Профессиональная этика чиновника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность профессиональной этики
1.1. Исторический аспект этики
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.3 Профессиональные этические кодексы
Глава 2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих администрации Верхнеуральского района
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.13 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ  ФИЛИАЛ

                Кафедра экономики и 

                управления

  

Оценка ___________________

Подпись

преподавателя _____________

«___»________________2012 г.

    Профессиональная  этика чиновника (на материалах администрации Верхнеуральского района)

Курсовая  работа

по социологии  управления

       Гревцева Юрия Владимировича

                                                              студента группы ГМУ-10/3

                           Специальность: 080504.65

                                                     «Государственное и муниципальное  управление»

                                             Руководитель:

                                               Копцева О.А.

                      кандидат философских наук,

                                                      профессор

                                                                                       

                                                 

Магнитогорск

2012

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность профессиональной этики

1.1. Исторический аспект этики

1.2 Понятие  этика и этикет, категории и  специфика этики

1.3 Профессиональные  этические кодексы

Глава 2. Этика государственного служащего

2.1 Государственные  служащие как социально – профессиональная  группа

2.2 Особенности  этики государственного служащего

2.3 Исследование  профессионально-этического уровня  государственных служащих администрации Верхнеуральского района

2.4 Состояние  проблемы профессионально-этического  уровня государственного служащего

Заключение

Список  использованных источников литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Обращение к основным этапам развития этики  обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться  в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История  этических идей демонстрирует, как  складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как  углубляется понимание природы  морали, ее назначение, функции в  жизни и закономерность развития.

     В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

     Это открывает возможности для выработки  научных подходов к анализу состояния  кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств  работников, требований, предъявляемых  государственному служащему. Однако в  государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют  технологии оценки кадров, на основе которых  можно было бы определить этический  уровень руководителя и специалиста.

     Этика как разновидность духовно-теоретической  деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком  в обыденной жизни: что есть добро  и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются  этикой как учением о природе  добра и зла, идеала и долга, принципов  и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

     Но  для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Таким образом, в развитом виде этика состоит  из:

1) теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях

2) практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

     Важная  роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит  так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего  – нравственных убеждений и принципов  поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических  ценностных ориентаций и высокой  нравственности.

     Вопросы этики государственного служащего  постоянно продолжают возникать. Это  означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что  – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

     Актуальность  темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета  государственного служащего как  одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной  службы.

     Объектом исследования являются государственные служащие администрации Верхнеуральского района.

     Предметом исследования выступают этика и  этикет государственного служащего (на примере администрации Верхнеуральского района)

     Цель  исследования заключается в определении  особенностей и проблем этики, определении  путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности  государственной службы.

     Цель  исследования реализуется на основе решения следующих задач:

Проанализировать  историко-философскую и современную  научную литературу с целью:

- изучить исторический аспект этики

-  дать определение понятию «этика»

- выделить ее структурные элементы

  1. Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
  2. Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
  3. Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
  4. Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

   Методологической  основой исследования послужили  научные труды специалистов в  области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

   Базой исследования послужили: материалы  официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы  социальной статистики, официальные  материалы государственных органов  и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических  изданиях, в том числе научных.

   Для решения поставленных задач был  использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме. 
 
 
 

  Глава 1. Сущность профессиональной этики

    1. Исторический аспект этики
 

  Этика относится к древнейшим наукам, и  возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло  название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер.

  Нравственная  деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни  и назначения. В сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек  выбирает личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с  нравственным идеалом, с представлениями  и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.(1 с.280)

  Развитие  этической мысли проходило в три этапа.

  Первый  этап в развитии этической мысли  связан с распадом родоплеменного строя  и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого.

  Второй  этап – классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин.

  Следующей фигурой в классическом периоде  развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.

  Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:

  1) Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).

  2) Единство нравственного и художественного воспитания. Идея, о сращивании нравственного и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.

  Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается  на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др.

  Эпикур (древнегреческий философ) – певец  удовольствия, создатель концепции  гедонизма. Эпикур впервые сформулировал  положение о разумности, рациональности человеческих потребностей.

  В процессе воспитания каждый человек  должен пройти через систему ограничения  потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным  трудом. Тогда, если человек лишится  возможности удовлетворять две  последние группы потребностей –  это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято  на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д.

  Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется  в смысле «мораль», скорее всего, такое  словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.(3 с.58)

      Становление норм этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку.

Информация о работе Профессиональная этика чиновника