Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа
В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.
В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.
Введение 3-6
Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в
условиях сельского поселения, как проблема теории и практики 7-34
§1 Характеристика социальных проблем учащейся
молодежи сельского социума 7-28
1.1Общая характеристика социальных проблем
учащейся молодежи сельского социума. 7-15
1.2 Исследование социальных проблем учащейся
молодежи Костромского района Костромской области 16-28
§2 Сущность процесса социальной работы
в условиях сельского поселения 29-34
Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью
в условиях сельского поселения 35-46
§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ
Костромского района, как объекта социальной работы 35-41
§2 Формы и методы социальной работы
с учащейся молодежью сельского поселения 42-46
Заключение 47-49
Список литературы 50-52
Приложения 53-55
Проанализировав информацию, полученную информацию, мы можем сделать следующий вывод: большая часть опрошенных считает, что социально-педагогическая работа в учебном заведении, где они обучаются проводиться по различным направлениям, в основном это профилактические беседы и организация различных мероприятий. О такой форме социально-педагогической работы, как психологическая помощь многие услышали в первые и для них было не совсем ясно в чем заключается ее суть. И лишь малая доля 3% смогли сказать, что в их школе есть такое форма социально-педагогической работы, как оказание психологической помощи.. Однако1/5 респондентов либо вообще ничего не слышали о том какая социально-педагогическая работа проводится в их школе, либо убеждены, что она не на должном уровне.
На следующий вопрос: Какие проблемы наиболее характерны для вашего села? Опрошенные ответили так:
Пьянство криминогенная обстановка в молодежной среде наркомания, алкоголизм среди подростков заработная плата тружеников села не соответствует прожиточному минимуму социально-культурная и бытовая сфера жизни оставляет желать лучшего отсутствие центров досуга -«старение населения » Проблем нет |
40% 0%
0%
27%
40%
30% 7% 5% |
Таким образом, исходя из ответов, полученных на данный вопрос можно сделать вывод, что основные проблемы своего села молодежь видит в пьянстве, бытовой и социально-культурной бедности жизни, в не достаточно хорошо организованном досуге и низком материальном достатке.
Не смотря на то, что ни один из опрошенных не выделил проблемы, касающиеся непосредственно молодежи, такие, как подростковый алкоголизм и наркомания, на мой взгляд, это лишь субъективная точка зрения молодых людей. Так как такие проблемы, (даже если и не в больших масштабах) характерны сегодня для всех населенных пунктов, как для города, так и для сельской местности.
Но все-таки важно отметить, что в целом молодежь осознает и понимает наличие социальных проблем, требующих решения, так как лишь малая часть респондентов ответили, что проблем в их селе нет вовсе.
И на последний вопрос анкеты. Как вы представляете свое участие в решении проблем села? Респонденты ответили следующим образом:
Мечтаю получить высшее образование и вернуться работать в село Я не представляю своего участия Затрудняюсь ответить |
3%
27% 67% |
Можно сделать вывод, что, несмотря на то, что молодые люди хорошо осознают и представляют те проблемы, которые существуют в сельской местности, и конкретно в том населенном пункте, где проживают. Но свою дальнейшую жизнь связывать с тем местом, где выросли, и решать проблемы села осознано имеют желание и намерения только 3% всех опрошенных.
Совершенно не видит своего будущего в сельской местности и соответственно не желает принимать участия в решении проблем села 1/3 опрошенных.
Большинство же затрудняется ответить в силу того, что еще не знают, как сложится их дальнейшая жизнь наверняка, не имеют уверенности в завтрашнем дне и не представляют, чем могут быть полезны в решении проблем своего населенного пункта.
Подводя итог работы можно сделать следующий вывод, что при проведении исследования мы выяснили, что положение учащейся молодежи сельских поселений несколько отличается от положения их же сверстников, но проживающих в городе. Это обусловлено рядом факторов, таких как спецификой проживания, в сельской местности, низким уровнем жизни села и др.
Основной задачей данного исследования было определение основных проблем сельской молодежи. В данном исследовании были затронуты такие темы, как образование, трудоустройство, жилищные вопросы, досуг, информированность, общие вопросы, касающиеся жизни учащейся сельской молодежи.
Исследуя проблемы учащейся сельской молодежи, можно заключить следующее: сложностей немало, но все они взаимосвязаны и вытекают одна из другой, так например, главной проблемой сельской местности является то, что молодежь, получив образование, не желает возвращаться, и ориентирована на жизнь в городе. Так как второй проблемой является низкая заработная плата, и невозможность молодого специалиста устроится по специальности. Проблема низкого уровня досуговой сферы и сферы дополнительного образования провоцирует такие явления, как предоставленность молодежи самой себе, отсюда вытекают такие социальные последствия, как наркомания, алкоголизм и криминогенная обстановка в молодежной среде.
При анализе социально-
Положительным моментом следует отметить стремление сельской молодежи к получению образования, однако доминирующим мотивом здесь опять же служит желание переехать в город.
Изучение мотивационной сферы сторонников городской жизни показывает, что доминирующим мотивом, определяющим принятие решения о переезде в город, является отсутствие жизненных перспектив. Вторым по значимости мотивом является отсутствие на селе условий для нормальной жизнедеятельности. На третьем месте – привлекательность городской жизни. Спектр мотивов, определяющих выбор села в качестве места жизни и работы, носит выраженный личностный характер. В основном, это эмоциональная привязанность к деревенской жизни и чувство патриотизма по отношению к своей малой родине. Среди объективных факторов, определяющих выбор молодежи в пользу села, наибольшее значение имеет фактор отсутствия материальных возможностей для переезда в город. Таким образом, анализ мотивов, определяющих выбор молодежи в пользу городской или сельской жизни, показывает, что решение проблемы закрепления молодежи на селе тесно связано с необходимостью безотлагательного развития социально-экономической инфраструктуры села и повышением качества жизни селян. Кроме того, вполне очевидно, что одним из путей решения вышеуказанной задачи может стать ведение целенаправленной работы по формированию у молодежи чувства патриотизма и убежденности в привлекательности сельского образа жизни.
И несомненно, это должно являться одной из задач социальной и социально-педагогической работы с молодежью в условиях сельского поселения.
§2 Сущность процесса социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения
В целом социальная работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров социальной сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Все это позволяет рассматривать социальную работу в сельской местности как специализированный вид социальной практики, который требует использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития личности и специальной профессиональной подготовки кадров.
Приоритетными объектами социальной работы в числе других являются дети и молодежь, так как им предстоит строить будущее и жить в нем, поэтому роль социального воспитания учащейся молодежи переоценить сложно.
Воспитание - важнейшая функция любого общества. Социальное воспроизводство в новых поколениях тех или иных ценностей способствует самосохранению нации. Воспитание выступает как важнейшее условие социального развития и прогресса общества.
Воспитание по природе всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития, соответствовать его историческим, этическим, культурным особенностям, духовным идеалам. В кризисные периоды общественной жизни возрастает роль и значимость социального воспитания. Общество стоит перед необходимостью консолидации общественных сил для противодействия разрушающему влиянию среды, воспитания социальных качеств личности, востребованных в новых условиях. Воспитание как явление общественной жизни нельзя отделить от многообразных проявлений жизни. Оно должно меняться, как меняются все сферы повседневной жизни человека: виды деятельности, потребности, взаимоотношения, общение, культурные запросы. Воспитание призвано всем своим содержанием вооружать подрастающее поколение тем, что необходимо человеку для жизни в обществе, прививать ему необходимые нормы и формы поведения, ценности, идеалы, мировоззренческие позиции, способность самореализации личности.
Основным направлением социальной работы с учащейся молодежью является социальное воспитание. В разные времена ученые по-разному понимали, а значит, и трактовали социальное воспитание. Одни приравнивали его к социальной педагогике и рассматривали как социальный аспект всякого воспитания. Другие сводили к социальной этике, видя в нем достижение целей нравственного воспитания и социального поведения в духе ответственности перед обществом, т.е. в духе гражданской зрелости. Социальная работа естественно сочетается с педагогической деятельностью, воспитательное содержание обогащает ее, делает человечной, личностно ориентированной. В этом состоит воспитательная направленность социальной работы.
В социальной работе велико значение воспитания. Однако, помогая человеку выжить, адаптироваться к новым условиям, реализовать свои способности, важно не превратить его в социального иждивенца. Чтобы этого не произошло, необходимо прежде всего вовлечь клиента в такую деятельность, в такие межличностные отношения, которые своим содержанием, характером участия клиента гарантировали бы обществу верное направление в изменении его личности.
Одной из задач социальной педагогики является предупреждение социальных конфликтов, профилактика асоциального поведения личности. Заметим, что превентивный характер социальная работа приобретает благодаря именно педагогическим средствам.
В поле зрения социальной педагоги попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации - превращении индивида в социального субъекта, то есть в развивающуюся, формирующуюся личность.
Социальное воспитание на селе, так же как и социальная работа, имеет свою специфику. Сельские поселения являются эффективными факторами социализации, влияют на нее синкретично (нерасчлененно), т.е. практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.
Во многом это связано с тем,
что в сельских поселениях очень
силен контроль поведения человека.
Поскольку жителей немного, связи
между ними достаточно тесные, все
знают почти всех и про всех,
анонимное существование
На социальное воспитание влияют особенности семейного уклада. В сельских поселениях преобладают национально и социально однородные семьи, играющие в жизни своих членов значительно большую роль, чем городские. В сельских семьях сильно развита внутрисемейная деятельность, так как многие виды деятельности не потеряли домашней специфики, в результате чего не снижается доля совместной деятельности членов семьи.
Провинциальный школьник, благодаря традиционно природосообразному укладу жизни в глубинке, сильным семейным устоям, сохраненным народным традициям, ощущает себя включенным в окружающую действительность и чувствует свою защищенность. Отношения ребенка с родителями проникнуты уважением к старшим. Уклад семьи, семейные традиции выступают важным фактором формирования индивидуальности ребенка.
Общение с природой для учащегося провинциальной школы - естественная потребность, воспитанная с детства. Природа является неотъемлемой частью внутреннего мира ребенка, субъектом общения.
Микросоциум ребенка - семья, дом, друзья, сверстники, родная природа - являются ему знакомыми и близкими образами, выступают гарантами устойчивости его внутреннего мира, который открыт к восприятию новых чувств и впечатлений, знаний и умений. Богатый чувственный мир, открытость к восприятию нового, психологическая защищенность, эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах являются основой для творческого развития ребенка. Отношение провинциального ребенка к миру, к людям характеризуют открытость, восприимчивость, дружелюбие.
Информация о работе Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения