Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 139.51 Кб (Скачать документ)
 

1.Ориентируясь на пункты: 3,4,6,8,11,13,14.15,18,20  можно сделать выводы:

1.Низкий уровень  прокрастинации составил у 17 человек (баллы от 1 до 5) Общая сумма баллов -  53

2.Средний уровень  прокрастинации составил у14 человек (баллы от 6 до 11)

Общая сумма  баллов – 108

Высокий уровень  прокрастинации составил у 9 человек (баллы от 11 до 16)

Общая сумма  баллов – 114 

1.Находим среднее значение  (М)

Для этого складываем все общие  баллы и делим  на количество опрошенных.

2292:40 = 57

М = 57

2.Находим стандартное отклонение (SD)

По формуле :

а) найдём дисперсию

для этого вычтем из каждого общего балла среднее  значение (М)

 суммируем  все числа.

d = 122

б) по формуле  находим стандартное отклонение

SD =

SD =

SD = 1.897

3.Находим  среднее значение  (М) по второй шкале.

Для этого складываем все общие  баллы и делим  на количество опрошенных.

275:40 = 7

М = 7 

2.Находим  стандартное отклонение (SD)

По формуле :

а) найдём дисперсию

для этого вычтем из каждого общего балла среднее  значение (М)

 суммируем  все числа.

d = (-5)2

б) по формуле  находим стандартное отклонение

SD =

SD =

SD = 0, 79 

Норма по первой шкале:  Норма по второй шкале:

n = M ± SD     n = M ± SD  

n = 57 ± 1,897    n = 7 ± 0, 8 
 
 
 
 

2.Результаты  исследования по опроснику А.Бека                             табл№3             

  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н общая сумма
1 1 1 1 2 0 0 0 0 1 2 2 1 0   11
2 1 1 0 0 2 2 0 1 0 0 2 1 0   10
3 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 2 1 0    5
4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0    0
5 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0    2
6 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 2 1 1    6
7 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0    2
8 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0     3
9 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0     4
10 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0     5
11 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0     4
12 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0     2
13 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 2 0 0     5
14 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0     2
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
16 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0     2
17 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1     2
18 1 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0     4
19 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0     2
20 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1     2
21 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
22 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 2 1 0     4
23 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
24 2 0 1 1 1 1 0 1 1 3 1 2 2    16
25 1 1 3 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1    10
26 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0     3
27 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     1
28 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
29 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
30 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0     3
31 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
32 1 0 0 1 0 0 0 0 2 0 1 0 0     5
33 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 1 0 0     3
34 0 0 0 1 0 1 0 0 2 0 1 0 1     6
35 1 1 3 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1    10
36 1 1 1 2 0 0 0 0 1 2 2 1 0   11
37 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0     3
38 1 1 2 1 0 0 0 2 1 0 0 1 0     9
39 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0     5  
40 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0     0
 

Из приведенного в табл.№3  можно сделать следующие выводы:

Из 40 опрошенных человек :

  1. 0 человек страдает депрессией
  2. 6 человек страдают легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.
  3. 34 человека не страдают депрессией, пребывают в хорошем эмоциональном состоянии.
 
 
 

1.Находим  среднее значение  (М)

Для этого складываем все общие  баллы и делим  на количество опрошенных.

162:40 = 4,05

М = 4,05

2.Находим  стандартное отклонение (SD)

По формуле :

а) найдём дисперсию

для этого вычтем из каждого общего балла среднее  значение (М)

 суммируем  все числа.

d = (-35, 55)2

б) по формуле  находим стандартное отклонение

SD =

SD =

SD = 5, 62 

n = M ± SD 

n = 4, 05  
 

                                                                      табл.№4

 
 
    N = 40
    

Шкала прокрастинации

 
Опросник  тревоги Бека
     
  Показатель дезадаптации
     M
        57
        4,05
     SD
       1,897
        5,62

    М – среднее значение,  SD  - стандартное отклонение 

    3.Находим коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

    Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.

     r = 1-

      где n — количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых)

      D —разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого

      ∑(D2) — сумма квадратов разностей рангов.

     При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту  связи между признаками (в нашем примере это 1)Шкала прокрастинации у студентов (С.Лэй) и 2)Опросник депрессивности А.Бека), считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

     Коэффициент ранговой корреляции составил:

     r = 0, 06, p > 0, 05

     Из  этого следует, что оба признака из нашего исследования (депрессивность и прокрастинация) имеют слабую тесноту связи между собой. 

     Из  нашего исследования можно сделать  следующие выводы:

  1. По шкале прокрастинации:

    17 человек – низкий уровень

    14 человек  - средний уровень

    9 человек  - высокий уровень

    Стандартное отклонение составило sd = 1,89, M = 57

    n = 57 ± 1,897  

  1. По шкале  депрессивности:

    0 человек страдает  депрессией

    6 человек страдают  легким уровнем депрессии 

    34 человека  не страдают депрессией

    Стандартное отклонение депрессивности составило  sd = 5,62, M = 4,05

    n = 4, 05

     3)Коэффициент ранговой корреляции составил:

     r = 0, 06, p > 0, 05

     Из  этого следует, что депрессивность и прокрастинация (исследуемые признаки) имеют слабую тесноту связи между собой.

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     Перфекционизм многомерен, т.е. включает множество связанных между собой черт, одни из которых в целом адаптивны, а другие способствуют дезадаптации. Фактически все концепции перфекционизма признают, что центральным его компонентом является установление чрезмерно завышенных личных стандартов выполнения деятельности.   В ходе проделанной работы и проведенных исследований на основе опросников С.Лэя и Бека было выявлено следующие закономерности у студентов первых курсов. 

     Гипотезы  подтверждены.

     Для студентов с высоким уровнем  перфекционизма характерны достоверно более высокие показатели разных форм избегающего поведения по сравнению со студентами с низким перфекционизмом:

    1. Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют достоверно более высокие показатели избегающего поведения в форме прокрастинации – склонности откладывать начало деятельности и не завершать ее в нужные сроки
    2. Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют достоверно более высокие показатели социального избегания.
    3. Выявлены положительные корреляционные связи между общим показателем перфекционизма и показателями избегающего поведения у студентов первых курсов.
    4. Выявлены подтверждения связи перфекционизма с депрессией
    5. Признаки из нашего исследования (депрессивность и прокрастинация) имеют слабую тесноту связи между собой.
 
 

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:  

  1. Адлер А .Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995
  2.  Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т.Перфекционизм, депрессия и тревога //Моск.психотерапевт.журн.2001. № 4 С.18-48
  3. Хорни К.Невортическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993
  4. Гаранян Н.,Андрусенко Д.А.,Хломов И.Д.Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации //Психологическая наука и образование. журн.2009. № 1 С.73-77
  5. Гаранян Н., Юдеева Т.Структура перфекционизма у пациентов //Психологический журн.2009. № 6,том 30 С.93-101
  6. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // терапия психических расстройств.2006.№1 , с.23-31
  7. Банников Г.С. Роль личностных особенностей в формировании структуры депрессии и реакций дезадаптации: Дисс…канд.мед.наук.М., 1998.
  8. Вертоградова О.П.Трнвожно-фобические расстройства и депрессия// Тревога и обсессии/ Ред. А.Б.Смулевич.М., 1998.С. 113-131
  9. Красик Е.Д., Положий Ю.С., Крюков Е.А.Нервно-психические заболевания студентов.Томск: Томск. Ун-т, 1982
  10. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Автореф.канд.дис.М., 2008.
  11. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М.:  Аспект Пресс, 2001
  12. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.Интегратиная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // Моск. Психотерапевт.журн. 1996. №3. С. 112-141
  13. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Пвтореф. Канд. Дис. М., 2007.
  14. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекуионизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопр.психол. 2007. №4. С. 157-168.
  15. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988.
  16. Василькова Ю.В., Васильева Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 г.
  17. Шаронов А.В.Молодежь и общество: Проблемы социальной адаптации в современном мире. // Вестн. психосоциал. и коррекционно-реабилитац. работы. - 1996. -№1. с -47.
  18. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев;1989.
  19. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань; 1992
  20. Красик Е. Д., Положий Б. С, Крюков Е. А. Нервно–психические заболевания у студентов. – Томск, 1982. – 7 с.
  21. 6.Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод, рекомендации. – М., 1987. – С. 4–9.
  22. Северный А. А., Ануфриев А. К. // Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации. – М, 1987.–С. 3.
  23. http://atlana.narod.ru/procrastination.html
  24. http://psy.piter.com/library/
  25. http://procrastinator.ru/
  26. http://www.sunhome.ru/psychology/14528
  27. http://psyhonevrolog.ru/lechenie-trevogi-chast-2-37
  28. http://www.psy-alfa.ru/Test.aspx?TestId=1
  29. http://www.golovokrugenie.ru/36.html
  30. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14481/
  31. http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/bydates/2008-05-07-208301.html
  32. http://www.timesaver.ru/articles/a1694.php
  33. http://www.studzona.com/referats/view/36406
  34. http://free-works.ru/raboty/psihologiya/vidy-lichnostnyh-oprosnikov/12847/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шкала прокрастинации (С.Лэй, 1986),

