Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:35, контрольная работа
Вся история социологической мысли — это история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Это история теоретических подъемов и спадов. На различных ее этапах «теоретический оптимизм» сменялся «теоретическим пессимизмом», граничащим с отказом от возможности разработки общей теории общества вообще. Указанная история сопровождалась выработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».
1. Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях……………………………………………………………………………..3
2. Культура как базис общества…………………………………………………7
3. Основные характеристики общества как системы…………………………10
4. Практические задания………………………………………………………...15
Список используемой литературы
что связи человека с природной средой всегда носят осмысленный, культурно оформленный характер.
Итак, культура предоставляет всему обществу, социальным группам, индивидууму нормированные способы организации поведения, формирования своих эмоций, оценок и чувств. Через культуру каждый человек получает возможность осознавать себя членом масштабной общности, маркировать свое окружение самобытными ценностно-символическими знаками, отображать свое индивидуальное Я. В целом культура заключает в себе длительно действующие механизмы самоадаптации общества к меняющейся среде обитания, которые позволяют конкретному народу динамизировать свою практику, оставляя в прошлом одни традиции, утверждая новые поведенческие и духовные нормы.
Хотя в культуре наличествует колоссальный объем материальных предметов, действуют многочисленные субъекты социальной активности, ее иногда приравнивают лишь к семантической стороне, т. е. к смысловой, оценочной и символической основе деятельности людей. Действительно, жизнь человека и многообразные формы его активности протекают в рамках определенной семантики. В ходе исторического развития общество расширяет культурно-семантические рамки, одновременно сохраняя определенный ряд традиционных смыслов, духовных ценностей прошлого. Для конкретного индивида родным становится тот культурный контекст, в котором он оказался по факту рождения и где проходит его жизнь. Американский антрополог Л. Уайт пишет: «Если кто-то говорит по-китайски, избегает тещи, не пьет молока, селится в доме своей жены, помещает тела мертвых на подмостки, пишет симфонии или синтезирует энзимы, — он делает это потому, что рожден или вырос в определенной экстрасоматической традиции, которую мы называем культурой и которая содержит все эти элементы. Поведение людей — функция культуры. Культура — константа, поведение — переменная; если изменится культура, изменится и поведение».
Сравним
понимание культуры с теоретической
трактовкой общества как системы социальных
институтов, общественных структур и организаций,
а также сетевых связей, взаимодействий
между социальными слоями, конкретными
людьми. Именно различные связи человеческих
ассоциаций, приобретающие массовый и
групповой характер, находятся в центре
внимания социологов, изучающих общество.
Культура в данном случае рассматривается
как одна из фундаментальных компонент
общественной жизни наряду с общественными
структурами, социализированным человеком
(личностью). Если изменить оптику анализа,
посмотрев на человеческую деятельность
как на культуру, то в качестве одной из
важных компонент выступит ее социальный
срез. Таким образом, понятия «общество»
и «культура» являются взаимодополняющими,
раскрывая общественную жизнь с двух разных
сторон.
3.
Основные характеристики
общества как системы
В качестве социетальной системы общество обладает свойством самовоспроизводства, которое осуществляется посредством ряда необходимых дифференцированных функций. Эти функции, с одной стороны, являются следствием механического разделения общественного труда, а с другой стороны, дополняя друг друга, взаимодействуя друг с другом, придают функционированию и развитию общества характер особого социального организма. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием различных безличностных структур (экономических, социальных, политических и других институтов, организаций), выступающих в качестве «вещных» носителей этих функций. Эти структуры заполняются людьми, обладающими определенными качествами (психологическими, профессиональными и др.), необходимыми для выполнения тех или иных функций (экономических, политических и др.).
Люди, включенные в функционирование тех или иных структур, осуществляют свои функции не изолированно, а взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого в пределах тех или иных безличностных структур складывается определенная структура межличностных отношений. Именно посредством этих межличностных отношений, субъектами которых являются реальные индивиды (Иван, Петр), приводятся в движение или, вернее, выполняют те или иные функции, безличностные структуры.
Определенным видам общественных структур соответствуют и определенные виды общественных отношений — экономические, социальные, правовые, политические и идеологические. Причем общественные отношения — это не какой-то особый вид, а совокупность всех видов отношений данного общества. Общественные отношения не являются однопорядковыми, например, с отношениями экономическими или политическими, а соотносятся с ними как род с видом. В то же время каждый
вид общественных отношений играет в их общей системе строго определенную роль. Так, понятие «общественно-экономическое» означает не равенство между «общественным» и «экономическим», а то, что в системе общественных отношений экономические отношения выполняют детерминирующую роль по отношению к содержанию и характеру общественных отношений.
Каждая из структур социетальной системы, будучи ее элементом, не только выполняет определенную функцию, но и придает этой системе в процессе ее отношений с другими ее структурами новое (системное) качество, несводимое к качествам ее элементов. В то же время социетальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т. е. субъектов социальных отношений. Возникает тенденция к адаптации к формам и способам функционирования социетальной системы ее структурных и личностных элементов. Это — одна сторона проблемы, связанная с функционированием социетальной системы.
Другая сторона ее состоит в том, что в поведении социетальной системы может иметь место (по самым различным причинам объективного и субъективного характера) «подмена» функций, когда субъекты социальных отношений, включенных в функционирование данной системы, начинают выполнять несвойственные ей функции (например, административно-приказные методы регулирования экономической жизни со стороны политической системы), или «некомпетентность» личностных элементов данной структуры (например, осуществление техническими специалистами экономических функций). Вследствие этого нарушается баланс в функционировании как структурных, так и личностных элементов системы, ее поведение становится дисфункциональным. Дисфункциональные расстройства или аномалии в поведении социетальной системы ведут к ее деформации и дестабилизации, росту социальной напряженности.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является реформирование и структурных, и личностных элементов социетальной системы, придание их функционированию естественно-исторического характера. Реформирование обеспечивает переход социетальной системы к ее новому качественному состоянию, например, от авторитарно-бюрократических — к научным методам управления экономикой, от экономики дефицитной — к экономике с развитой системой потребления, от бюрократического общества — к обществу демократическому, от закрытого общества — к обществу открытому.
Изменение социетальных систем как естественно-исторический процесс. Включение понятия социетальной системы в социологическую теорию позволяет рассматривать социальную эволюцию как естественно-исторический процесс.
Это означает, во-первых, что в процессе социальной эволюции общества осуществляется смена различных типов социетальных систем (или общественных организаций), например, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Во-вторых — в процессе функционирования социетальной системы ее структурные и личностные элементы постоянно воздействуют друг на друга, создавая тем самым импульс для ее развития.
Как субъекты социальных отношений, действующие личности в процессе социального взаимодействия в разных условиях социального бытия формируют свои разнообразные потребности, интересы, установки и ценностные ориентации, реализация (или нереализация) которых определяет их отношение к формам и способам функционирования как структурных элементов социетальной системы, так и системы в целом. В сознании это отношение фиксируется в виде идей, отражающих реальное или воображаемое положение и роль различных групп индивидов в обществе, идей, обосновывающих сохранение или изменение социетальной системы и ее структурных элементов. Такое осмысление социальной действительности происходит на уровне обыденного сознания и изучается посредством опросов общественного мнения.
Знание состояния обыденного сознания позволяет более или менее достоверно судить о степени социальной напряженности в данном обществе (как в целом, так и по социальным группам). Исследование состояния общественного мнения служит известной предпосылкой для научного осмысления социальной ситуации, сложившейся в данном обществе. Это осмысление предполагает исследование закономерных связей между факторами повседневной жизни и интересами и потребностями различных социальных групп в обществе; между объективным положением и ролью индивида в конкретных условиях места и времени и его субъективным представлением о них; между статусными и ролевыми требованиями и социальными качествами действующих личностей и др.
На основе научно выработанных и научно обоснованных идей осуществляется изменение безличностных структур общества. Это означает выработку или совершенствование системы социальных норм, которые определяют характер и содержание функционирования общественных структур и включенных в них людей. Основными целями изменения безличностных структур являются устранение сложившегося несоответствия между социальными нормами и потребностями естественно-исторических процессов экономического развития, смягчение социальной напряженности и создание новых методов и стимулов вовлечения людей в созидательный процесс.
Таков естественно-исторический процесс развития социетальной системы. Но этот процесс не поддается научному управлению, если опросы общественного мнения не учитываются, а данные науки игнорируются. Научное управление заменяется управлением авторитарно-бюрократическим, а политическая власть берет на себя функции «духовного производства», которое, теряя научные основы, превращается в социальное мифотворчество. Экономические, социальные и идеологические отношения превращаются в простое продолжение отношений политических. Превращение политической власти во всемогущего и монопольного демиурга общественного развития означает пренебрежение личностью, индивидом, группой. Функции формирования, выражение общего интереса передается узкой политической элите. Например, в 30-х гг. в СССР сложился такой тип общественных отношений, «главная сущностная черта которого — сосредоточение экономической, политической, идеологической власти в руках единого, иерархически организованного партийно-государственного аппарата. Производственные отношения превратились в простое продолжение политической власти, субъекты экономической деятельности лишились элементарной самостоятельное».
Более
того, действующие личности изгоняются
из истории, а история общества превращается
в процесс взаимодействия безличностных
структур Теория общества догматизируется,
интерпретируя развитие социетальной
системы как процесс взаимодействия безличностных
общественных структур.
4.
Практические задания
1. Люди составляют общество только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее того, что их разъединяет. Людей объединяет… Закончите суждение.
Ответ:
1.
Люди составляют общество только в том
случае, если то, что их объединяет, гораздо
сильнее того, что их разъединяет. Людей
объединяет общество.
2. Расположите в порядке убывания (от самого широкого до самого узкого) понятия: общество, страна, гражданское общество, государство, социальная группа.
Ответ:
общество = гражданское общество, государство,
страна, социальная группа.
Список
используемой литературы