Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа
В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.
В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.
Введение 3-6
Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в
условиях сельского поселения, как проблема теории и практики 7-34
§1 Характеристика социальных проблем учащейся
молодежи сельского социума 7-28
1.1Общая характеристика социальных проблем
учащейся молодежи сельского социума. 7-15
1.2 Исследование социальных проблем учащейся
молодежи Костромского района Костромской области 16-28
§2 Сущность процесса социальной работы
в условиях сельского поселения 29-34
Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью
в условиях сельского поселения 35-46
§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ
Костромского района, как объекта социальной работы 35-41
§2 Формы и методы социальной работы
с учащейся молодежью сельского поселения 42-46
Заключение 47-49
Список литературы 50-52
Приложения 53-55
Так как одной из проблем данного сельского поселения является отток молодежи в город. В школе проводится работа по профориентации. Ввдено предпрофильное обучение в 8,9 классах, курс «Путь в профессию» • Профессиональное обучение для мальчиков по профессии «Тракторист» Учащимся старших классов предлагаются элективные курсы, спецкурсы по выбору.
В школе, где контингент учащихся менее 250чел., не предусмотрена ставка школьного инспектора, но тем не менее, школа активно сотрудничает с районными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В школе систематически проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности индивидуально-профилактической работы с подростками, состоящими на учете в ОППН, внутришкольном учете, пропаганду правовых знаний.
Таким образом, проанализировав деятельность Середняковской средней школы как объекта социальной работы мы выявили и описали основные направления социальной работы с учащейся молодежью. К ним относятся следующие направления: разъяснение и защита прав детей, семьи; поддержка одаренных детей, разработка и осуществление программ по адаптации, коммуникации и рекреации детей; помощь в профессиональном самоопределении; организация содержательного досуга. Направления социальной работы с молодежью выполняют в основном учителя, но для повышения эффективности социальной работы мы считаем необходимым введение в штат должности специалиста по социальной работе. Учитывая отсутствие социальных служб молодежи и то, что школа – это общеобразовательное учреждение, это должен быть специалист широкого профиля, организующий социально-педагогическую деятельность.
§2 Формы и методы работы с учащейся молодежью сельского поселения.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Молодежь, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства. Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуется оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов.
Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (16; с.37-39).
Профессиональная подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.
Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.
В каждом конкретном случае специалисты
по социальной работе с молодежью
содействуют в обеспечении
Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до года в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.
Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.
Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба (21; с.27-28).
Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (25; с.67-68).
Специалисты учреждений органов по делам молодежи оказывают психологическую, педагогическую, социальную, правовую и медицинскую помощь детям, подросткам и молодежи, а также консультативно-методическую помощь родителям, специалистам инспекций по делам несовершеннолетних. Проводятся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам молодежи, разрабатываются и внедряются коррекционно-развивающие программы, организуется психологическое просвещение населения, издаются методические пособия и методические рекомендации. Учреждения органов по делам молодежи сотрудничают с ЗАГСами, кабинетами планирования семьи, с военкоматами, образовательными учреждениями, подростковыми медицинскими кабинетами, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д.
Создаваемые органами по делам молодежи
учреждения, в том числе социально-реабилит
Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда (16; с.25).
Социально-профилактическая работа организуется
также с помощью дворовых площадок
для молодежи по месту жительства.
Здесь специалист по социальной работе
с молодежью реализует
Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.
В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).
Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» (27; с.75).
Таким образом, формы социальной работы с учащейся сельской молодежью создают условия для развития активной жизненной позиции молодого человека, воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком.
Заключение
В ходе выполнения данной работы мы изучили и охарактеризовали процесс социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения. В результате можем сказать, что сельский сектор нашей страны всегда отличался более низким уровнем социальной жизни, тяжелыми условиями труда и быта, поэтому социальная поддержка особо нуждающихся и наиболее социально незащищенных граждан, защита социальных прав жителей села становятся важнейшими задачами социальной работы.
В целом социальная работа в условиях сельского поселения не достигла надлежащего уровня из-за недостаточной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров. Сказываются сложные условия жизнедеятельности сельского населения и окружающей его социальной среды.
Социальная работа с учащейся молодежью в условиях сельской местности определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный работник или социальный педагог, и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия. Одно из важных направлений социальной работы в условиях сельского поселения – работа с учащейся молодежью, так как в результате реформ эта категория населения оказалась менее защищенной и социально уязвимой. В связи с этим, социальное воспитание является одной из основных задач социальной работы в условиях сельского поселения.
Мы определили сущность социальной работы с учащейся молодежью. Она заключается в формировании способности личности к активному функционированию в конкретной социально-исторической ситуации, социально-экономических условиях, обеспечение полноценного развития этой личности как неповторимой индивидуальности.
Мы рассматриваем социальную работу с учащейся молодежью в словиях сельского поселения, как социальную помощь, носящую характер активного действия. Социально-педагогическую деятельность могут организовать и учреждения дополнительного образования.
Социальное воспитание, функционирующее в условиях интеграции социальных работников, социальных педагогов с обществом, начинает служить целям формированиям жизнеспособного поколения, надежности ценностных ориентаций сельской молодежи.
В ходе исследования мы проанализировали опыт деятельности Середняковской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района как объекта социальной работы., выявили и описали основные направления социальной работы с детьми и молодежью. К ним относятся следующие: разъяснение и защита прав детей, семьи; поддержка одаренных детей; разрешение конфликтных ситуаций, проблем, затрагивающих интересы детей; помощь в профессиональном самоопределении; организация содержательного досуга. Эффективной формой социального воспитания являются детские и молодежные общественные объединения, так как они обеспечивают защиту прав детей и молодежи и позволяют детям значительно лучше адаптироваться в новых социально-экономических условиях. Но несмотря на эффективность работы с учащейся молодежью общественных объединений, кружков и секций количество их в сельских поселениях крайне невелико.
Однако реалии современной жизни диктуют необходимость введения в штат учреждений дополнительного образования профессионалов со специальным образованием. Поскольку должности социального работника и социального педагога не имеют широкого распространения в УДО, недостаточно и практического опыта их деятельности. Поэтому это должен быть универсальный специалист, выполняющий обязанности социального педагога и социального работника.
Информация о работе Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения