Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.
В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в
условиях сельского поселения, как проблема теории и практики 7-34
§1 Характеристика социальных проблем учащейся
молодежи сельского социума 7-28
1.1Общая характеристика социальных проблем
учащейся молодежи сельского социума. 7-15
1.2 Исследование социальных проблем учащейся
молодежи Костромского района Костромской области 16-28
§2 Сущность процесса социальной работы
в условиях сельского поселения 29-34
Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью
в условиях сельского поселения 35-46
§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ
Костромского района, как объекта социальной работы 35-41
§2 Формы и методы социальной работы
с учащейся молодежью сельского поселения 42-46

Заключение 47-49

Список литературы 50-52

Приложения 53-55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Поэтому приоритетными объектами социальной работы на селе считаются дети и учащаяся молодежь.

Категорию учащейся молодежи можно  определить следующим образом: учащиеся и студенты в возрасте от 14 до 35 лет.

Социальная работа с молодежью  в условиях сельской местности –  один из самых сложных участков социальной и педагогической работы, требующей специализированной профессиональной подготовки и особых личностных качеств. Сложность ситуации обусловлена тяжелыми условиями труда, быта сельского населения, слаборазвитой инфраструктурой досуга, социальных услуг, низким уровнем жизни села. Из-за отсутствия на селе социальных служб для оказания помощи молодежи социальную работу могут осуществлять учреждения дополнительного образования.

В условиях сельской местности важное значение приобретает, интегративная модель социальной работы с учащейся молодежью, то есть социальная работа в широком смысле, способствующая социализации.

Молодежная политика, в сельской местности эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни.

Так как социальная работа с молодежью  на селе в нашей стране имеет достаточно непродолжительную историю и  находится в стадии развития, здесь  существует множество нерешенных проблем  и непроработанных областей. Для разрешения этих проблем необходим анализ сложившейся ситуации.

Таким образом актуальность настоящего исследования состоит выявлении возможных социальных проблем учащейся молодежи сельских поселений.

Проблема исследования: Какие социальные проблемы наиболее характерны для обучающейся молодежи на селе?

Цель исследования: изучение социальных проблем учащейся сельской молодежи на современном этапе.

Задачи исследования:

- найти причины социальных проблем  сельской молодежи

- изучить социальные проблемы и потребности учащейся молодежи в условиях сельского поселения.

Объект исследования: сельская учащаяся молодежь.

Предмет исследования: социальные проблемы учащейся молодежи Костромского района.

Данное исследование было проведено  при помощи такого метода, как анкетирование

В ходе исследования было опрошено 60 респондентов, в возрасте от14 до 18 лет, учащиеся 9-11 классов, то есть это непосредственна  та категория учащейся молодежи, которой  в ближайшее время предстоит  сдавать экзамены и делать некий выбор: получать среднее образование или высшее, пойти учится или работать, остаться в сельской местности или ехать в город. Все респонденты учащиеся Середняковской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района.

Данная анкета состояла из 12 вопросов, касающихся различных сфер жизни учащихся, таких как образовательная – ведущий вид деятельности школьников; сфера досуга; дополнительного образования и др.

На предложенные вопросы анкетирования  молодыми людьми были даны следующие  ответы:

На вопрос «Удовлетворены ли Вы получаемым образованием в сельской школе?» Молодые люди ответили:

 

Да

Нет, из-за низкой квалификации учителей

Нет из-за слабой учебной программы

Нет, из-за плохого состояния учебных  кабинетов и спортивного зала

Нет, из-за того, что школа далеко от дома

77%

10%

 

3%

 

7%

 

 

3%


 

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных вполне довольны качеством, получаемого образования. Однако оказались среди респондентов и те, кто недоволен, они составили  меньшинство, а именно 26% от общего числа респондентов. Недовольство было вызвано как объективными причинами, такими как сложности, в том, чтобы добираться до школы и изношенность школьного инвентаря. Так и субъективными, возможно не имеющими под собой должного обоснования – недовольство квалификацией учителей и учебной программой.

На второй вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, основные проблемы сельской молодежи при поступлении в ВУЗы, ССУЗы?» участники ответили следующим образом:

 

Низкое качество среднего образования

Высокая стоимость обучения

Ограниченное количество бюджетных  мест

Нежелание молодежи учиться дальше

Трудности жизни в городе (проблемы с жильем, высокий уровень затрат на транспортные расходы, питание, связь  и т.д.)

Проблем нет

7%

30%

43%

13%

 

33%

 

 

10%


 

Таким образом по данному вопросу, мы можем сделать вывод, что подавляющее большинство считает, что несомненно, существуют проблемы при поступлении сельской молодежи в ВУЗы и ССузы.При этом большая часть выделяет проблемы материального характера(дороговизна жизни в городе, невозможность получить бесплатное образование, высокая стоимость обучения).Небольшой процент опрошенных выделяет нежелание самой молодежи получать дальнейшее образование.

И лишь 1/6 респондентов ответили, что  нет абсолютно никаких проблем  при поступлении сельской молодежи в высшие и средние образовательные учреждения.

На третий вопрос «Если бы при обучении в школе, существовали классы аграрной направленности (классы с углубленным изучением сельского хозяйства, основ агробизнеса) выбрали бы Вы обучение в таком классе?» респонденты ответили следующим образом:

 

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

10%

67%

23%


 

Проанализировав ответы на данный вопрос, можно сделать следующий вывод: Больше половины опрошенных категорически  не хотели бы не только заниматься, но и обучаться, получать знания и навыки, связанные с аграрной деятельностью.1/3 возможно, не отказалась бы от получения соответствующих знаний и навыков, однако в силу каких либо причин не смогли дать уверенного ответа.И всего 1/6 уверенно выбрали бы Вы обучение в таком классе.

Несмотря на то, что аграрная и  животноводческая  деятельность является ведущей для сельской местности, подавляющее большинство молодежи в сельских поселениях абсолютно  не желают ей заниматься, причин на то, может быть масса, но вероятнее всего главной из них является желание переехать в город на постоянное место жительства.

Четвертый вопрос анкеты звучал следующим  образом: «Чем Вы планируете заняться после окончания  обучения в школе?», Полученные ответы:

 

Поступить в ВУЗ

Поступить в ССУЗ

Пойду Работать

Ничем не собираюсь заниматься

80%

20%

0%

0%


 

Исходжя из ответов, полученных на данный вопрос вывод следующий: Подавляющее  большинство после окончания  школы своей целью видит получение  высшего образования.1/3 опрошенных намерена получить среднее образование.

В качестве положительного момента стоит отметить тот факт, что ни один из респондентов не выбрал вариант «ничего не буду делать», что свидетельствует о том, что у сельской молодежи присутствует осознание необходимости получения образования. Хотя в большинстве случаев мотивом для получения хорошего образования служит желание уехать из сельской местности в город для постоянного проживания.

На следующий вопрос «После получения образования Вы планируете:» учащиеся ответили следующим образом:

 

Остаться жить и работать в сельской местности

уехать на постоянное место жительства в город

затрудняюсь ответить

10%

 

60%

 

30%


 

Из полученных ответов мы можем сделать вывод, что более полвины опрошенных планирует уехать в город из сельской местности на постоянное место жительства, что свидетельствует о том, что процесс вымирания села происходит достаточно интенсивно. Лишь небольшой процент уверен в том, что останется жить и работать в дальнейшем в сельской местности. 1/3 опрошенных и вовсе не смогла дать однозначного ответа, так как многие из них, возможно, тоже хотели бы уехать, но не имеют на то материальных средств, либо у них есть какие-то другие весомые причины на то чтобы остаться.

На шестой вопрос анкеты «По Вашему мнению, в чем основная проблема трудоустройства молодежи в сельской местности после получения высшего или средне специального образования?» были даны следующие ответы

 

Нехватка рабочих мест по специальности

Низкая заработная плата

Жилищные проблемы

Отсутствие возможности карьерного роста

Отсутствие подъемных денежных средств, для начала жизни и трудовой деятельности на селе

57%

 

53%

10%

20%

 

10%


Таким образом, можно подвести следующий  итог: несомненно, по мнению молодежи, существует проблема трудоустройства на селе после получения высшего или средне специального образования и это является одной из главных причин того, что молодежь стремится уехать в город. Приоритетной проблемой, требующей решения остается - нехватка рабочих мест по специальности. На втором месте была выделена - низкая заработная плата, зачастую не соответствующая прожиточному минимуму. Остальные проблемы ребята выделили, как менее существенные, но никто из опрошенных не выбрал вариант ответа: «Проблем нет», потому, что все из вышеперечисленных проблем нося не скрытый, а очень явный характер

На вопрос о том, какие учреждения дополнительного образования (секции, кружки, факультативы) ребята дали следующие ответы:

 

Художественная школа

Музыкальная школа

Школа танцев

Секция баскетбола

Секция по стрельбе

Секция легкой атлетики

Бассейн

10%

13%

3%

13%

6%

20%

6%

Факультативы:

Русский яз.

Математика

Информатика

Иностранный яз.

Биология

 

10%

13%

3%

10%

3%

Не посещают никакие учреждения дополнительного образования

43%


 

Таким образом, проанализировав полученную информацию, мы видим, что, больше половины ребят посещают помимо школы учреждения дополнительного образования, спектр которых довольно широк и разнообразен, многие посещают сразу несколько учреждении й.

Однако, посмотрев на те секции, кружки и пр. мы видим, что большая часть  из них находится в городе, что  свидетельствует о том, что в  самом населенном пункте сфера дополнительного  образования развита довольно слабо. А для того, чтобы ездить в город, нужно дополнительное время(которым, как правило не располагают старшеклассники, всвязи с подготовкой к предстоящим экзаменам) и дополнительные материальные средства Вероятно, по этой причине достаточно большой процент опрошенных (почти половина) ни где больше не занимается, кроме школы, примечательно, то, что из них практически все молодые люди (80%), и лишь 20% - девушки.

Следующим вопросом анкеты был: Какими способами получения информации Вы пользуетесь? ответы были такими:

 

Интернет

Радио

Телевидение

Печатные издания

97%

13%

53%

17%


 

Проанализировав эти данные, мы можем  сделать вывод, что главными источниками  для получения информации для  сельской молодежи (как и для городской) являются Интернет и телевидение, прочие источники особой популярностью не пользуются.

На девятый вопрос анкеты. Как бы Вы оценили уровень досуга в Вашем населенном пункте? Респонденты ответили так:

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

13%

13%

47%

27%


 

Таким образом, большая часть опрошенных считает сферу досуга, как и сферу дополнительного образования в своем населенном пункте слабо развитой, и оценивает ее как удовлетворительную, так как в большей мере и степени молодежь предоставлена сама себе. А для посещения учреждений досуга необходимо ехать в город, что требует, как временных, так и материальных затрат.

На десятый вопрос. Какая социально-педагогическая работа проводится в Вашем учебном заведении? Респонденты ответили следующим образом:

 

Не проводится

Профилактические беседы

Психологическая помощь

Организация социальных мероприятий, акций

20%

40%

3%

37%

Информация о работе Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения