Профессиональная этика чиновника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность профессиональной этики
1.1. Исторический аспект этики
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.3 Профессиональные этические кодексы
Глава 2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих администрации Верхнеуральского района
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.13 Кб (Скачать документ)
  1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.
  2. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.
  3. Ответственность. Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

   Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт. 

   Этические нормы – система общих ценностей  и правил этики, соблюдение которых  требуется от государственного служащего.

   Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических  аспектах, зачастую используется категория  ценности. Но очень часто между  конкурирующими ценностями возникает  конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так  и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические  универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

   Основные  принципы и правила поведения  формируются сегодня в этических  кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой  отрасли (профессиональные кодексы). 
 

1.3 Профессиональные  этические кодексы

     Профессиональные  этические кодексы – утверждения  о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих  к определенной профессии, разработанные  с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии. 

     Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они  отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд  убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует  оценивать с помощью таких  критериев, как поддержка существующего  строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

     Кодексы, основанные на этом принципе, призывают  его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики  предполагают, что государственные  чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными  на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как  лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические  кодексы основываются на этических  принципах, которые в какой-то степени  ограничивают максимальные этические принципы.(12 с.464)

     Введение  абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации  в корпоративные этические кодексы  не исключают отношения к ним  со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в  то время как этические стандарты  требований, предъявляемых обществом  к организациям, как правило, очень высоки.

     От  государственной службы требуется  решение различных социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная  деятельность, повышение качества жизни  всех граждан общества. Специфическое  для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и её основными целями –  достижением успеха.

  1. Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
  2. Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

   Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики  остаётся только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы  существенно различаются как  по содержанию, так и по объему.

   Применительно к общению основной этический  принцип можно сформулировать таким  образом: в общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию всех сторон.

   Для того чтобы эффективно выполнять  свои функции, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой  ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной  воли возможно, только учитывая моральные  основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

   Цели  государственной службы, ее ведущие  принципы, нормы, требования к ее кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

   Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной  службы, одним из наиболее действенных  является, специально разработанный  нормативный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

   В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и др.) внесла в  Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих РФ. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ. Отсюда – императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии. 

   На  проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии  его авторов был подвергнут серьезной  критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 г. был, справедливо  отвергнут Государственной думой.(7 с.154)

   Таким образом, и сегодня у нас нет  подобного этического кодекса, когда  проблема формирования должной морали государственных служащих стоит  с особой остротой. Необходимо четко  разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных  документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего  и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного  или тем более, уголовного наказания  государственного служащего.

   Этический кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства. 

   В силу того, что в кодексе собраны  воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2) призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

     Этический кодекс государственного служащего  призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

     Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной  иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

     Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное  решение. Этический кодекс призван  помочь государственному служащему  правильно разобраться в подобных ситуациях.

     В Этическом кодексе нельзя предусмотреть  всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного  нравственного выбора, позиции и  убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

     Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые  свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это  обусловлено тем, что этические  нормы государственного служащего  являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере  государственной службы. Высшие должностные  лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями.

     Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

     Возможны  разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой  человеком при приеме на государственную  службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

     Действия  ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после  оставления человеком государственной  службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с  ним служебными отношениями; получение  от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование  в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

     Общественный  контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан  в соответствующие, предусмотренные  законом, государственные органы, через  специально созданные для этого  объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний.

     Таким образом, профессиональный этический  кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства.(10 с.551) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Этика государственного служащего

 

2.1 Государственные  служащие как социально – профессиональная  группа

     В России «государственные служащие»  традиционно рассматривается, прежде всего, как чиновничество – группа должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных  организаций. В советский период функционировала в органах власти и в обществе группа государственной  бюрократии. Группы государственных  служащих не существовало. Поэтому  сегодня она как особая социально-профессиональная общность в нашей стране находится еще в стадии формирования.

Информация о работе Профессиональная этика чиновника