Профессиональная этика чиновника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность профессиональной этики
1.1. Исторический аспект этики
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.3 Профессиональные этические кодексы
Глава 2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих администрации Верхнеуральского района
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.13 Кб (Скачать документ)

  Мораль  первоначально складывается в среде  профессий, представители которых  непосредственно при выполнении своего профессионального долга  контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители  при храмах и т.п. В этих контактах  они могли оказывать воздействие  на физическое и моральное состояние  людей, причинить им вред, дестабилизировать  общественную обстановку. Количество норм в первых этических кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления моральных норм.

  Второй  этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга. Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

  1. значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.

  Яркими  свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

  1. нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

  Данное  деление было вызвано тем, что  к этому моменту люди оценили  то, насколько оценка и признание  их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения  к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в  Западной Европе в это время бурно  развивались города, торговля, поэтому  люди, покупая товар, меньше всего  думали о личности изготовившего  этот товар.

  1. стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др.

  Эти нормы объединяли едиными нравственными  требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии  есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы  и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсёстры и  пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние  на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения  внутри государств, но и на международные  отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

  Третий  период в развитии этики наступает  в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации  – высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы  хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в  процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности  существованию каждого отдельного человека и Земли в целом.

  Вторым  важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.(5 с.13)

  Таким образом, этика берет свои начала со времен Аристотеля. В русле философских  течений высказывание этических  идей выражалось в чувственно –  образной форме, большое внимание уделяется  описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. Во второй половине ХХ века происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически  не осталось профессий, которые не имели  бы в рамках своей деятельности специальных  нравственных требований.

  В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики

  Таким образом, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также  социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических  норм и понятий. Понятие ценностей  подразумевает те из них, которым  общество или каждый индивид оказывает  свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.(2 с.194) 

1.2 Понятие  этика и этикет, категории и  специфика этики 

     Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика  отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек  определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо.    Выражается - это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.(4 с.63)

     Этика – это наука о поведении  людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль.

     Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что  разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим  собственным восприятием того, что  такое «хорошо» и что такое  «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в специфической ситуации. 

     Абсолютист  верит в то, что каждое решение  является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит.

     Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее  предписанную систему ценностей) принимает  решения на основании рационального  выбора

     Принятие  решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое из них может повлечь за собой наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.

     Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они  принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число  которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и  чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:

1) общественным интересам;

2) интересам клиента;

3) должны соответствовать личным ценностям.

     В идеальном мире все эти установки  не должны конфликтовать друг с другом. Однако в реальности очень часто  их конфликт неизбежен. Большинство  профессиональных организаций, так  же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято  считать, что документы, которые  называют также кодексами профессионального  поведения, устанавливают приемлемые норы поведения для профессионалов и сотрудников организации.(9 с.224)

     Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем.

     Основные  категории этики: добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость, и т.д.

     Категориями называются понятия, в которых наука  этика раскрывает сущность морали и  моральной деятельности человека. Нормы  формируются на уровне общественного  сознания, и это отражается категориями  «добро и зло». Но в практику эти  нормы воплощаются только через  поведение конкретного человека, после того как информация о норме  пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями  честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем  среди людей и по отношению  к людям. Личные поступки описываются  категориями долг и ответственность.

     Добро и зло – предельно общие  категории, дающие оценку с позиции  интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как  благо, как польза, зло – это  вред.

     Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального  морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция  совести людьми давно понята, и  в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести

     Честь – это те границы, которые устанавливает  себе сам человек, в рамках которых  он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более  узкие границы, чем право.

     Долг  – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

     Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие  то отвергаем.

     Познание  нравственной необходимости – это  не призыв следовать сложившимся  обстоятельствам. Наличие объективной  возможности выбора, поступить так  или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному  идеалу – это способность выбирать.

     Этика имеет в себе подсистемы моральных  требований, соответствующих специфическим  обязанностям муниципальных служащих, уровням управления или формам организации  труда.

     Специфика ответственности на современном  уровне развития кооперации труда заключается  также в том, что достижение конечного  результата немыслимо, если где-то на промежуточных  этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться  совершенно неважным как уровень  квалификации, так и должностные  функции. Достаточно сложной проблемой  является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности  за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер.

     Требования  этики государственного служащего  становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в  практику этического воспитания входит:

1) Создание  этических ассоциаций;

2) Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин

     Таким образом, этика – это наука  о поведении людей, нравах и обычаях  в поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями.(6 с.185)

     Под этикой государственного служащего (управленца) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

Информация о работе Профессиональная этика чиновника