Люди могут  использовать данные высказывания в  целях узнать себя. Для каждого  высказывания следует решить характерно оно для вас или нет , по пятибалльной шкале. Следует заметить, что 3 по шкале обозначает нейтральную позицию . В каждом окошке справа от высказывания напишите число от одного до пяти , которое лучше охарактеризовывает вас.  
1- Очень нетипично  
2- Нетипично  
3- Нейтрально  
4- Типично  
5- Очень типично  
 
1. Часто оказывается, что я делаю задания, которые нужно было сделать еще несколько дней назад.  
2. Я не делаю задания до тех пор, пока не истекает срок сдачи  
3. Когда я заканчиваю читать книгу, я сразу же возвращаю ее в библиотеку , не смотря на то, что срок ее сдачи ещё не подошёл.  
4. Когда я просыпаюсь я тут же встаю с кровати.  
5. Письмо может лежать несколько дней, прежде чем я его отправлю.  
6. Я всегда тут же перезваниваю на неотвеченные звонки  
7. Даже имея дело с работой которая требует лишь просто сидеть и выполнять ее , я редко выполняю ее в срок  
8. Я всегда быстро принимаю решения  
9. Я обычно откладываю работу, которую я должен сделать  
10. Я обычно должен торопиться, что бы выполнить работу в срок  
11. Когда я выхожу из дома , то мне редко приходиться делать что-либо в последнюю минуту  
12. Когда мне нужно сдать что-то в срок, я всегда трачу свое время на другие занятия  
13. Я предпочитаю выходить пораньше, если у меня запланирована встреча  
14. Я обычно начинаю делать задания вскоре после того как оно было задано  
15. Я часто выполняю задание раньше, чем положено  
16. Я всегда делаю подарки ко дню рождения или к новому году в последнюю минуту  
17. Я обычно покупаю все в последний момент, даже необходимые вещи  
18. Я обычно заканчиваю делать все запланированные дела только через день  
19. Я продолжаю говорить, что я сделаю все завтра  
20. Прежде чем отдохнуть и расслабиться , я выполняю все дела  

Отметьте: Ключи: 3,4,6,8,11,13,14,15,18,20

Отметка: * указывает  пункты, которые отличают студента от  нестуденческих форм 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    ПРИЛОЖЕНИЕ  №2

ОПРОСНИК  БЕКА

Опросник  Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.  
Несмотря на то, что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях.

 
Тест  можно проводить в групповом  и индивидуальном вариантах.

Результаты  опросника высоко коррелируют с  личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.

Все утверждения  опросника Бека являются прямыми, поэтому  для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие  выбранным утверждениям.

 
Бланк опросника
 

Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов