разнородной.
Так, по нашему мнению, сегодняшнюю молодежь необходимо рассматривать в двух срезах:
По мнению Г. Гегеля, молодость - это возраст когда, у людей происходит "духовное рождение, делание их самостоятельными лицами".
"Социологически юность,- пишет И.С. Кон,- обычно определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека... Юность выступает своеобразным «ролевым мораторием», когда человек «примеряет» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно. Вместе с тем юность оказывается последним подготовительным этапом и одновременно началом самостоятельной жизни".
Среди основных критериев завершения социальной молодости можно назвать следующие:
В социально-политическом плане юность - это время смены детских организаций на подростковые, общественно-политические. Оно знаменуется значительно более независимым и осознанным использованием свободного времени. Завершение указанного периода знаменуется получением паспорта гражданина РФ.
В
указанный период у юношей
и девушек значительно расширяе
Однако следует отметить, что возраст является объективным, но далеко не однозначным показателем, характеризующим индивида. Зачастую исследователи, говоря о возрасте, имеют в виду различные понятия. Так, хронологический или абсолютный возраст представляет собой период времени от рождения до рассматриваемого момента. Биологический возраст соответствует стадиям развития организма и определяется по таким характерным физическим признакам, как, например половое созревание. Физиологически молодость как процесс развития биологической системы заканчивается в 19-20 лет у женщин и в 21-22 года у мужчин. Однако в социологическом значении завершение молодости не совпадает с биологическим и заканчивается значительно позже. Сегодня в возрастные рамки биосоциального развития поправки вносят акселерация и ретардация. Акселерация распространяется преимущественно на молодежь, представленную в «благополучных» стратах современного российского общества, при этом растет численность молодых ретардантов, т.е. людей, отстающих в своем развитии от сверстников. Психологический возраст фиксирует стадии психологического развития индивида.
Социальный возраст определяет время наступления социальной зрелости, позволяющей индивиду выполнять «взрослые роли» и нести вытекающую из них ответственность.
У аборигенов Австралии процесс социализации происходит в основном до 9 - 11 лет. В официальных документах ООН молодежный возраст определен в границах от 15 и до 24 лет, что, вероятно, обусловлено ориентацией на государства Азии, Африки, Латинской Америки, где проживает большая часть молодежи мира и где вступление в самостоятельную жизнь происходит в более раннем возрасте. В ряде европейских стран, например в Польше, Болгарии, законодательно закреплена лишь верхняя граница молодежного возраста.
В России, так же, как и в СССР, законодательно закреплены границы молодежного возраста в периоде с 14 до 30 лет ( Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" от 16.04.91г. № 2114-1; Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в России" № 5090-1 от 03.06.93г.).
Если биологические возрастные рамки молодежи имеют определенную тенденцию к снижению верхней границы (акселерация), то на социальные рамки верхних и нижних границ влияют иные факторы. Так, В.В. Павловский подчеркивает, что, хотя субъективно все члены общества "...заинтересованы в возможно более быстром переходе молодых граждан во взрослый гражданский возраст, однако объективно в настоящее время процесс такого перехода не сокращается во времени, а наоборот, растягивается для многих молодых людей".
1.2.
Современное состояние и
Современное состояние и тенденции. За последние годы сложились следующие тенденции в изменении качества молодого поколения.