Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
Объект исследования – студенты первых курсов.
Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретический материал по данной проблеме
экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация и методы исследования проблемы перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 139.51 Кб (Скачать документ)

     Предложение рассматривать перфекционизм и расхождение как отдельные понятия согласуется с результатами исследования Б. Хэнкина, Дж. Робертса и И. Готлиба, которые изучали эмпирическую связь между элементами перфекционизма и расхождениями в Я на выборке учеников старших классов. Они обнаружили, что субъектно-ориентированный перфекционизм не коррелировал с показателями расхождений «актуальное/идеальное Я» и «актуальное/должное Я». Они тем не менее обнаружили маленькую, но значимую положительную корреляцию между социально предписанным перфекционизмом и расхождениями «актуальное/идеальное Я». Социально предписанный перфекционизм не был значимо связан с большими расхождениями между актуальным и идеальным Я. Б. Хэнкин с коллегами предположили, что элементы перфекционизма и расхождения в Я могут важным образом различаться концептуально и эмпирически, потому что перфекционизм в концепции (и в опроснике) П. Хьюитта и Г. Флетта оценивает «величину личных стандартов индивидов, независимо от способности достичь их».

     Необходимость различать перфекционизм и самооценку также выявляется в исследовании перфекционизма и самоэффективности. Экспериментальные исследования установления стандартов и самоэффективности основаны на посылке, что желательно и имеет смысл проводить различия между стандартами и тем, как человек воспринимает свою способность соответствовать этим стандартам.

     О потенциальной полезности различения перфекционизма и самооценочных тенденций говорит исследование перфекционизма, самооценки и депрессии. К. Райс и Дж. Эшби с коллегами проверяли гипотезу, согласно которой самооценка опосредствует связь между перфекционизмом и депрессией. Хотя подтверждение опосредствующих влияний было неоднозначным, явное значение исследования состоит в том, что имеет смысл различать перфекционизм и валентность самооценок. А П.Хьюитт и Г. Флетт, кроме того, считают, что точно так же имеет смысл различать перфекционизм и оценки степени, в которой было достигнуто совершенство. 
 
 

     Негативные  последствия перфекционизма и связь с психическими расстройствами.

     Исследователи выделяют несколько  сфер, на которые  оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты. Последствия для эмоционального состояния — это частые, даже хронические, переживания недовольства собой,тоски,тревоги, стыда и вины. У перфекциониста страдает и мотивационная сфера. Определенный тип перфекционистов не способен испытывать настоящий интерес к какому бы то ни было занятию, так как на самом деле его интересует не то, чем он занимается, а принятие, одобрение, восхищение, самоутверждение, которые он может получить, успешно справляясь с этим делом или достигая в нем совершенства. Если же по какой-то причине он не получает этих желаемых реакций или они перестают служить достаточным мотивом, перфекционисту грозит потеря смысла жизни, ощущение своей никчемности, незанятости, в конечном итоге — депрессия.

     Последствия для продуктивности деятельности могут проявляться в виде: 1) поведения избегания, 2) состояния паралича, невозможности начать действовать (то, что западные исследователи называют procrastination — промедление), так как любой результат, отличный от превосходного, неприемлем, 3) снижение продуктивности и хроническое переутомление в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности (это напоминает истощение обсессивного пациента).

     В межличностных контактах  возможны (1) конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих, (2) конкурентные отношения с людьми из-за сравнений себя с ними, зависти, ревности, (3) недостаток близких и доверительных отношений. Трудности в отношениях были включены в качестве составляющей в конструкт перфекционизма, предложенный Р. Слэйни с коллегами.

     Исторически перфекционизм был связан с большим количеством проблем клинического характера, однако только в последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах, как депрессия тревожность расстройства питания , личностные расстройства, хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации.

     А. Пахт связывал перфекционизм с множеством психологических и физических расстройств: с алкоголизмом, эректильной дисфункцией, синдромом раздражения кишечника, депрессией, анорексией, обсессивно-компульсивными личностными расстройствами, болью в абдоминальной области, дисморфофобией, язвенным колитом, спазмами руки при письме, поведением типа А, связанным с риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, и хроническими ольфакторными параноидными синдромам. Другие исследователи связывали перфекционизм с мигреневыми головными болями , суицидом и даже низкими отметками в школе.

     Перфекционизм легко спутать со сходными личностными чертами или формами дезадаптации: педантичностью, психастенией, обсессивными расстройствами, нарциссической патологией личности. Многие современные авторы — например, Р. Фрост, Р. Слэйни, Й. Штебер — отмечают неспособность принимать решения и закончить дело в качестве одной из ключевых особенностей перфекционистов, а Р. Слэйни даже включил шкалу промедления в свою методику измерения перфекционизма.

     Исследователи перфекционизма выделяли характерные для перфекциониста черты, сходные с чертами нарциссической личности, которые описывает Е.Т. Соколова . В частности, у нарциссической личности нарушена мотивационная сфера. Такая личность способна достичь успеха в профессиональной деятельности, но «мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху, удовлетворению честолюбивых амбиций, всеобщему восхищению. Деловая мотивация быстро истощается». То же самое с некоторыми поправками можно сказать и о перфекционистах.

     В сфере общения  нарциссические личности склонны к чрезмерной идеализации и последующему обесцениванию отношений. Эта черта также присуща перфекционистам, на что указывали разные авторы. Доминирующими в отношениях с людьми для нарциссической личности являются эгоцентрическая мотивация, низкий уровень эмпатии и доверительности, нестойкость отношений.

     Еще одна черта нарциссической личности — непереносимость критики, которая угрожает грандиозному Я и фрустрирует реальное Я.

     Перфекционисты также отрицательно реагируют на критику, так как воспринимают ее в качестве свидетельства своего несовершенства или несостоятельности .

     Перфекционизм имеет черты сходства не только с нарциссической патологией, но и с неврозами (важно отметить, что в последнее время многие авторы делают акцент на том, что перфекционизм имеет и положительные, т.е. не невротические, аспекты. Перфекционистам присущи невротические способы реализации потребностей в любви и одобрении (без различия партнера), поддержке (потребность избавиться от страха и одиночества и для этого заслужить любовь другого через попытки стать совершенным), в доминировании (стремление к все большему совершенству сочетается с неуверенностью в себе; эта потребность может стоять за объектно-ориентированным перфекционизмом), в публичном восхищении, признании (от которых зависит самоценность). Е.Т. Соколова отмечает, что невротику присуща внутренняя противоречивость стремлений (желание доминировать и необходимость отказаться от этого для получения принятия), из которой вытекает ощущение невозможности самостоятельного изменения своей жизни. У невротиков, отмечает она, экспериментально выявлено преобладание внешнего локуса контроля, полезависимости и внешней мотивированности в разных сферах жизни. Описанные черты свойственны дезадаптивным перфекционистам.

     1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде.

     Адаптацией  (от лат. adaptare — приспособлять) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). Адаптация человека подразделяется на биологическую и психологическую. Первый аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, атмосферному давлению, холоду, жаре и другим физическим факторам.

     Психологическая адаптация – это приспособление человека как социоиндивида, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникновением требования самого общества в процессе коммуникации. Физиологическая адаптация протекает автоматически. Социально – психологическая же представляет собой процесс активного приспособления. В системе отношений «личность – среда» человек не только приспосабливается к данным социальным и природным условиям, но и изменяет, «приспосабливает» эти условия под себя, то есть преобразует среду в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования человека.

     Социальная  адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией  — процессом взаимодействия с  социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами  социального поведения и усваивает  его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую  деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу  ролевым ожиданиям, которые предъявляет  к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической

     В проблемных ситуациях, не связанных  с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации адаптированностью.

     Механизм  социальной адаптации в широком смысле представляет собой, на наш взгляд, систему взаимодействия всех элементов, сторон, "узлов", составляющих сам процесс социальной адаптации и его результаты. Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники и стимулы и др. Главное в этом механизме - способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.

     В зависимости от различных оснований  и критериев выделяют разные виды и формы адаптации, например, добровольную и вынужденную, "позитивную" и "негативную". В этом смысле можно  говорить о двух ее.

     Первый, исходный – адаптация, происходящая в среде, в которой непосредственно  и осуществляется жизнедеятельность. Имеется в виду адаптация к  профессии, работе, учебе и их условиям, к коллективу (социально-психологическая  адаптация), приспособление к особенностям и условиям жизни по месту жительства и др.

     Второй  уровень (срез) предполагает адаптацию  к макросоциальной среде. На этом уровне объектом освоения выступает  социум, общественные отношения и характер социальных взаимодействий. Критерий адаптации на этом уровне: принимают или не принимают индивиды на этом уровне социально-экономические, социально-политические, социально-культурные и другие отношения и условия жизни, насколько они готовы интегрироваться в эти условия. 

            Эти два уровня представляют ступени и звенья единого процесса. Адаптация в социуме осуществляется через адаптацию к непосредственной среде жизнедеятельности, близкому социальному окружению. Общество воспринимается и оценивается во многом в зависимости от того, удалось или не удалось индивиду "вписаться" в свою первичную среду. , сублимации, юмора и т.д.

     При рассмотрении структуры социальной адаптации допустимо выделить такую  ее разновидность как адаптация  в конкретных условиях данного региона, занимающую срединное положение  между указанными двумя видами. Природные, экономические, социальные, социокультурные, этносоциальные и другие особенности определяют специфические особенности процесса адаптации в регионе или их группе. Это, в частности, относится к нашему отдаленному от центра страны краю.

     В кризисных условиях распространены негативные, регрессивные формы адаптации, которые по сути представляют собой разновидности социальной дезадаптации. Они имеют место там, где индивиды входят в общности, цели которых не соответствуют ни потребностям развития общества, ни интересам развития самой личности. Достаточно указать на организованную преступность, различные группы с асоциальным (девиантным) поведением. 

     Каждый  человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

     В настоящее время существует необходимость  в поиске путей, направленных на обеспечение  адаптации молодежи к самостоятельной  жизни в условиях нестабильного, быстро меняющегося социума.

     В процессе социализации адаптация становится более сложной и дифференцированной. Личности нередко приходится адаптироваться к условиям нескольких социальных сред, поскольку у нее значительно  расширяется число социальных ролей  и путей их реализации. Молодой  человек оказывается в роли учащегося, наемного работника, молодого специалиста, мелкого коммерсанта. Примерно в  это же время он вступает в семейную жизнь. В соответствии со сферами  общественной жизнедеятельности, в  которые включается молодежь и в  рамках которых осуществляется адаптация, она может иметь огромное видовое  разнообразие.

Информация о работе Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов