Профессиональная этика чиновника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность профессиональной этики
1.1. Исторический аспект этики
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.3 Профессиональные этические кодексы
Глава 2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих администрации Верхнеуральского района
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.13 Кб (Скачать документ)

     В русле патримониальной этики  приоритет получали такие свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством  и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное – войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.

     Государство призвано совершенствовать очень сложный  механизм кадровой политики, которая  не сможет работать без отвечающих современным требованиям профессиональных и личных качеств государственного служащего. Руководители и специалисты  государственной службы должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию государственной  службы. Одним из основных качеств, необходимых государственному чиновнику  в профессиональной деятельности для  успешного выполнения своих обязанностей, является этика.

     Государственному  служащему необходим комплекс специальных  знаний и практических навыков, приобретенных  в результате общей и специальной  подготовки, а также опыта работы. Е.Г. Анимица считает, что в условиях зарождающихся новых рыночных и демократических отношений в стране государственная служба становится принципиально новым, относительно самостоятельным специфическим общественным институтом со своими целями, идеалами, нормами деятельности, корпоративными интересами. Именно на этом уровне решающее значение приобретают демократические принципы власти, гражданские начала его организации.

     В результате резкого усиления роли государственных  служб в решении экономических, социальных, экологических и иных вопросов испытывается все возрастающая потребность в высококвалифицированных  госслужащих, владеющих теорией  и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой  конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых  отношениях.(27 с.384)

     Сегодня всем органам государственных служб  необходимы специалисты, которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут видеть специфику эволюции, трансформации своей территории как целостной сложноорганизованной системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной экономики.

     Государственный служащий должен владеть совокупностью  методов формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования. Он должен уметь определять стратегию, приоритеты социально-экономического развития территории местного сообщества. 

Кроме того, по мнению Е.Г. Анимицы, современный государственный служащий обязан овладеть хотя бы основами макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, психологии, информатики и статистики. В противном случае он ничем не будет отличаться от администраторов «старой формации» и по существу превратится в тормоз.

     Государственный служащий должен обладать методами и  процедурами управления (в первую очередь территориального) в кризисных  и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать  и реализовывать государственные  программы и планы с использованием новейших методов и моделей.

     Государственный служащий современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений.

     Таким образом, этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского государственного чиновника. Совершенно очевидно, что  если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд оценивается по достоинству  населением и тем самым поддерживает авторитет всей государственной  структуры. Формирование демократических  структур гражданского общества требует  квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без научно обоснованной кадровой политики. Однако такой государственной  кадровой политики, по оценкам ведущих  специалистов, в России пока нет. В  целом становится очевидным, что  кадровое обеспечение сферы управления и властных отношений начинает играть определяющую роль в решении широкого круга текущих и перспективных  проблем развития российского общества. В условиях рыночных отношений принципы этики становятся определяющими.

     В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самый мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль управленческого чутья, организации труда или искусства управления.(32 с.720)

     Значительную  роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что  отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и  норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей.

     В этой связи, наличие в образовательных  программах по специальности: государственное  управление значительного объема гуманитарных предметов обусловлено необходимостью осознания и принятия гуманитарных и нравственных оснований этики. Проблема соответствия образования  квалификационным требованиям по государственной  должности осложняется тем, что  у государственного служащего, помимо уровня образования, не соответствует  требованиям этики. Формирование этики  соответствующего современным требованиям  этики государственного служащего  усугубляются тем, что исходный уровень  профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям.

     Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового  потенциала государственной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных  ресурсов для обеспечения программы  обучения государственных служащих.

     Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

  1. стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;
  2. пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;
  3. осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

   Ни  одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому  наше общество развивается в тяжелой  борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата.

   В настоящее время исследователями  почти не уделяется внимание этики  поведения государственного служащего. Нет ни одной подготовительной программы, учитывающей все составляющие этических  норм. Прежде всего необходимо разработать программу переподготовки служащих в государственных службах с учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления. Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом современных механизмов работы государственного служащего.

  1. Испытывается потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях;
 
  1. Отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве;
  2. Отсутствие соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности;
  3. Уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям.

   Но, прежде всего, следует более дифференцировано подходить к отбору слушателей для  подготовки по различным программам с учетом требований к занимаемой должности и возможностям карьерного продвижения. Важность имеет и разработка индивидуальных планов профессиональной подготовки как для слушающих, имеющих достаточную квалификацию для осуществления возложенных функций, так и для служащих (особенно вновь избранных руководителей государственных служб), не имеющих необходимых знаний, опыта в сфере государственного управления.(30 с.58)

   Для того чтоб руководитель высшего и  среднего ранга в системе государственной  службы научился правильно мыслить, разумно рассуждать и обладать этикой, необходимы курсы логики и даже философии, проникновение в глубинные принципы права, экономики, психологии, социологии и т.д.

   Профессиональная  переподготовка полезна и для  узконаправленного обучения, и в  этом плане главная задача состоит  в подборе слушателей при формировании групп по характеру деятельности (близкой или взаимодействующей), а в учебном плане следует  предусмотреть изучение практического  опыта – т.е. внедрение системы  стажировок.

   Повышение квалификации – краткосрочные курсы, проводимые в настоящее время  для тех категорий служащих, которые не могут быть включены в программы подготовки и переподготовки, необходимо также предусмотреть и сделать часть программ как дополнительную подготовку по изучению этического кодекса и по конкретным направлениям работы на базе уже полученных знаний в рамках других программ. Актуально это и при формировании состава участников проблемных семинаров.

   В работе с государственными службами по оказанию методической помощи также  необходимо перейти от контроля над  организацией постоянно действующих  семинаров и разовых выездов  по заявкам к определению первоочередных проблем, подбору команд для их изучения и разработки стратегии развития каждой территории.

   Однако  следует отметить, что ни один из видов профессиональной подготовки не может быть достаточным, хотя каждый имеет свое воздействие. Подготовка в виде специализированных курсов, а не комплексных программ теряет свою важную задачу – побудить у обучающихся (государственных и муниципальных служащих) стремление к самосовершенствованию, приспособленное к его собственным потребностям, что является возможным только при прохождении через четко составленную последовательность стадий обучения, и что в целом изменяет мышление, подходы к оценке реальных ситуаций, видению перспектив.

   С другой стороны, следует опасаться, что этапы подготовки поглощенные  одни за другими, останутся практически  наружными или просто побочными. Поэтому и дальше необходимо развивать  все формы обучения, совершенствуя  содержание, индивидуально подходя  к каждому с учетом перспективы  его использования на государственной. В то же время учеба сама по себе не может быть эффективной без системы кадровой работы в целом.

   Профессиональной  подготовке должна предшествовать большая  работа по качественной оценке персонала. Необходимы профессиограммы по всем категориям служащих, должностям административной деятельности, которые составляются на основании аттестации работы, и затем – уже оценка персонала, причем не формальная, а именно на профессиональную пригодность. И только по результатам профессиональной оценки определяется форма обучения: повышение квалификации, переподготовка в случае высокой оценки интеллектуальных и организаторских способностей, а также моральных качеств. При этом необходимо учитывать:

-  личные потребности слушателей в профессиональной подготовке;

Информация о работе Профессиональная этика чиновника