Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.

Таким образом, второй этап — этап юности является исключительно важным и сложным в формировании социальной зрелости подрастающего поколения.

Третий этап — 18-23 года — период ранней молодости. В эти годы молодой человек становится физически зрелым. "Физическая зрелость — это такая степень развития отдельных органов и организма человека в целом, которая достаточна для реализации основных биологических функций и может послужить предпосылкой для выполнения им основных ролей".

      Значительная  часть молодежи в этот возрастной период достигает социальной зрелости. Для нее ведущей сферой деятельности становится труд, молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, вступают в брачно-семейные отношения. В то же время для не менее значительной части молодежи, прежде всего студенческой, это время освоения высокой квалификации и различных сфер деятельности, т.е. их образовательный статус не является полным. Неполнота социального статуса обусловлена и тем обстоятельством, что большинство молодых людей в возрасте 18-23 лет не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение.

В целом этот этап можно  охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.

Четвертый, завершающий  этап — этап молодости — 23-29 лет. Этот период характеризуется становлением духовной зрелости. "Духовно-мировозренческая зрелость происходит, как правило, в возрасте 27-28 лет, когда сформированы смысло-жизненные цели и система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионального самоопределения и становления молодого человека". К 28 годам по данным статистики, более двух третей молодых людей находятся в браке и имеют детей.

Таким образом, социальные возрастные фазы молодости можно определить от 14 лет (начало уголовной ответственности) и до 29 лет (время предполагаемого достижения интеллектуальной и нравственно-мировозренческой зрелости).

Ответ на вопрос «Следует ли изучать молодежь как социальную общность в виде относительно целостной системы?» должен быть недвусмысленным. Доминирующим моментом в изучении молодежи является поколенческая общность, ценность молодежи как социального ресурса развития и обновления российского общества Посткоммунистическое поколение в России обозначилось. Другого поколения нет. Но окажется ли способным это поколение молодых спустя некоторое время взять на свои плечи весь груз ответственности за преобразование и возрождение страны?

       Постепенно, в ходе дискуссий, сформировался взгляд на молодежь как на 
социально-демографическую группу, важнейшими группообразующими признаками которой признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные ими социально-психологические свойства.

      Одной  из первых попыток определения молодежи в общественном содержании было определение, данное В.Т.Лисовским: «...поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших)  общеобразовательные,  профессиональные  и  культурные  функции  и подготавливаемых   (подготовленных)   обществом   к   усвоению   и   выполнению социальных ролей».

        Впоследствии  были даны определения, характеризующие  молодежь с двух основных позиций. Во-первых, как социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных характеристик, во-вторых, как группу, отличающуюся специфическим положением и ролью в обществе, а также социально-психологическими свойствами, интересами, потребностями, ценностными ориентациями и т.д. Положение, роль в обществе и характеристики молодежи зависят от исторического периода, характера общественных отношений и культурных особенностей региона.  

      Таким  образом, в 70-е годы сложилось  понимание переходного периода  как характерной черты молодежи, отражающей сущность ее основного противоречия: перехода от объекта к субъекту.

       Это  понимание молодежи как субъекта  социального развития и обновления общества стало возможно благодаря изменению общей парадигмы в теории человека, в которой личность стала рассматриваться не как продукт общественных отношений, а как субъект деятельности (деятельностный подход в теории личности).

    С этой точки  зрения наиболее полным представляется  определение В.Н.Боряза, данное с точки зрения сущностного становления молодежи:

- молодежь представляет собой поколение, специфическую часть совокупности людей любого общества, застающую определенный уровень развития производительных сил и соответствующую структуру производственных отношений и совершающую процесс своего общественного становления от объекта наличных материальных условий общественного бытия через первое проявление в качестве элемента производительных сил и носителя производственных отношений до состояния полного выражения этих общественных качеств в своем лице. Вторым существенным признаком, позволяющим выявить специфическое содержание понятия «молодежь»,  выступает возраст, который дает возможность вычленить объем молодежи из общества.

      Низшей  границей молодости является  физиологическая зрелость. В последнее время границы физиологической зрелости снизилась до рубежа 13-ти лет.

      Поскольку  признак, определяющий верхнюю  границу группы, должен иметь социальный характер, то этим рубежом следует считать окончание процесса жизненного самоопределения и приобретение устойчивого положения в системе общественных отношений. В восьмидесятые годы возрастная граница социальной зрелости составляла уже 30-35 лет. Столь значительное удлинение сроков адаптации молодежи в обществе связывается специалистами с двумя основными причинами: с увеличением периода обучения и образования и с невозможностью для значительной части молодежи взять на себя ответственность за материальное обеспечение себя и своей собственной семьи без помощи родителей. Таким образом, при выделении молодежи в соответствии с ее сущностными признаками границы молодежного возраста оказываются растянутыми, а молодежь как объект изучения - достаточно разнородной.

      Так, по нашему мнению, сегодняшнюю молодежь необходимо рассматривать в двух срезах:

    • Первая группа (нынешние 25-30 летние) формировалась в советское время и в первые годы перестройки, с участием традиционных для тех лет институтов социализации - пионерской организацией, комсомолом и т.д. Формирование молодежи базировалось на принципах советского общества: заданности ценностей, правил общежития, определенности будущего, гарантий на труд, учебу, и в определенном смысле продвижения по иерархической лестнице. В то же время практически отсутствовало право на выбор мировоззрения и свободу мысли.
    • Формирование и становление второй группы молодежи (приблизительно до 25 лет) совпало с ходом перестройки и дальнейших рыночных преобразований. Данный этап в истории нашей страны характеризуется закономерной в переходный период общей нестабильностью, противоречивыми общественно-политическими и экономическими условиями.

     По мнению Г. Гегеля, молодость - это возраст когда, у людей происходит "духовное рождение, делание их самостоятельными лицами".

"Социологически юность,- пишет И.С. Кон,- обычно определяется  как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека... Юность выступает своеобразным «ролевым мораторием», когда человек «примеряет» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно. Вместе с тем юность оказывается последним подготовительным этапом и одновременно началом самостоятельной жизни".

Среди основных критериев завершения социальной молодости  можно назвать следующие:

  • приобретение полной экономической самостоятельности;
  • освоение одной (нескольких) профессий или специальностей и получение 
    определенного общественного признания в них;
  • достижение в политической и социальной сферах общественного статуса идентичного статусу взрослого человека.

В социально-политическом плане юность - это время смены  детских организаций на подростковые, общественно-политические. Оно знаменуется значительно более независимым и осознанным использованием свободного времени. Завершение указанного периода знаменуется получением паспорта гражданина РФ.

       В  указанный период у юношей  и девушек значительно расширяется диапазон выполняемых ролей, однако они часто их меняют, как бы примеряют к себе. Среди атрибутов политической социализации, соответствующих этому периоду, можно назвать следующие: получение права избирать, вступление в политические партии и участие в общественно-политических движениях. Вторая молодость, или второй молодой возраст знаменуется появлением признаков, связанных наступлением зрелости и началом увядания организма. В этот период большинство молодых людей реализуют свои основные природные, биологические функции, в том числе и репродуктивные. Общество видит в этих молодых людях уже не столько объекты социализации, сколько субъектов социально-политической, экономической и прочих видов деятельности.

Однако следует отметить, что возраст является объективным, но далеко не однозначным показателем, характеризующим индивида. Зачастую исследователи, говоря о возрасте, имеют в виду различные понятия. Так, хронологический или абсолютный возраст представляет собой период времени от рождения до рассматриваемого момента. Биологический возраст соответствует стадиям развития организма и определяется по таким характерным физическим признакам, как, например половое созревание. Физиологически молодость как процесс развития биологической системы заканчивается в 19-20 лет у женщин и в 21-22 года у мужчин. Однако в социологическом значении завершение молодости не совпадает с биологическим и заканчивается значительно позже. Сегодня в возрастные рамки биосоциального развития поправки вносят акселерация и ретардация. Акселерация распространяется преимущественно на молодежь, представленную в «благополучных» стратах современного российского общества, при этом растет численность молодых ретардантов, т.е. людей, отстающих в своем развитии от сверстников. Психологический возраст фиксирует стадии психологического развития индивида.

Социальный  возраст определяет время наступления  социальной зрелости, позволяющей индивиду выполнять «взрослые роли» и  нести вытекающую из них ответственность.

      У аборигенов  Австралии процесс социализации происходит в основном до 9 - 11 лет. В официальных документах ООН молодежный возраст определен в границах от 15 и до 24 лет, что, вероятно, обусловлено ориентацией на государства Азии, Африки, Латинской Америки, где проживает большая часть молодежи мира и где вступление в самостоятельную жизнь происходит в более раннем возрасте. В ряде европейских стран, например в Польше, Болгарии, законодательно закреплена лишь верхняя граница молодежного возраста.

В России, так  же, как и в СССР, законодательно закреплены границы молодежного возраста в периоде с 14 до 30 лет  ( Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" от 16.04.91г. № 2114-1; Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в России" № 5090-1 от 03.06.93г.).

Если биологические возрастные рамки молодежи имеют определенную тенденцию к снижению верхней границы (акселерация), то на социальные рамки верхних и нижних границ влияют иные факторы. Так, В.В. Павловский подчеркивает, что, хотя субъективно все члены общества "...заинтересованы в возможно более быстром переходе молодых граждан во взрослый гражданский возраст, однако объективно в настоящее время процесс такого перехода не сокращается во времени, а наоборот, растягивается для многих молодых людей".

1.2. Современное состояние и тенденции  развития российской молодежи 

 

Современное состояние и тенденции. За последние годы сложились следующие тенденции в изменении качества молодого поколения.

  • Численность молодежной популяции постепенно уменьшается в связи с деформациями в естественном движении населения: сокращением рождаемости, возрастанием детской смертности, числа абортов и патологии родов, увеличением смертности среди экономически активного молодого поколения.
  • Медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения (детей, подростков и молодежи) ухудшаются в связи с длительным нарушением медицинских норм питания, ростом инфекционных заболеваний (включая туберкулез, венерические и СПИД),   ухудшением   экологической    ситуации,   увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактических осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и материалах СМИ.
  • Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% - нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации интересов не только в сфере труда, но и потребления, возникновению конфликта мотивов в этих сферах.
  • В последние годы молодежь отдает предпочтения занятости в сфере торговли и услуг. Отток молодежи из сферы материального производства наносит серьезный ущерб перспективам развития экономики.
  • В условиях прогрессирующей коммерциализации системы образования сохраняются ограничения доступа подрастающего поколения к получению среднего (специального) и высшего образования. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).
  • Усиливается социальная и политическая апатия молодежи; падает престиж честного труда; растут потребительские настроения, замещающие собой установки на активную трудовую деятельность, а также духовность.
  • Углубляется разрыв между поколениями, на фоне критического отношения к образу жизни, ценностям и взглядам родителей падает авторитет последних.
  • Отмечается кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде практически половины семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных проявлений в воспитании, образовании, социализации детей в семьях (в первую очередь - кризисных семьях), росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексуальных домогательств).
  • Раздвигаются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола; в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увеличивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их, по некоторым оценкам, насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежи.
  • Контуры национальной трагедии приобретает социальное сиротство (620 тыс. детей).

Информация о работе Молодежная политика