Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 139.51 Кб (Скачать документ)

     Молодежь  входит в общественную жизнь, учитывая опыт предшествующих поколений, вырабатывая  собственный взгляд на мир, стиль  его восприятия и рефлексии, корректируя  свои убеждения с требованиями времени  и той социальной среды, в которой  ей предстоит жить. «Пробиваясь» в этой жизни, она достигает определенного социального статуса, основанного на соответствующем уровне образования, физического и психического здоровья, профессии, квалификации, опыта (стажа) работы, семейно-брачных отношений, доходов и т. д. Вместе с тем, у различных групп молодежи процесс социальной адаптации происходит по-разному.

     Эволюция  молодежи в процессе адаптации к  социальным изменениям в обществе закономерно  приводит к формированию у нее  устойчивых механизмов коммуникативного взаимодействия со средой. Они не менее  сложны, чем сами адаптационные формы. Центральное место в механизме  адаптации занимает сама молодежь со всей совокупностью ее признаков  и особенностей, поскольку не только ее отдельные подгруппы, но и она  в целом как социально-поколенческая группа вступает в адаптационные отношения с социальной средой.

     Вместе  с тем, очевидно, что не все молодежные группы находятся в рав ном положении, имеют одинаковые адаптационные ресурсы, условия и степень подготовленности к включению в адаптационные процессы. Одни из них могут быть более, другие менее, а некоторые совсем не подготовленными.

     Признаками  неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.

     Адаптированный  человек – это субъект жизнедеятельности  и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок  движения вперед.

     Для учащихся ПТУ это означает способность  соответствовать требованиям и  нормам учебного заведения, а также  способность развиваться в новой  для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

     Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом  сознательных и целенаправленных воздействий  педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально  – психологическим закономерностям. 

     Нарушения процесса адаптации.

     Помимо  собственно адаптации различают  девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребностей неприемлемым для группы путем. Различают две формы девиантной адаптации — неконформистскую и новаторскую. Неконформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с группой, новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация — это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов.

     Наряду  с различными формами адаптации  существует явление дезидаптации. Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутриличностными конфликтами. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). Эти критерии находят свое отражение в различных определениях дезадаптивного поведения, например в кратком словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодежи» дезадаптация определяется как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» (Попов В.А., Заваржина С. А., 1994).

     По  продолжительности влияния на личность различают временную, устойчивую, ситуативную  и общую устойчивую дезадаптированность личности. Временная адаптация связана с включением в новую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться (поступление в школу, на работу, рождение ребенка и др.). Устойчивая ситуативная дезадаптированность связана с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении проблем (в условиях профессиональной деятельности, в сфере семейных отношений и др.). Общая устойчивая адаптированность — это состояние стабильной неприспособленности личности, активизирующее защитные механизмы.

  Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

  1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, пpoфeccиoнaльными проблемами, хроническими заболеваниями и др.;

  2) пережитые экстремальные ситуации  — травматические ситуации, в  которых человек участвовал непосредственно  как свидетель, если они были  связаны с восприятием смерти  или реальной ее угрозы, тяжелых  травм и страданий других людей  (или своей собственной), испытывая  при этом интенсивный страх,  ужас, чувство беспомощности (подобные  ситуации вызывают особое состояние  — посттравматическое стрессовое  расстройство);

  3) неблагополучное включение в  новую социальную ситуацию или  нарушение устоявшихся взаимоотношений  в группе.

     Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом.

     Ненормативное поведение называют отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio — отклонение, уклонение). А. И. Ковалева дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» (Ковалева А. И., 1996). Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия. Такое действие называется поступком. Поступок обеспечивает возможность:

  2) испытания себя, выявления своих  качеств, особенностей, намерений;

  3) опробования и выбора способов  достижения поставленных целей.

     Таким образом, термином “девиантное поведение” обозначается отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой, и нередко возникает в подростковом возрасте, поддерживая намерение исследовать, изучать, экспериментировать, выявлять свои потенциальные возможности. «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подростков), наркомания, алкоголизм.

     Девиантное поведение — отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением.

     Делинквентное поведение — противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом.

     Делинквентное, антиинституциональное поведение (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — противонормное, сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное поведение связано c нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т. е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей. Некоторые авторы не считают делинквентное поведение результатом нарушения уголовной нормы, полагая, что к нему относятся и такие нарушения поведения, как школьные прогулы, сквернословие, т. е. противоправные, но отнюдь не антисоциальные действия. Такой подход размывает границы между девиантным и делинквентным поведением. На самом деле границы между этими формами ненормативного поведения существуют, однако при определенных условиях первая форма поведения легко может трансформироваться во вторую.  

  Укрепление  психофизического здоровья студентов  вузов является одной из актуальных медико-социальных проблем, эффективное решение которой имеет определяющее значение в улучшении медицинской помощи населению. Многолетний опыт подтверждает, что важной задачей в этом направлении оказывается исследование структуры дезадаптации  и  ее профилактика у обучающихся в вузе, что и определило целевую установку данной работы. Методом прямого наблюдения и индивидуального собеседования у 92 студентов первых курсов вуза, была выявлена реакция дезадаптации на протяжении первых трех месяцев обучения. В результате проведенного исследования было установлено, что реакция дезадаптации у большинства обследованных студентов (87%) проявлялась уже на протяжении первого месяца обучения. По своей структуре она носила полиморфный характер и включала следующие компоненты: астенический (58,2%), обсессивный с выраженным чувством неуверенности в своих способностях продолжать обучение (30,1%),  депрессивный (6,5%) и фобический (5,2%). На фоне возникшей реакции дезадаптации 81% учащихся не скрывали появившихся сомнений в правильности их профессиональной сходной ориентации. 

     Таким образом, дезадаптация приводила к резкому снижению исходной мотивации к обучению в вузе. Эффективность учебной деятельности во многом зависит от наличия у учащегося мотивации к данному виду деятельности. Обучение идет более успешно, если студент правильно оценил значение выбранной специальности, убедился в целесообразности и необходимости учения, сознательно и ответственно относится к усвоению изучаемого материала, если у него есть познавательный интерес и познавательная потребность. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что при обучении в вузе необходимо уделять большое внимание профилактике и коррекции дезадаптаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации студентов

     Личностные факторы, это факторы которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом  когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом  уровне.

     При социально - психологической адаптации  существенное значение имеют личностные особенности учащихся и адаптирующая способность группы. Она предполагает наличие определенной установки  по отношению к новому индивиду, регламентирующую активность группы, наличие действенной групповой  эмоциональной идентификации. Процесс  адаптации учащихся в новом для  себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.  

     На  фоне социально-экономической нестабильности последних десятилетий в России имеет место значительный рост числа  расстройств аффективного спектра  у молодежи, что повышает риск возникновения  социальной дезадаптации и девиантного поведения в молодежной среде. Психосоциальные проблемы молодежи и студенчества привлекают все большее внимание исследователей .Хотя Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди молодежи, до сих пор отсутствуют программы профилактики суицидального поведения. Важной частью таких программ должно стать своевременное выявление расстройств аффективного спектра, включающих субклинические состояния эмоциональной дезадаптации. Вышесказанное делает особенно актуальной задачу исследования факторов, влияющих на возникновение и течение этих расстройств у молодежи и студентов. Современные исследования расстройств аффективного спектра подтверждают диатезстрессовую модель их возникновения. Согласно этой модели, биологическая уязвимость выливается в болезнь только при условии воздействия стрессоров — неблагоприятных психологических и социально-психологических факторов.

Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов