Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа
Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53
Дезадаптивная озабоченность оценкой — негативные аспекты перфекционизма, отражающие озабоченность ошибками, сомнения в действиях, родительскую критику и ожидания и социально предписанный перфекционизм.
Невротический перфекционизм — стремление к чрезмерно высоким стандартам из-за страха неуспеха и боязни разочаровать других.
Негативный перфекционизм — перфекционное поведение, являющееся функцией отрицательного подкрепления и тенденции избегания.
Нормальный перфекционизм — стремление к разумным и реалистичным стандартам, которое ведет к самоудовлетворенности и повышению самооценки.
Объектно-ориентированный перфекционизм — предъявление чрезмерно высоких стандартов для других людей.
Озабоченность ошибками — тенденция к негативной реакции на ошибки, предвосхищению неодобрения и интерпретированию ошибок как равнозначных неуспеху.
Организованность — убежденность в важности аккуратности и порядка.
Восприятие родительской критики — убежденность в том, что родители слишком строги.
Восприятие родительских ожиданий — убежденность индивида в том, что родители устанавливают для него очень высокие стандарты.
Пассивный перфекционизм — бездействие из-за крайней озабоченности ошибками, сомнений в действиях и тенденции к оттягиванию действий.
Перфекционистская самопрезентация — стиль, включающий потребность казаться совершенным или избегать казаться несовершенным другим людям.
Перфекционные когниции — автоматически возникающие мысли, отражающие потребность быть совершенным, и осознание несовершенств.
Позитивные стремления к достижению — положительные аспекты перфекционизма, отражающие высокие личные стандарты, субъектно-ориентированный перфекционизм, объектно-ориентированный перфекционизм и организованность.
Позитивный перфекционизм — перфекционное поведение, являющееся функцией положительного подкрепления и тенденций приближения к идеалу.
Расхождение — ощущение неспособности соответствовать установленным для себя высоким стандартам.
Сомнения в действиях — степень, в которой человек сомневается в своей способности выполнить задание.
Социально предписанный перфекционизм — ощущение индивида, что ему навязывают нереалистично высокие стандарты.
Нормальный (адаптивный) и невротический (дезадаптивный) перфекционизм. Фактически различие между «нормальным» (т.е. адаптивным) и «невротическим» (т.е. дезадаптивным) перфекционизмом было введено авторами-клиницистами до того, как были созданы психометрические методики измерения перфекционизма. Д. Хамачек на основе клинического опыта описал различия между невротическим и нормальным перфекционизмом. Нормальный перфекционист — это тот, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможности допускать ошибки. Следовательно, у последних никогда не бывает ощущения, что что-то сделано достаточно хорошо. Смысл этого различия в том, что перфекционизм подразумевает завышенные стандарты выполнения действия в сочетании с тенденцией к чрезмерно критическим оценкам своего поведения. Таким образом, психологические проблемы, связанные с перфекционизмом, скорее зависят от этих тенденций к критическому оцениванию, чем с установлением завышенных стандартов.
В литературе по перфекционизму описаны составляющие невротического перфекционизма.
Первая из них касается обеспокоенности индивида недостатками своей деятельности. Нормальный перфекционист стремится к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки. Невротические пер- фекционисты так сильно обеспокоены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью приведут, пер- фекциониста к ощущению, что он не соответствует своим требованиям. Чрезмерное беспокойство по поводу ошибок, согласно Д. Хамачеку, заставляет перфекционистов стремиться к своим целям скорее за счет страха неуспеха и боязни разочаровать других, чем потребности в достижении. Д. Берне охарактеризовал боязнь ошибок как часть дихотомического стиля мышления депрессивных индивидов, описанных А. Беком.
Вторая составляющая — это сомнение в качестве полученного результата. Это не осознание или оценивание отдельных недостатков, а общее ощущение, что работа сделана неудовлетворительно. Такое ощущение было подробно описано в литературе по обсессивным переживаниям как чувство неуверенности в действии или убеждении. Дж. Рил относит перфекционизм к характеристикам обсессивно-компульсивных индивидов, которые отражают «сопротивление завершению деятельности». Главная черта, по Дж. Риду, — это неуверенность в завершенном деле.
Третья составляющая заключается в том, что перфекционисты придают большое значение ожиданиям и оценкам своих родителей. Многие исследователи в этой области описывали эту связь с родителями как причину расстройства и его источник. Они предположили, что перфекционисты росли в обстановке, где любовь и одобрение были обусловлены их успехами. Чтобы получить любовь и одобрение, они должны делать все с возрастающим совершенством. Любая неудача или ошибка были связаны с риском неприятия родителями и потери любви. Для перфекциониста собственные оценки результатов деятельности неразрывно связаны с представлением о родительских ожиданиях и одобрении или неодобрении. Перфекционисты чувствуют, что их родители предъявляют требования, которым они не могут соответствовать, и невозможность соответствовать означает потенциальную потерю родительской любви и принятия. Эти моменты — существенная и, возможно, центральная составляющая перфекционизма.
Характерной чертой перфекционистов является придание слишком большого значения пунктуальности, порядку и организованности. М. Холлендер описывает это как культ аккуратности: «всему свое место». В связи с этим встает вопрос: относится ли организованность к характеристикам перфекционизма или это обсессивно-компульсивная черта и можно ли говорить о существовании перфекционизма как самостоятельного паттерна дезадаптации и личностной черты или как характеристики обсессивно-компульсивного расстройства (обсессивной личности).
Негативный и позитивный перфекционизм. Некоторые авторы предполагают, что исследования перфекционизма имеют тот же общий недостаток, который характеризует психологию в целом, а именно, тенденцию сосредоточивать внимание на негативных аспектах, не замечая позитивных аспектов конструкта. Дополнительные способы концептуализации перфекционизма возникли из попыток выявить его позитивные аспекты. Л. Терри-Шорт и другие ] описывали позитивный перфекционизм как поведение, являющееся функцией положительного подкрепления; оно включает готовность взаимодействовать со стимулами. Наоборот, негативный перфекционизм — это функция отрицательного подкрепления, и он включает желание избежать неприятных исходов.
Концепция
перфекционизма П. Хьюитта
и Г. Флетта. П. Хьюитт
и Г. Флетт выявили три
составляющие перфекционизма:
субъектно- или лично-
стно-ориентированный
перфекционизм (завышенные
и нереалистичные требования,
предъявляемые к себе,
и усиленное исследование
себя, самокопание и
самокритика, которые
делают невозможным
принятие собственных
изъянов, недостатков
и неудач), объектно-ориентированный
перфекционизм (предъявление
преувеличенных и нереалистичных
требований к другим)
и социально предписанный
перфекционизм (генерализованное
убеждение или ощущение,
что другие предъявляют
к субъекту нереалистичные
требования, которым
трудно, но необходимо
соответствовать, чтобы
заслужить одобрение
и принятие). В более
ранней работе они также
описывали отдельные
элементы перфекционной
мотивации и всемирно-ориентированного
перфекционизма. Понятие
перфекционной мотивации
затем было включено
как составляющая в
понятие субъектно-ориентированного
перфекционизма. Всемирно-ориентированный
перфекционизм (т.е.
убежденность в необходимости
совершенных решений
широкого круга проблем)
— глобальное понятие,
введенное Р. Джонсом
в работе по специфическим
иррациональным убеждениям.
Генерализованный перфекционизм и специфические области перфекционизма.
В настоящее время большая часть исследований в сфере перфекционизма фокусируется прежде всего на индивидуальных различиях черт в генерализованных формах перфекционизма. Допущение, скрытое в этом внимании к личностному перфекционизму, состоит в том, что крайние перфекционисты — это те, кто следует завышенным стандартам во многих областях жизни (например, достижения, межличностные отношения и внешность). Возможно, дезадаптивная и адаптивная формы перфекционизма различаются тем, что адаптивный перфекционизм ограничивается одной или двумя сферами, а дезадаптивный перфекционизм глобален и затрагивает все аспекты личности. Высказывалось мнение (требующее проверки), что структурный компонент перфекционизма активизируется в определенных ситуациях. Этот вопрос практически не был изучен эмпирически.
В
последнее время
некоторые авторы
начали задаваться вопросом
о возможности изучения
природы и коррелятов
перфекционизма в определенных
областях жизни. Дж.
Митчелсон и Д. Берне
модифицировали многомерную
шкалу перфекционизма
П. Хьюитта и Г. Флетта (Multidimensional
Perfеctionism Scale, MPS) с тем
чтобы респонденты указывали
уровень своего перфекционизма
дома и на работе. Они
обнаружили значимые
индивидуальные различия
в полеспецифичных формах
перфекционизма. Сравнения
показали, что уровни
субъектно-ориентиро-
ванного, объектно-ориентированного
и социально предписанного
перфекционизма были
значительно выше в
рабочем контексте,
чем дома.
Перфекционные когнитивные установки.
В
эмпирическом исследовании
П. Хьюитт и Г. Флетт
установили роль когнитивных
факторов в перфекционизме,
разработав опросник
перфекционных когниций (Perfec-
tionism Cognitions Inventory, PCI).
Эта шкала оценивает
частоту автоматически
возникающих мыслей,
отражающих потребность
достичь совершенства.
Суть этого подхода
в том, что определенные
личностные конструкты,
отвечающие за подверженность
дистрессу, имеют компонент
автоматически возникающих
мыслей, которые отражают
темы, связанные с этой
подверженностью. Авторы
показали, что индивидуальные
различия в частоте
автоматически возникающих
мыслей способны предсказывать
значительные различия
в показателях дистресса
и обладают намного
большей предсказательной
силой, чем различия
черт перфекционизма.
Перфекционная самопрезентация.
Наконец, еще один способ концептуализации перфекционизма отражает тенденцию некоторых перфекционистов пытаться замаскировать то, что они считают своими недостатками. Отдельные авторы предполагают, что у перфекционистов очень хорошее самосознание и они имеют сильное желание скрыть свои ошибки и недостатки от других. Исследование Р. Фроста с коллегами показало, что люди с высоким уровнем обеспокоенности ошибками в меньшей степени готовы показывать их другим после того, как сами сделали несколько ошибок.
Исследования, проведенные в лаборатории П. Хьюитта и Г. Флетта были посвящены проверке допущения, что во внешнем проявлении перфекционизма существуют устойчивые индивидуальные различия .Эти различия могут включать потребность казаться другим людям совершенным или потребность избежать того, чтобы показаться несовершенным. Шкала перфекционной самопрезентации (Perfectionistic Self-Presentation Scale;) основана на допущении, что специфическая невротическая форма перфекционизма включает потребность публично предъявлять другим безупречный образ.
Различия между перфекционизмом и достижением совершенства. Важный для исследования перфекцинизма вопрос касается различия между перфекционными стандартами и достижением этих стандартов. Методики измерения перфекционизма оценивают уровни личных и социальных стандартов и не оценивают, насколько близок человек к совершенству.
Рассматривая этот вопрос, Р. Слэйни с коллегами решили включить отдельную методику измерения расхождения (несоответствия) в дополненную версию разработанной ими Почти совершенной шкалы (Almost Perfect Scale — Revised, APS-R). Расхождение показывает, как человек оценивает степень достижения им перфекционных стандартов. Очевидно, ощущения несоответствия играют важную роль в переживании дистресса.
Согласно Р. Слэйни, субшкала расхождения — центральный аспект конструкта перфекционизма; это ключевой фактор в определении его адаптивности или дезадаптивности. П. Хьюитт и Г. Флетт также начали разрабатывать многомерную методику измерения расхождения, которая будет сопутствовать MPS. Они считают, что определение перфекционизма должно ограничиваться перфекционистскими стремлениями и что индивидуальные различия в воспринимаемых расхождениях должны рассматриваться как часть отдельного, хотя и близкого, конструкта, который делает упор на самооценке.
Расхождение и личностный перфекционизм могут различаться в нескольких аспектах. Например, одно ключевое различие между перфекционизмом и самооценкой касается временных факторов. В то время как перфекционизм рассматривается как относительно устойчивый личностный конструкт, расхождение может и должно существенно флуктуировать как непрерывная функция обратной связи, касающаяся деятельности, жизненного опыта и т.д.
Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов