Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.
В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в
условиях сельского поселения, как проблема теории и практики 7-34
§1 Характеристика социальных проблем учащейся
молодежи сельского социума 7-28
1.1Общая характеристика социальных проблем
учащейся молодежи сельского социума. 7-15
1.2 Исследование социальных проблем учащейся
молодежи Костромского района Костромской области 16-28
§2 Сущность процесса социальной работы
в условиях сельского поселения 29-34
Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью
в условиях сельского поселения 35-46
§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ
Костромского района, как объекта социальной работы 35-41
§2 Формы и методы социальной работы
с учащейся молодежью сельского поселения 42-46

Заключение 47-49

Список литературы 50-52

Приложения 53-55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

- отсутствие конфиденциальности. В небольших городах, рабочих поселках и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уровень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах. Социальные педагоги, социальные работники, проживающие на территории обслуживаемой ими общины, естественно, имеют неформальные, дружеские отношения с клиентами, отношения, выходящие за рамки профессиональной связи. Это затрудняет соблюдение профессиональных требований конфиденциальности;

- консерватизм и социальная  инертность. Сельские жители в  силу своей ментальности и  образа жизни менее мобильны, чем городские жители. Они труднее  перестраиваются, медленнее приспосабливаются  к новым условиям жизни. Жизнь  приучила их настороженно относиться к новациям, которые не всегда приводят к желанным результатам. Многие из них привыкли рассчитывать только на собственные силы. В целом сельское население отличается более низким уровнем социальной активности в отстаивании своих прав на улучшение условий жизни и более высоким уровнем организованности в периоды избирательных кампаний;

- низкий образовательный уровень  населения. Уровень образования  сельских жителей гораздо ниже, чем городских. Это обусловливает  менее выгодное положение сельской  общины при включении ее населения в процесс социального развития;

- недостаточная анонимность. Социальные  работники, социальные педагоги, особенно горожане, могут испытывать  трудности из-за того, что не  могут оградить от жителей  села свою личную жизнь. Им  трудно приспособиться к ситуации недостаточной анонимности частной жизни. Социальные педагоги, социальные работники, выходцы из той сельской местности, которую они обслуживают, сталкиваются с трудностями в установлении границ между своей частной жизнью и профессиональными обязанностями;

- слаборазвитая социальная инфраструктура. Социальная работа на селе  осуществляется в условиях слаборазвитой  социальной инфраструктуры. В сельской  местности в целях улучшения  социальной работы не всегда  можно использовать возможности Дома культуры, сельского клуба, библиотеки, фельшерско-акушерского пункта, музеев, так как скудность муниципального бюджета заставила многие учреждения соцкультбыта прекратить свое функционирование [2; 37].

В целом социальная работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров социальной сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Все это позволяет рассматривать социальную работу в сельской местности как специализированный вид социальной практики, который требует использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития личности и специальной профессиональной подготовки кадров.

Работу в сельской общине можно  квалифицировать как одну из сложных  сфер социальной работы, требующих  строгого профессионального отбора специалистов, прежде всего по личностным качествам, чтобы исключить высокую  текучесть кадров и того, что называется «профессиональным сгоранием».

Как показывает практика, важным средством  активизации социальной работы на селе являются опора на традиционные источники  выживания сельского жителя, использование  исконных способов организации жизнедеятельности  человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Ряд исследователей, в том числе профессор Е.И.Холостова, М.П.Гурьянова выделили главные позитивные социально-психологические факторы, которые необходимо учитывать при активизации социальной работы на селе. Охарактеризуем их ниже [6; 37]:

1. Тесное срастание со средой  обитания. Для сельского жителя  общие условия и ресурсы окружающей  природной среды: плодородие земли,  состояние почвы, климат, погодные  условия, обеспечение водными ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и т.д., - остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Как правило, сельские жители досконально знают особенности своей местности. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, - важнейший источник формирования национального характера, оздоровления и организации жизнедеятельности сельских обществ.

2. Личное подворье. Исторический  опыт жизнедеятельности сельской семьи свидетельствует, что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье. Независимо от существующего строя, политической и экономической ситуации в стране, трудясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд на личном подворье - самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6 соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырех человек.

3. Приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянство по-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной и всякой иной деятельности. Запрограммированные природным воздействием консерватизм приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума, условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и др.

4. Роль семьи. Семья в деревне  воспринимается как хозяйственная  единица, как форма правильной  организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие «семья» вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе - это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, источников доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.

5. Роль систем неформальной поддержки.  В сельской местности взаимосвязи  людей и их солидарность в  ощущениях и идентичности приводят  к сильной взаимозависимости  друг от друга. Поэтому сельские  жители, опираясь на сохранившиеся  традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем к поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и др. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, - важное средство социальной защиты человека.

6. Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.

7. Роль общественного мнения. В  пространственно ограниченной сельской  среде большое значение имеет  общественное мнение. К примеру,  действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинности, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в отдельности.

Практика показывает, что направления  социальной работы в том или ином сельском территориальном объединении определяются проблемами его жителей. Однако выбранные приоритеты не остаются неизменными. Они меняются в соответствии с динамично меняющейся жизнью. Появление новых проблем рождает новые направления социальной работы.

Для сельской учащейся молодежи в целом характерны следующее типичные проблемы:

- сложность оказания социально-терапевтической помощи сельским жителям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем. Не менее значимо и такое направление социальной работы, как распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни и других социальных ситуациях), а главное, на наш взгляд, - о правах и льготах граждан, гарантированных государством;

- проблемы алкоголизма, поскольку  при отсутствии служб наркологической  и психиатрической помощи, невысоком  культурно-образовательном уровне  населения злоупотребление алкоголем приобретает по своим последствиям угрожающие размеры;

- помощь учащейся молодежи в решении бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем;

- социальное обслуживание, медицинская,  профилактическая работа с учащимися.

- обеспечение досуговой занятости  детей, подростков, молодежи, взрослого  населения. Чтобы досуговые занятия  способствовали развитию личности, необходимо акцентировать внимание  не столько на развлекательной  направленности досуга, сколько на развитии человека в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, духовном, социальном плане;

- обеспечение трудозанятости подростков, молодежи с последующей оплатой  труда;

- помощь социально неблагополучным  семьям в обеспечении нормальной  жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия;

- содействие учащимся из семей беженцев и вынужденных переселенцев в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни;

- социальная помощь населению  в активизации природоохранительной деятельности, профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека;

- устранение межнациональных, межэтнических  конфликтов, налаживания добрососедских  отношений.

Однако в сферу социальной работы на селе входят не только острейшие социальные вопросы, наличие которых отрицательно сказывается на благополучии людей. Не менее важны, на наш взгляд, проблемы личного плана, от решения которых в немалой степени зависит судьба человека. Это и повышение культурно-образовательного уровня сельского населения, и пропаганда здорового образа жизни, удовлетворение духовных потребностей, укрепление института семьи и др.

Все эти позитивные факторы необходимо учитывать социальному работнику  и социальному педагогу для эффективной работы с населением.

Таким образом,. можно сделать вывод., что в целом социальная работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров социальной сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Все это позволяет рассматривать социальную работу в сельской местности как специализированный вид социальной практики, который требует использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития личности и специальной профессиональной подготовки кадров.

Приоритетными объектами социальной работы в числе других являются дети и молодежь, так как им предстоит  строить будущее и жить в нем, поэтому роль социального воспитания учащейся молодежи переоценить сложно.

 

 

1.2 Исследование социальных проблем  учащейся молодежи Костромского  района

В последние десятилетия России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Изменяются прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, приходит новая на смену уходящему обществу система ценностей.

Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленченского реагирования на сложившуюся ситуацию является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, посредством определения их проблем, информационной, консультативной деятельности, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится сельской молодёжи, с ее ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи, обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.

Информация о работе Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения