Профессиональная этика чиновника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность профессиональной этики
1.1. Исторический аспект этики
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.3 Профессиональные этические кодексы
Глава 2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих администрации Верхнеуральского района
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.13 Кб (Скачать документ)

-  возможное продвижение по службе;

- потребности органа управления в тех или иных специалистах.

     Прохождение профессиональной подготовки обязательно  должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.

     На  профессиональную подготовку государственных  служащих тратятся бюджетные средства, и, понимая, что самое выгодное вложение – это вложение в подготовку кадров, мы считаем, что не менее важным остается эффективность применения полученных знаний. Добиться эффективности профессиональной подготовки государственного служащего  возможно лишь при определении принципов  и приоритетов кадровой политики и умелого управления кадровым потенциалом  региона, тем самым повысить эффективность  функционирования государственной  службы.(38 с.234)

     Определенное негативное влияние на привлечение к государственной  службе высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации  деятельности государственного служащего. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных  служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в  глазах населения и, в первую очередь, молодежи. Сложившееся состояние  государственной службы ведет к  негативным тенденциям в ее развитии:

1) ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;

2) не хватает государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях; 

  1. происходит  снижение престижа государственной  службы как вида профессиональной деятельности;
  2. мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины – на должностях специалистов.
  3. нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных служащих.

Организация государственной службы также имеет  ряд специфических недостатков:

  1. поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.
  2. смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных служащих.
  3. во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным
  4. нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.
  5. утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.
  6. до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.
  7. не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
  8. недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

   Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость  введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики  государственных служащих, путем  повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем  внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной  службы на благо общества.(34 с.128) 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Теоретическое осмысление темы исследования позволило  сделать ряд выводов:

   1) Этика берет свои начала со времен Аристотеля. Основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

   2) Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

   3) Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

   4) Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.

   5)  Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

   Путем социологического исследования государственных  служащих на базе администрации Верхнеуральского района была дана оценка состоянию этического уровня государственных служащих, на основании чего и определилось состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего, выделена основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.

   В ходе исследования было дано обоснование  необходимости решения исследуемой  проблемы, где главными условиями  повышения этического уровня государственных  служащих выступили:

  1. повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей государственных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;
  2. усовершенствование системы подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения;

   Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на государственной  службе. В условиях рыночных отношений  принципы профессиональной этики становятся определяющими.

   На  основании результатов исследования даны рекомендации для обеспечения  надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для  развития и совершенствования этики  поведения на государственной службе, которые включают следующее:

    • разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;
    • поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;
    • включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;
    • продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;
    • оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;
    • использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

   В результате исследовательской работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:

   1)  создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

   2) повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

   3) создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

   4) осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

   5) обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

    6) формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

   7) соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

   Таким образом, решение проблемы повышения  этического уровня государственных  служащих, как одного из факторов повышения  эффективности государственных  служб заключается в следующем:

    • Государственному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что он должны обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.
    • В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятельности государственного служащего, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие государственного управления.

   Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость  введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики  государственных служащих, путем  повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем  внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной  службы на благо общества

   Практическая  значимость исследования состоит в  том, что выводы и рекомендации могут  быть применены в практической деятельности, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики  государственных служащих.

   Перспектива дальнейших аналитических исследований предполагает более глубокую проработку проблемы развития этики государственных  служащих, влияющих на эффективность  осуществления ими профессиональной деятельности. Предметом исследования может стать влияние этики  на эффективность профессиональной деятельности государственного служащего. 
 
 
 
 
 

   Список использованных источников литературы

      

  1. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005. – 280 с.
  2. Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008. С. 194–197.
  3. Букина, Н. Неформальный подход к обучению / Н. Букина // Служба кадров. – 2007. – №3 – С. 58–62.
  4. Бердюгин, С. Новый обучающий проект / С. Бердюгин., Э. Макаров // Служба кадров. – 2006. – №3 С. 63 – 65.
  5. Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. – 2006. – №4 С. 13 – 15.
  6. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина – М., 2001 г. – 185 с.
  7. Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2001 – С. 154.
  8. Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов – М.: 2001
  9. Губин, В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
  10. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 551 с.
  11. Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.
  12. Гришковец, А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 464 с.
  13. Демина, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / А.А. Демина. – М.: Книгодел, 2004. – 560 с.
  14. Дубинина, М.В. Этика в России и за рубежом // 2002 №4
  15. Джордж Р.Т. Деловая этика. // Р.Т. Джордж Т. 1. С-Пб – М.: Институт «Экономическая школа», издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 65–66.
  16. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. /А.П. Егоршин. – 3-е изд. – Нижний Новгород: Нимб, 2003. – 303 с.
  17. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. – М., 2002. – С. 150.
  18. Иванов, В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра – М, 2006. – 718 с.
  19. Иванов, В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. №5.
  20. Иванов, В.Г. История этики средних веков/В.Г Иванов – М.: 2000 – 279 с
  21. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. – М.: «Март»; Ростов – на – Дону: Март. 2005. – 448 с.
  22. Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке – М.: 2007 – 156 с
  23. Курбатова, М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // М.Б. Курбатова. Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.
  24. Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. – №4. – М.: 2006. – 26 с
  25. Литов С.С. Государственная служба как социальный феномен // Модернизация России: социально-правовые аспекты. – М.: Курск, ООО «Учитель», 2005. – 56 с.
  26. Магура, М.И. Обучение руководителей / М.М. Магура // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 53 – 62.
  27. Немчиков, А.А. Государственная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 384 с.
  28. Оболонский, А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. – 2-е изд. – М.: дело, 2000. – 440 с.
  29. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / Д.М. Овсянко. – М.: Юрист, 2006. – 208 с.
  30. Попов, В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./В.Г. Попов, В.В. Китаев, Б.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева – М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003. С. 58.
  31. Пронкин, С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.
  32. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход /А.И. Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. – 720 с.
  33. Сумароков, В.З. Государственное управление в современной системе организации власти: монография / В.З. Сумароков. – Краснодар: Фрегат, 2003. – 52 с.
  34. Указ Президента Российской Федерации «О государственном заказе на переподготовку и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих» (от 7 февраля 1995 г. №103). – М.: 2000. – 128 с.
  35. Федеральный закон «Об Образовании» принят Госдумой 16.11.1997 – М.: Приор, 2003. – 45 с.

Информация о работе Профессиональная этика чиновника