Профессиональная этика чиновника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность профессиональной этики
1.1. Исторический аспект этики
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.3 Профессиональные этические кодексы
Глава 2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих администрации Верхнеуральского района
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.13 Кб (Скачать документ)

5. Содержание профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образования;

6. Социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

7. Этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

8. Уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

9. Уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

10. На оценку уровня этики государственного служащего населением влияют:

      а) объективные причины – наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации 

     б) субъективные причины – предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

11. Социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

12. Этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

13.  Информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.(25 с.56)

     К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

  1. Знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
  2. Умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего – это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
  3. Навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
  4. Опыт государственного служащего – это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.

   Таким образом, чтобы государственные  органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых  перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее  внимание уделять такому важному  внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой  государственных служащих, должны иметь  некоторый макет деятельности служащего  нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту, которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему. 

2.3 Исследование  профессионально-этического уровня  государственных служащих администрации Верхнеуральского района

     Теоретическое осмысление темы исследования, определение  его цели и задачи, разработка и  обоснование понятийного аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области  изучения этики и особенностей ценностей  этической культуры, что позволило  выявить имеющиеся научные представления  о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.(13 с.560)

     В администрации Верхнеуральского района состоит на службе 105 человек, из них 60 человек государственные служащие, которые и принимали участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов.

     Для определения этического уровня служащих нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Опрос государственных служащих.
  2. Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащих.

В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические  данные:

1)  об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;

2) о приоритетных направлениях повышения этического уровня;

3) выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.

     Существенное  значение здесь имеет:

1) выявление особенностей содержания, уровня и приоритетных профилей образования служащих;

2) анализ содержания нравственной компетентности муниципальных чиновников.

     В качестве основного фактора выступает  этический уровень государственных  служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:

  1. определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников.
  2. важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей.
  3. этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации государственного чиновника.
  4. этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.

   Исходя  из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической  оценки государственных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики персонала администрации Верхнеуральского района.

  В администрации Верхнеуральского района преобладает возрастная группа от 26 до 55 лет.

     Наиболее  представлены в составе управленческого  персонала специалисты с высшим образованием (технического, экономического, юридического профиля). Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начинает понемногу меняться. Стали приходить молодые специалисты, окончившие такие заведения. Служащие заочно обучаются в учебных заведениях по подготовке кадров управления.

     При всех различиях в приоритетах  чиновников образование по специальности  «Государственное и муниципальное  управление» не является типичным. Только у 6% (4) служащих имеется такое  образование. Такой же вывод можно  сделать в целом в отношении управленческих, общественно-политических специальностей. Преобладают служащие с техническим образованием – 28%(16) Главным становится экономическое образование 37% (22). Другое высшее образование имеют 29%(18) – респондентов.

1. Экономическое  образование – 37,0 (22)

2. Юридическое  – 28,0 (16)

3. Другое  образование – 29,0 (18)

     На  вопрос как давно получили служащие свое основное образование? ответы показали, что основное образование чиновники  в значительной своей части получили почти двадцать лет назад –  в 1983-м и более ранние годы. Изучая эти данные, можно сделать вывод, что получается некоторое преимущество у тех кадров, которые относительно недавно получили необходимое профессиональное образование, включающее много новых  дисциплин, не преподаваемых еще  каких-нибудь лет 15 назад. Именно критерий профессиональной подготовленности становится решающим при определении этического уровня и подборе кадров в органы государственной службы.

     С учетом того, что подавляющее большинство  – 84%(51) от числа опрошенных – имели опыт работы до перехода в администрации Верхнеуральского района, важно выяснить характер (профиль) предшествующего места работы.

     С целью определения способа приема на работу респондентам был задан  вопрос: «Каким образом Вы были приняты  на ныне занимаемую должность?» Из полученных данных можно сделать вполне определенный вывод: почти для половины опрошенных чиновников (46%) прием на работу –  это результат исключительно  воли одного человека, одного из руководителей  этих органов.

     А так как одним из факторов эффективности  профессиональной деятельности, является высокий уровень культуры служащих нами были выявлены основные элементы этикета. Мы задали вопрос «Какими элементами этикета необходимо обладать госслужащему?»

     Этот  вопрос был поставлен в открытой форме и преследовал главную  цель – выявить, насколько этические  и профессиональные аспекты сочетаются в содержании жизнедеятельности  государственных чиновников.

И получили такие ответы: в число главных элементов этикета чиновников вошли, прежде всего, такие ценности, как доброжелательность, способность брать на себя ответственность, дисциплинированность, а затем уже называются честность, принципиальность, справедливость и др. Только на 12–14-м местах неподкупность.

     Таким образом, формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом  зависит от характера и стереотипов  профессиональной деятельности государственных  чиновников.

     «В  какой степени Вы знакомы с  законодательной базой Вашей  профессиональной деятельности?» Ответы на этот вопрос должны были помочь уточнить степень профессиональной подготовленности государственных чиновников. Если внимательно  посмотреть на ответы, то можно посчитать, что чиновники выглядят специалистами, в правовом отношении подготовленными  к своей профессиональной деятельности. При этом «хорошо знакомы с законами», по собственным самооценкам, примерно 40% чиновников и только 3–5% откровенно признались в своем правовом невежестве либо уклонились от ответа. Следовательно, около 60% опрошенных муниципальных чиновников не в полной степени знакомы, либо совсем не знакомы с необходимыми в работе законодательными нормами.

     В такой ситуации закономерен вопрос: «Достаточно ли государственным  чиновникам имеющегося образования  для выполнения своих профессиональных обязанностей?» В ответах отчетливо  выделяется в целом позитивный настрой  чиновников в отношении достаточности  своего образования для выполнения профессиональных обязанностей. В то же время лишь примерно каждый третий чиновник уверенно заявил о полной достаточности своего образования.(16 с.303) 

     Тем не менее, видно, что чиновники настроены  в целом весьма положительно относительно перспективы получения образования  по специальности «Государственное и муниципальное управление». 

Таким образом, из полученных данных можно  сделать вполне определенный вывод:

1.  В  администрации Верхнеуральского  района преобладает возрастная группа от 26 до 55 лет. Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления.

2. Социально-профессиональные характеристики кадрового состава чиновничества говорят о преобладании работников старшей возрастной группы с большим стажем работы в органах управления, работников с непрофильным образованием

3. Доминируют в содержании этикета государственных чиновников профессиональная компетентность, квалификация, умение работать с людьми, чувство справедливости, доброжелательности, этики, нравственности. Практически мало значимыми оказываются такие ценности, как знание законов, установление хороших отношений с коллегами по работе, принципиальность, упорство, образование, навыки в работе и т.п.

4.  Формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности государственных чиновников.

5. Чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал.

     На  основании полученных выводов в  результате исследования попробуем  определить состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего.

 

2.4 Состояние  проблемы профессионально-этического  уровня государственного служащего

     В российских органах государственной  власти принцип этики на протяжении долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этики государственного служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая  культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере.

Информация о работе Профессиональная этика чиновника