Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа
Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53
Отечественными авторами разработана интегративная многофакторная психосоциальная модель эмоциональных расстройств включающая мак- росоциальные, семейные, интерперсональные (межличностные) и личностные факторы возникновения и течения этих расстройств. Данная многофакторная модель послужила концептуальной основой для большого количества популяционных и клинических исследований и подтвердила свою эвристичность. Так, в ряде исследований доказывается важная роль макросоциальных факторов в распространенности депрессивных и тревожных расстройств, таких как социальные стрессы, алкоголизация в семьях, а также высокий уровень конкуренции, культ успеха и совершенства в обществе. На основе данной модели в качестве личностных факторов эмоциональных расстройств в последнее десятилетие интенсивно исследуются перфекционизм и враждебность.
По данным зарубежных и отечественных авторов, перфекционизм — чрезмерное стремление к совершенству — порождает конкурентные отношения, что приводит к социальной изоляции, дефициту поддержки. Он может стать причиной постоянного напряжения, интенсивного негативного аффекта, депрессии, суицидальных намерений студентов и дезадаптивного поведения в форме академической прокрастинации — склонности откладывать выполнение учебных задач.
Еще одним личностным фактором эмоциональной дезадаптации может быть враждебность — склонность наделять социальные объекты негативными качествами. В современных исследованиях высокие показатели враждебности и гнева были зафиксированы у больных депрессиями. В исследованиях детского и юношеского контингента была установлена тесная связь агрессии с различными страхами.
Согласно описанной выше многофакторной модели важным источником формирования таких личностных черт, как перфекционизм и враждебность, является дисфункциональное семейное окружение. Эти дезадаптивные черты, сформировавшиеся в процессе становления личности, в свою очередь, приводят к трудностям в интерперсональных отношениях и низкому уровню социальной поддержки. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают влияние межличностных факторов на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Эти исследования касаются как семьи, так и более широкого социального окружения.
Период
обучения в вузе, как известно, совпадает
с возрастом наиболее высокого риска
манифестации психической патологии,
что обусловлено значительными стрессовыми
нагрузками, характерными для обучения
и создающими дополнительные условия
для проявления эмоциональной дезадаптации.
Именно это делает первокурсников группой
риска по эмоциональной дезадаптации
и остро ставит задачу изучения предикторов
успешной переработки стрессогенных жизненных
событий и совладания со стрессом у студентов,
а также разработки на этой основе программ
психопрофилактики и психотерапевтической
помощи для студентов.
1.4.Методы
изучения и оценки перфекционизма
Наиболее распространенными методами исследования перфекционизма являются опросники. За последние 20 лет было разработано несколько инструментов самоотчета для оценки и количественного подсчета перфекционизма, но концепции перфекционизма, лежащие в основе разных методик, значительно различаются. Одним из первых инструментов была шкала перфекционизма Д. Бернса (Burns Perfectionism Scale, BPS); позднее появились Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS), Многомерная шкала перфекционизма P. Фроста (Frost Multidimensional Perfectionism Scale, FMPS) и Почти совершенная шкала Р. Слэйни (Almost Perfect Scale, APS). На сегодняшний день две методики MPS показали наибольшее подтверждение валидности на широком круге клинических и неклинических популяций. APS была разработана недавно и поэтому намного менее широко использовалась и валидизировалась. Некоторые параметры Исправленной версии почти совершенной шкалы (Almost Perfect Scale-Revised, APS-R), особенно Шкала расхождения, могут быть полезны при попытках различения адаптивного и дезадаптивного аспектов перфекционизма. На российской выборке были апробированы шкалы Р. Фроста (FMPS) и П. Хьюитта и Г. Флетта (MPS), причем последняя была апробирована дважды (Рума- нов В., 2003; Ясная В., 2004) и оба раза не дала ожидаемой факторной структуры. При апробации шкалы Р. Фроста удалось получить первоначальные шесть факторов и использовать шкалу для исследования связи перфекционизма с депрессией.
Изучение перфекционизма и связей между перфекционизмом и дезадаптацией также проводилось путем описательных исследований случаев. Эти исследования показывают, что перфекционизм сосуществует с дисфорией, суицидными намерениями, депрессией, чувством вины. У молодой женщины развивались депрессивные реакции, когда она воспринимала свою деятельность как несовершенную. Когда появлялись депрессивные симптомы, она испытывала возрастающую апатию и начинала отказываться от нормальной деятельности. Затем она интерпретировала снижение своей продуктивности как дальнейшее доказательство своей неадекватности и бесполезности . Этот случай позволяет предположить, что перфекционисты интерпретируют свои депрессивные симптомы как символы неуспеха, что заставляет их снова впадать в депрессию.
Другие примеры иллюстрируют роль перфекционизма в обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР), хотя в этих случаях требуется скорее, чтобы что-то, а не кто-то (т.е. не сам человек или другие), было совершенным. Ф. Таллис описал троих людей с ОКР, которые страдали навязчивой тягой к уборке, хотя не испытывали фобической связанной с болезнью тревоги, отражающей страх заражения. Ф. Таллис пришел к заключению, что три случая можно приписать перфекционизму.
Поскольку перфекционисты считают, что небольшие ошибки составляют неуспех, и их самооценка основана на том, насколько хорошо они выполняют деятельность, Д. Берне выдвинул гипотезу, что перфекционисты особенно подвержены депрессии. Несколько исследований подтвердили гипотезу, что перфекционизм связан с депрессией.
В 1980-е гг. С. Блатт, интересовавшийся проблемой перфекционизма и его связи с депрессией и суицидальностью, описал «интроективную депрессию», для которой характерна постоянная критика в свой адрес, сосредоточенность на проблемах достижения и постоянное чувство вины. Эта депрессия отличается от «анаклитической», при которой переживания сосредоточены на темах межличностной зависимости и привязанности. Учитывая предполагаемую природу перфекционизма, он должен быть более близко связан с депрессией самокритики, чем с депрессией зависимости. Р. Фрост с коллегами позднее исследовали связь перфекционизма с депрессией и получили подтверждение, что перфекционизм более тесно связан с депрессией самокритики, чем с депрессией зависимости.
П. Хыоитт и Г. Флетт показали, что субъектно-ориентированный и социально предписанный перфекционизм связан с симптомами депрессии у студентов колледжа.
А.
Бек в практике
когнитивной психотерапии
также получил подтверждение
связи перфекционизма
с депрессией. Он анализировал
автоматически возникающие
мысли депрессивных
пациентов, и оказалось,
что они предъявляют
к себе чрезмерно высокие
и ригидные требования,
как это характерно
для перфекционизма.
А. Бек описал два типа
личностной конфигурации,
предрасполагающей
к депрессии: «социотропный
тип», сосредоточенный
на проблемах привязанности,
зависимости и близости,
и «автономный тип»,
сосредоточенный на
проблемах независимого
функционирования, достижений,
удач и неудач. Для этого
последнего типа характерен
перфекционизм в сфере
достижений.
ГЛАВА 2 Методологические основы исследования перфекционизма у студентов
2.1.Организация и методы исследования проблемы перфекционизма
Методом исследования является опрос.
Опрос-
метод сбора информации посредством
обращения с вопросами к
Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей.
В моём исследовании я использовала следующие методики :
Методика состоит из 20 утверждений описывающих избегающее поведение в типичных для учебной деятельности ситуациях. Испытуемых просят оценить, насколько характерно для них то или иное поведение, в баллах от 1 до 5, где 1 – в высшей степени не характерное поведение, а 5 – в высшей степени характерное.
Люди могут использовать данные высказывания в целях узнать себя. Для каждого высказывания следует решить характерно оно для вас или нет, по пятибалльной шкале.
2) Опросник депрессивности А.Бека (Beck Depression Inventory, BDI) .
Данная методика тестирует эмоциональные и физиологические проявления депрессии на текущий период, состоит из 13 пунктов с 4 вариантами ответа, оцениваемых от 0 до 3 баллов.
Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Несмотря на что, что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать своё истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях.
Тест можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах. Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.
Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчёта общего результата необходимо просто просуммировать все баллы. Соответствующие выбранным утверждениям.
Считается,
что испытуемый страдает депрессией.
Если он набрал более 25 баллов. Результат
менее 10 баллов говорит об отсутствии
депрессивных тенденций и хорошем
эмоциональном состоянии
2.2.Результаты экспериментального исследования
Выборка моего исследования составила 40 человек (100%)
1.Шкала прокрастинации.
В данном опросе принимало участие 40 студентов первого курса. Лица мужского и женского пола. Им были выданы бланки опросника, состоящие из 20 утверждений.
Ориентируясь
на ключи данной методики , из этого
следует что уровень прокрастинации составил:
табл.№1
N = 40 | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Уровень прокрастинации (в баллах) | От 1 до 5 | От 6 до 11 | От 11 до 16 |
Число опрошенных | 17 | 14 | 9 |
Общая сумма баллов | 53 | 108 | 114 |
Результаты опроса Шкала прокрастинации (С.Лэй, 1986) табл.№2
N
= 40 |
|
к
л ю ч и | ||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Общая
сумма
баллов | ||
1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 62 | 4 |
2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | 52 | 7 |
3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2 | 5 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 58 | 6 |
4 | 4 | 4 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 3 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 52 | 4 |
5 | 1 | 1 | 3 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | 55 | 3 |
6 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 5 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 5 | 59 | 4 |
7 | 2 | 4 | 1 | 1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 5 | 4 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 4 | 48 | 2 |
8 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 57 | 8 |
9 | 5 | 5 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 59 | 12 |
10 | 5 | 3 | 3 | 1 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 65 | 11 |
11 | 4 | 5 | 1 | 2 | 4 | 5 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 | 1 | 59 | 14 |
12 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 56 | 1 |
13 | 1 | 3 | 4 | 5 | 5 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 56 | 12 |
14 | 5 | 5 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 59 | 12 |
15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 41 | 9 |
16 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 49 | 6 |
17 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 5 | 1 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 58 | 2 |
18 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 55 | 8 |
19 | 2 | 1 | 5 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 5 | 4 | 2 | 1 | 5 | 4 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 56 | 5 |
20 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 73 | 6 |
21 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 55 | 8 |
22 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 58 | 16 |
23 | 4 | 2 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 56 | 5 |
24 | 1 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 49 | 4 |
25 | 4 | 4 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 56 | 11 |
26 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 5 | 2 | 58 | 7 |
27 | 3 | 1 | 3 | 4 | 4 | 5 | 1 | 4 | 2 | 5 | 1 | 1 | 5 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 5 | 61 | 3 |
28 | 4 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 54 | 9 |
29 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 66 | 4 |
30 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 2 | 1 | 3 | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 57 | 10 |
31 | 5 | 5 | 2 | 1 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 62 | 14 |
32 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 56 | 8 |
33 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 5 | 2 | 2 | 5 | 1 | 5 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 5 | 63 | 2 |
34 | 5 | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 | 69 | 8 |
35 | 3 | 1 | 4 | 5 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 58 | 1 |
36 | 4 | 1 | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 47 | 12 |
37 | 5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 | 1 | 65 | 3 |
38 | 3 | 1 | 4 | 5 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 5 | 1 | 5 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 5 | 59 | 2 |
39 | 3 | 3 | 4 | 4 | 1 | 5 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 59 | 4 |
40 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 55 | 8 |
2292 | 275 |
Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов