Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа
Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53
Предложение рассматривать перфекционизм и расхождение как отдельные понятия согласуется с результатами исследования Б. Хэнкина, Дж. Робертса и И. Готлиба, которые изучали эмпирическую связь между элементами перфекционизма и расхождениями в Я на выборке учеников старших классов. Они обнаружили, что субъектно-ориентированный перфекционизм не коррелировал с показателями расхождений «актуальное/идеальное Я» и «актуальное/должное Я». Они тем не менее обнаружили маленькую, но значимую положительную корреляцию между социально предписанным перфекционизмом и расхождениями «актуальное/идеальное Я». Социально предписанный перфекционизм не был значимо связан с большими расхождениями между актуальным и идеальным Я. Б. Хэнкин с коллегами предположили, что элементы перфекционизма и расхождения в Я могут важным образом различаться концептуально и эмпирически, потому что перфекционизм в концепции (и в опроснике) П. Хьюитта и Г. Флетта оценивает «величину личных стандартов индивидов, независимо от способности достичь их».
Необходимость различать перфекционизм и самооценку также выявляется в исследовании перфекционизма и самоэффективности. Экспериментальные исследования установления стандартов и самоэффективности основаны на посылке, что желательно и имеет смысл проводить различия между стандартами и тем, как человек воспринимает свою способность соответствовать этим стандартам.
О
потенциальной полезности
различения перфекционизма
и самооценочных тенденций
говорит исследование
перфекционизма, самооценки
и депрессии. К. Райс
и Дж. Эшби с коллегами
проверяли гипотезу,
согласно которой самооценка
опосредствует связь
между перфекционизмом
и депрессией. Хотя подтверждение
опосредствующих влияний
было неоднозначным,
явное значение исследования
состоит в том, что имеет
смысл различать перфекционизм
и валентность самооценок.
А П.Хьюитт и Г. Флетт,
кроме того, считают,
что точно так же имеет
смысл различать перфекционизм
и оценки степени, в
которой было достигнуто
совершенство.
Негативные последствия перфекционизма и связь с психическими расстройствами.
Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты. Последствия для эмоционального состояния — это частые, даже хронические, переживания недовольства собой,тоски,тревоги, стыда и вины. У перфекциониста страдает и мотивационная сфера. Определенный тип перфекционистов не способен испытывать настоящий интерес к какому бы то ни было занятию, так как на самом деле его интересует не то, чем он занимается, а принятие, одобрение, восхищение, самоутверждение, которые он может получить, успешно справляясь с этим делом или достигая в нем совершенства. Если же по какой-то причине он не получает этих желаемых реакций или они перестают служить достаточным мотивом, перфекционисту грозит потеря смысла жизни, ощущение своей никчемности, незанятости, в конечном итоге — депрессия.
Последствия для продуктивности деятельности могут проявляться в виде: 1) поведения избегания, 2) состояния паралича, невозможности начать действовать (то, что западные исследователи называют procrastination — промедление), так как любой результат, отличный от превосходного, неприемлем, 3) снижение продуктивности и хроническое переутомление в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности (это напоминает истощение обсессивного пациента).
В межличностных контактах возможны (1) конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих, (2) конкурентные отношения с людьми из-за сравнений себя с ними, зависти, ревности, (3) недостаток близких и доверительных отношений. Трудности в отношениях были включены в качестве составляющей в конструкт перфекционизма, предложенный Р. Слэйни с коллегами.
Исторически перфекционизм был связан с большим количеством проблем клинического характера, однако только в последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах, как депрессия тревожность расстройства питания , личностные расстройства, хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации.
А. Пахт связывал перфекционизм с множеством психологических и физических расстройств: с алкоголизмом, эректильной дисфункцией, синдромом раздражения кишечника, депрессией, анорексией, обсессивно-компульсивными личностными расстройствами, болью в абдоминальной области, дисморфофобией, язвенным колитом, спазмами руки при письме, поведением типа А, связанным с риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, и хроническими ольфакторными параноидными синдромам. Другие исследователи связывали перфекционизм с мигреневыми головными болями , суицидом и даже низкими отметками в школе.
Перфекционизм легко спутать со сходными личностными чертами или формами дезадаптации: педантичностью, психастенией, обсессивными расстройствами, нарциссической патологией личности. Многие современные авторы — например, Р. Фрост, Р. Слэйни, Й. Штебер — отмечают неспособность принимать решения и закончить дело в качестве одной из ключевых особенностей перфекционистов, а Р. Слэйни даже включил шкалу промедления в свою методику измерения перфекционизма.
Исследователи перфекционизма выделяли характерные для перфекциониста черты, сходные с чертами нарциссической личности, которые описывает Е.Т. Соколова . В частности, у нарциссической личности нарушена мотивационная сфера. Такая личность способна достичь успеха в профессиональной деятельности, но «мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху, удовлетворению честолюбивых амбиций, всеобщему восхищению. Деловая мотивация быстро истощается». То же самое с некоторыми поправками можно сказать и о перфекционистах.
В сфере общения нарциссические личности склонны к чрезмерной идеализации и последующему обесцениванию отношений. Эта черта также присуща перфекционистам, на что указывали разные авторы. Доминирующими в отношениях с людьми для нарциссической личности являются эгоцентрическая мотивация, низкий уровень эмпатии и доверительности, нестойкость отношений.
Еще одна черта нарциссической личности — непереносимость критики, которая угрожает грандиозному Я и фрустрирует реальное Я.
Перфекционисты также отрицательно реагируют на критику, так как воспринимают ее в качестве свидетельства своего несовершенства или несостоятельности .
Перфекционизм имеет черты сходства не только с нарциссической патологией, но и с неврозами (важно отметить, что в последнее время многие авторы делают акцент на том, что перфекционизм имеет и положительные, т.е. не невротические, аспекты. Перфекционистам присущи невротические способы реализации потребностей в любви и одобрении (без различия партнера), поддержке (потребность избавиться от страха и одиночества и для этого заслужить любовь другого через попытки стать совершенным), в доминировании (стремление к все большему совершенству сочетается с неуверенностью в себе; эта потребность может стоять за объектно-ориентированным перфекционизмом), в публичном восхищении, признании (от которых зависит самоценность). Е.Т. Соколова отмечает, что невротику присуща внутренняя противоречивость стремлений (желание доминировать и необходимость отказаться от этого для получения принятия), из которой вытекает ощущение невозможности самостоятельного изменения своей жизни. У невротиков, отмечает она, экспериментально выявлено преобладание внешнего локуса контроля, полезависимости и внешней мотивированности в разных сферах жизни. Описанные черты свойственны дезадаптивным перфекционистам.
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде.
Адаптацией (от лат. adaptare — приспособлять) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). Адаптация человека подразделяется на биологическую и психологическую. Первый аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, атмосферному давлению, холоду, жаре и другим физическим факторам.
Психологическая адаптация – это приспособление человека как социоиндивида, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникновением требования самого общества в процессе коммуникации. Физиологическая адаптация протекает автоматически. Социально – психологическая же представляет собой процесс активного приспособления. В системе отношений «личность – среда» человек не только приспосабливается к данным социальным и природным условиям, но и изменяет, «приспосабливает» эти условия под себя, то есть преобразует среду в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования человека.
Социальная
адаптация — это процесс
В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации адаптированностью.
Механизм социальной адаптации в широком смысле представляет собой, на наш взгляд, систему взаимодействия всех элементов, сторон, "узлов", составляющих сам процесс социальной адаптации и его результаты. Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники и стимулы и др. Главное в этом механизме - способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.
В зависимости от различных оснований и критериев выделяют разные виды и формы адаптации, например, добровольную и вынужденную, "позитивную" и "негативную". В этом смысле можно говорить о двух ее.
Первый, исходный – адаптация, происходящая в среде, в которой непосредственно и осуществляется жизнедеятельность. Имеется в виду адаптация к профессии, работе, учебе и их условиям, к коллективу (социально-психологическая адаптация), приспособление к особенностям и условиям жизни по месту жительства и др.
Второй
уровень (срез) предполагает адаптацию
к макросоциальной среде. На этом
уровне объектом освоения выступает
социум, общественные отношения и характер
социальных взаимодействий. Критерий
адаптации на этом уровне: принимают или
не принимают индивиды на этом уровне
социально-экономические, социально-политические,
социально-культурные и другие отношения
и условия жизни, насколько они готовы
интегрироваться в эти условия.
Эти два уровня представляют ступени и звенья единого процесса. Адаптация в социуме осуществляется через адаптацию к непосредственной среде жизнедеятельности, близкому социальному окружению. Общество воспринимается и оценивается во многом в зависимости от того, удалось или не удалось индивиду "вписаться" в свою первичную среду. , сублимации, юмора и т.д.
При рассмотрении структуры социальной адаптации допустимо выделить такую ее разновидность как адаптация в конкретных условиях данного региона, занимающую срединное положение между указанными двумя видами. Природные, экономические, социальные, социокультурные, этносоциальные и другие особенности определяют специфические особенности процесса адаптации в регионе или их группе. Это, в частности, относится к нашему отдаленному от центра страны краю.
В
кризисных условиях распространены
негативные, регрессивные формы адаптации,
которые по сути представляют собой разновидности
социальной дезадаптации. Они имеют место
там, где индивиды входят в общности, цели
которых не соответствуют ни потребностям
развития общества, ни интересам развития
самой личности. Достаточно указать на
организованную преступность, различные
группы с асоциальным (девиантным) поведением.
Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.
В настоящее время существует необходимость в поиске путей, направленных на обеспечение адаптации молодежи к самостоятельной жизни в условиях нестабильного, быстро меняющегося социума.
В
процессе социализации адаптация становится
более сложной и
Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов