Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа
В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.
В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.
Введение 3-6
Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в
условиях сельского поселения, как проблема теории и практики 7-34
§1 Характеристика социальных проблем учащейся
молодежи сельского социума 7-28
1.1Общая характеристика социальных проблем
учащейся молодежи сельского социума. 7-15
1.2 Исследование социальных проблем учащейся
молодежи Костромского района Костромской области 16-28
§2 Сущность процесса социальной работы
в условиях сельского поселения 29-34
Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью
в условиях сельского поселения 35-46
§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ
Костромского района, как объекта социальной работы 35-41
§2 Формы и методы социальной работы
с учащейся молодежью сельского поселения 42-46
Заключение 47-49
Список литературы 50-52
Приложения 53-55
Сельский ребенок несет на себе отпечаток той среды, в которой растет. Определяющее воздействие факторов этой среды на развитие личности ведет к формированию определенного средового типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями.
Современное поколение сельских детей проходит свое становление в условиях кризисного состояния деревни, упадка ее экономики, разрушение социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни сельских тружеников. Социальная экономическая нестабильность жизни большинства сельских семей негативно сказывается на детях. В социальном портрете сельского ребенка стали преобладать такие характеристики, как социальная дезадаптация, социальное неблагополучие, малообеспеченность, беспризорность, социальное нездоровье, социальное сиротство [16;17; 38].
В условиях роста социальных проблем, притока в сельскую местность беженцев и вынужденных переселенцев, появления большого числа маргинальных групп сельского населения жизнь и здоровье детей требуют неотложной социально-психологической и социально-педагогической поддержки, социально-медицинской помощи и социально-правовой защиты.
Социальная работа среди молодежи
рассматривается как
Молодежь, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства. Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуется оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов.
Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест [16;17].
Профессиональная подготовка учащихся осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.
В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).
Основным назначением социально
Исследуя сущность и содержание социальной работы с учащейся сельской молодежью,мы пришли к выводу: содержание и формы данной деятельности способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации.
Глава II Организация социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения.
§1 Характеристика Середняковской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района как объекта социальной работы.
Середняковское сельское поселение находится в 17 километрах от областного центра – г. Костромы. В сельское поселение входят 7 населенных пунктов::
Середняя (деревня)
Задубье (деревня)
Кордон Сабурка (населенный пункт)
Коркино (деревня)
Лежнево (деревня)
Симаково (деревня)
Становщиково (деревня)
Населенные пункты расположены на левом берегу р.Волги.
Ранее (советское время) на территории данного сельского поселения находился совхоз «Пригородный», в котором имелись богатые сельскохозяйственные угодья, теплицы, животноводческая ферма. Большая часть местных жителей трудилась здесь. После того, как совхоз перестал существовать, обострилась демографическая ситуация, выросло число безработных.В сельском поселении утверждается рыночная стадия хозяйствования, образовались разные формы собственности, люди стали иметь разный уровень жизни, увеличивается число социально-незащищенных граждан. В новых условиях социальной и финансовой нестабильности самыми незащищенными наряду с пенсионерами и инвалидами оказались молодежь и дети.
Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.
Реалии современной жизни
В условиях высокой доступности СМИ на детей и подростков обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, праздный образ жизни, проституцию, алкоголизм, наркоманию.
Противоречия, возникающие в процессе социализации сельского ребенка, требуют от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность. Среди институтов социального воспитания особое место занимают учреждения дополнительного образования, так как они повышают эффективность социального развития детей и молодежи, располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого [12].
В условиях Середняковского сельского поселения основная часть социальной работы с учащейся молодежью проводится на базе Середняковской средней школы, так как число учреждений дополнительного образования здесь очень невелико.
В настоящее время в школе обучается 117 человек, ( за последние 10 лет количество учащихся сократилось в 3 раза), в классах в среднем по 12 учащихся.
В школе работает стабильный, высококвалифицированный коллектив педагогов. Кадрами школа укомплектована, хотя проблемы в этом плане есть. Так как школа является малокомплектной, в ней нет специалистов по социальной работе , и функции психолога и социального педагога вынуждены выполнять завуч по воспитательной работе и учителя, выступающие в роли педагогов дополнительного образования.
Медицинское обслуживание осуществляет ФАП и врачи ЦРБ по договору.
В школе развита система
• Спортивные секции
• Кружевоплетение на коклюшках
• Студия «Музыкальный рай»
• Интернет – клуб
• Интеллектуальные игры
• Кружок «Фотодело»
• Школа искусств
Осуществление социальной работы с учащейся молодежью происходит через организацию внеурочной и внешкольной деятельности.
Основу воспитания социально – активной личности составляют конкретные дела на пользу людям, участие в которых благотворно влияет на развитие каждого учащегося. В ходе реализации как районной, так и школьных программ воспитания определены ведущие направления деятельности. Анализ работы школы показал, что наиболее активная, результативная, интересная деятельность организуется по гражданско- патриотическому, спортивно-оздоровительному, интеллектуально – исследовательскому направлениям деятельности, развитию творческих и личностных качеств школьника. Вместе с этим такие направления, как нравственно- правовое, профориентационное, трудовое воспитание требует использования новых, интересных учащимся дел. И в данном вопросе хотелось бы отметить взаимодействие школ с МЦ «Перспектива» по организации летней занятости, эту работу необходимо продолжать. Каждое из указанных направлений наполняется конкретным содержанием, то есть делами, которые являются и традиционными, также в школах появляются новые формы работы. В школах района традиционными являются мероприятия, посвящённые календарным праздникам (День знаний, день Учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, окончание учебного года), но в школе пытаются использовать новые формы их проведения. Вместе с данными традиционными мероприятиями в школе существуют и свои традиции: «Зарница», смотр Строя и Песни, посвящение в первоклассники и старшеклассники. Так например, каждый год в преддверии 9 Мая - дня Победы - у обелиска, посвященного памяти односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, проходит торжественный митинг, в котором участвуют все учащиеся школы.
Весной все учащиеся школы участвуют в субботниках по уборке территории не только прилегающей к школ, но и в мероприятиях по благоустройству всего населенного пункта.
Традиционным стал День науки, который предполагает защиту учащимися исследовательских и творческих проектов. Считаю, что данную форму работы необходимо расширить и провести районную научно-исследовательскую конференцию, на которой учащиеся могли бы представлять различные работы. Школа принимает участие в спортивных мероприятиях на уровне района: в спортивно-туристической игре «Золотая тропа», в слете ДОО «Поколение», в Дне Тимура. В Середняковской средней школе есть хорошая традиция – учащиеся берут шефство над одинокими пожилыми людьми. Инвалидами (помогают весной и осенью в с/х работах на огороде, зимой расчищают снег и тд.)
Учащиеся участвуют в районном турнире по деловым и интеллектуальным играм, фестивале «Созвездие талантов», выставке декоративно-прикладного творчества, сборах ДОО «Поколение», военно–патриотической игре «Зарница», районной спартакиаде школьников, социальной акции «Звёздный десант», конкурсе «Ученик года», выставках детских работ. Акция «Ищу героя» знакомит учащихся с судьбами людей, подвигами прославивших свою малую родину.
В школе также используются инновационные формы деятельности: дела с применением ИКТ ( создание проектов, слайд – шоу и их презентация), деловые игры, акции, экологический форум, воспитательные модули, работа научных обществ, школьные олимпийские игры и др. Хочется отметить активное участие школы в акции «Спорт вместо наркотиков», конкурсе «Костромской край без табака», разнообразные формы деятельности в День здоровья, по итогам которого за активность район был отмечен на уровне области. С апреля 2009 года в Костромской области началась реализация проекта «Здоровье будущих поколений», но активность школы в его реализации, размещении материалов на различных сайтах недостаточна.
Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации - людей XXI века - должно способствовать возрождению национальных духовно-нравственных ценностей. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является одним из приоритетных.
В настоящее время в Середняковск
Вместе с накопленным
Одной из наиболее эффективных по заинтересованности детей, получению ими конкретного результата деятельности, а в определённой степени и их профессиональной ориентации, появления новых интересов форм внеурочной деятельности является занятость учащихся в объединениях дополнительного образования. В этом году в различных кружках и секциях занято 60% учащихся, что выше уровня прошлого года, но в течение года количество детей, занятых в ОДО, снизилось, этот показатель ниже районного. Проблемой остается межшкольное взаимодействие, недостаточно в объединения дополнительного образования привлекаются учащиеся «группы риска», в школе нет объединений туристской, технической направленности.
Информация о работе Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения