Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа
Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53
Федеральное агентство по образованию РФ
Российский государственный
Факультет педагогики и
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: ”Перфекционизм
как фактор студенческой дезадаптации”
Студентки 4 курса
факультета П и Ср
специальности:
“Социальная работа”
заочного отделения
Ивановой К.А.
Лифинцев
Д.В.
Калининград 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
1.1. Перфекционизм
: История изучения и современное состояние
проблемы…………………………………………………………
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные
факторы адаптации и
1.4.Методы изучения
и оценки перфекционизма…………………
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация
и методы исследования
2.2.Результаты
экспериментального
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ:
Вступление в юношеский возраст, сопряжённый с высоким риском психической и соматической патологии, совпадает с началом обучения в вузе. Неизбежный для этого момента стресс может стать причиной эмоциональных расстройств и суицидальных попыток.
Аффективные расстройства в студенческой популяции отмечаются у 20-30% опрошенных.Исследования показывают что дисфункциональные личностные черты(нейротизм, межличностная зависимость и т.д.) могут предрасполагать к депрессивному и тревожному реагированию перед лицом стрессогенных жизненных событий. Анализ отечественных исследований по данной проблематике показал, что они сфокусированы на оценке распространённости эмоциональных нарушений в студенческой популяции.
В последние годы в этом контексте интенсивно исследуется перфекционизм – склонность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования
Перфекционизм (от латинского perfectio — совершенство) стал предметом интенсивных исследований в психологии и психиатрии. Наряду с возрастанием интереса к этой личностной характеристике отмечается усиление дискуссий по отдельным положениям учения.
Психологический анализ тенденций современной культуры свидетельствует о том, что перфекционизм (чрезмерное стремление к совершенству) стал важной характеристикой человека нашего времени . Данное обстоятельство служит стимулом к интенсификации исследований этого феномена в клинической психологии. В настоящее время многие психологи и психиатры убеждены в деструктивности компульсивного стремления к совершенству. Исследования перфекционизма в популяционных и клинических выборках показывают его тесную связь с наиболее значимыми в эпидемиологическом отношении расстройствами (депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями пищевого поведения, сердечно-сосудистыми заболеваниями, состояниями хронического переутомления и профессионального выгорания).
Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Для эмпирической проверки выдвинута гипотезы:
1)Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели эмоциональной дезадаптации по сравнению со студентами с умеренным перфекционизмом.
2)Уровень
перфекционизма у студентов первокурсников
можно выявить на основе экспериментальных
исследований с помощью различных опросников
и вычислений.
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы
Что такое перфекционизм? Это подсознательное требование к себе. То, что есть в данный момент, человека не устраивает. Он постоянно контролирует себя и свои действия. Например, он должен постирать или убрать, а он сидит и пьет чай. От этого его начинает разрывать на части, он становится полипсихичным и практически сходит с ума внутри себя от самодиверсии, от недовольства собой. Он сам себе неприятен. Внутри него разгорается гражданская война.
Перфекционизм – склонность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигатт к собственной личности чрезмерно высокие требования.
Термин перфекционизм имеет множество значений и используется для обозначения разных понятий. В настоящее время ни одно определение перфекционизма не является общепринятым. Ниже представлены различные определения и термины, относящиеся к перфекционизму. В самом широком значении перфекционизм — это стремление к безупречности, к совершенству, а перфекционист — это человек, который стремится быть лучшим во всех аспектах своей жизни.
Проблема перфекционизма стала последовательно изучаться в Европе и Америке начиная с 1980-х гг. Фактически перфекционизм как явление психической жизни человека был отмечен гораздо раньше (у А. Адлера) как компенсаторное стремление к совершенству и превосходству, как нарциссическая патология характера в работах К. Хорни, но термин «перфекционизм» практически не употреблялся. Первое упоминание термина в клинико-психологической литературе встречается у М. Холлендера в 1965 г.
А. Пахт писал о том, что перфекционизм — широко распространенная и чрезвычайно тяжелая проблема, связанная с множеством психологических и физических расстройств (алкоголизм, психосоматические заболевания, личностные расстройства, неврозы, депрессия и т. д.). Она имеет не только клинико-психологическое, но и социально-психологическое, социологическое, культурное значение.
К
настоящему моменту
было проведено множество
исследований перфекционизма,
касающихся разных аспектов
его изучения: определения,
концептуализации, разработки
методов оценки, связи
с личностными чертами
и психопатологией;
однако в этой сфере
по-прежнему остается
необъятное пространство
для изучения.
ВИДЫ
И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
Существует два подхода к концептуализации перфекционизма: одномерный и многомерный. Исторически первый акцентировал свое внимание на когнитивных факторах перфекционизма в форме иррациональных убеждений или дисфункциональных установок. Одномерный подход также доминировал в литературе по расстройствам питания, где большинство исследователей использовали шкалу перфекционизма из опросника расстройств питания (Eating Disorders Inventory, EDI), состоящую из шести пунктов. Одномерный подход включает единственный параметр — «высокие личные стандарты»: «Перфекционист— это личность, чьи стандарты существенно превышают разумные, компульсивно устремленная к недостижимым целям, измеряющая собственную ценность исключительно в терминах продуктивности и достижений». С этих позиций были разработаны первые инструменты, предназначенные для диагностики перфекционизма, - Шкала перфекционизма Д. Бернса (The Burns Perfectionism Scale) и Шкала дисфункциональных установок А. Вайсман и А. Бека (Dysfunctional Attitude Scale).
В более поздних исследованиях были получены доказательства, что перфекционизм многомерен, т. е. включает множество связанных между собой черт, одни из которых в целом адаптивны, а другие способствуют дезадаптации. Фактически все концепции перфекционизма признают, что центральным его компонентом является установление чрезмерно завышенных личных стандартов выполнения деятельности. Главная проблема при таком определении состоит в том, что оно не позволяет различать дезадаптивных перфекционистов и высококомпетентных, успешных людей. Установление и стремление к высоким нормам само по себе, конечно, не является патологическим. Наоборот, есть подтверждения, что оно отражает позитивный взгляд на жизнь Идея о многомерности перфекционизма была последовательно развита в трех концепциях, разработанных несколькими коллективами — канадской группой П. Хьюитта и Г. Флитта, британской группой Р. Фроста и американской группой Р. Слэни и Дж. Эшби. Концепции были освещены в отечественных публикациях , поэтому кратко приведем основные сведения.
В канадской концепции за основу взята объектная направленность черты и выделены четыре ее параметра: «Я-адресованный перфекционизм» (изнурительно высокие стандарты, постоянное самооценивание и цензурирование поведения), «перфекционизм, адресованный другим людям» (нереалистичные стандарты для значимых людей, ожидание людского совершенства и постоянное оценивание других), «перфекционизм, адресованный миру» (убежденность в том, что в мире все должно быть точно, аккуратно, правильно, а все человеческие и общемировые проблемы должны находить правильное и своевременное решение) и «социально предписываемый перфекционизм» (убеждение в том, что другие люди нереалистичны в своих ожиданиях, склонны очень строго оценивать и оказывать давление на индивида с целью заставить быть совершенным). На этой теоретической основе разработан диагностический инструмент — Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флитта (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS-H) [34].
Британская концепция описывает шесть параметров черты: «личные стандарты» (склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты), «озабоченность ошибками» (негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче), «сомнения в собственных действиях» (постоянные сомнения относительно качества выполнения деятельности), «родительские ожидания» (восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания), «родительская критика» (восприятие родителей как чрезмерно критикующих) и «организованность» (важность порядка и организованности). Они тестируются Многомерной шкалой перфекционизма Фроста (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS-F).
В
американской концепции в качестве основных
параметров перфекционизма выделены «высокие
стандарты», «склонность к порядку», «тревога»,
«прокрастинация» (склонность откладывать
начало деятельности) и «проблемы в интерперсональных
отношениях». Для диагностики используется
Шкала «недостигаемого совершенства»
(Almost Perfect Scale, APS) .
ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
Активный перфекционизм — тенденция действия, в основе которой лежат высокие стандарты, мотивирующие поведение.
Всемирно-ориентированный перфекционизм — убежденность, что существуют точные, правильные и совершенные решения всех человеческих и мировых проблем.
Высокие личные стандарты — установление и навязывание себе высоких стандартов огромной важности.
Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов