Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа
Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.
Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур: общая характеристика и отличительные черты
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.2. Особенности приобщения подростков к алколголю и наркотикам
Заключение
Список использованной литературы
Российский
государственный университет
Курсовая работа
на тему «Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах»
Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур:
общая характеристика и
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика
негативного влияния
2.2. Особенности приобщения
подростков к алколголю и
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.
Все конкретные социальные системы и соответствующие им культуры включают в себя субкультуры (т.н. подсистемы), каждая из которых характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и рядом других особенностей.
Субкультура (от лат. «sub» - под и культура) - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура - это автономное относительно целостное образование, включаещее в себя специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
В последние десятилетия среди подростков и молодежи получили массовое распространение субкультурные движения и практики.
Их воздействие оказалось далеко не безобидным. Объяснения феномена молодежных субкультур предлагают как отечественная, так и западная современная наука: от британской и американской моделей («способ сопротивления правящему классу»; «переходный период от детства к взрослости») до этнографического способа исследования субкультуры в отечественной науке.1
Однако, следует отметить, что проблема неформальных молодежных субкультур не ограничивается узкой сферой социологической теории.
В последние двадцать лет именно за счет данных субкультурных образований (скинхэды, футбольные фанаты, готы, фашисты сатанисты, эмо) актуальность данной темы возросла в области психиатрии и связанных с ней негативных явлений в общественной жизни и правоохранительной практике.
За период с 1991 по 2011 г. среди молодежи произошел резкий скачек отравлений, психических патологий, травм и инвалидности, широкое распространение получило потребление психоактивных веществ. По данным общероссийского мониторинга, проведенного Центром социологических исследований Минобразования и науки
России в 2002-2010 г.г. численность детей и молодежи в возрасте 11- 24 лет, с различной частотой потребляющих психоактивные вещества, достигла 3,5 – 4 млн человек.
Россия упорно держит первое место в мире по числу самоубийств среди детей и подростков (около 3000 в год)2. По данным МВД за 10 месяцев 2011 года несовершеннолетними или при их участии совершено 58573 (5,2% от общей численности) преступления, в т.ч. тяжких или особо тяжких -16465. Многие из вышеназванных процессов связаны именно с распространением неформальных асоциальных субкультур.
В данной работе я постараюсь разобраться в степени влияния молодежных субкультур формирование личности подростка, а также их влияние на приобщение подростка к наркотикам и алкоголю.
Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
Подростковый возраст – труднейший и сложнейший из всех детских возрастов, называемый еще переходным, т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, пронизывающий все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Принято выделять три направления молодежных субкультур: асоциальные, антисоциальные и просоциальные.
Так, нормы просоциальных субкультур в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их, отражая специфику условий жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. Целью данных субкультур является приносить пользу обществу. Примером такого рода объединений являются "гринписовцы" - экологические организации, активность и популярность которых растет.
В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). Их протест обычно принимает социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение бритоголовых, в числе которых немало приверженцев неофашистов.
Антисоциальные субкультуры являются довольно закрытыми субкультурами, в них нормативная регуляция – жесткая, охватывающая практически всю жизнь ребят, статусная структура более или менее жесткая. В закрытых субкультурах она приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней подростков, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, влиянием, репутацией, престижем, авторитетом.
В таких неформальных группах для членов группы создается лишь иллюзия добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного автократического склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений данная группа лишает своих членов права на выбор, инакомыслие и «инакоделание», а порой и права выхода из группы.
Асоциальные молодежные объединения находятся в стороне от социальных проблем, не представляя угрозы для общества. Обычно, это неформальные группы, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения (рокеры, мажоры, панки, хиппи). Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем.
Как пишет в своей книги Мудрик А.В., «педагоги в своей работе так или иначе сталкиваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им приходится иметь в виду и особенности субкультур, которые складываются в ближайшем социальном окружении воспитательных организаций. Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и включает в себя, по мнению М.В. Осориной, совокупность своеобразных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей»3.
Гораздо сложнее выглядит подростковая субкультура. Здесь можно столкнуться вместе с общей для всех подростков субкультурой с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит разделение субкультур на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, т.к. именно в этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в различные неформальные объединения и т.д.
Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие в обществе во второй половине XX века. Развитие индустриального общества и его перехода к постиндустриализму подготовило появление молодежной субкультуры как феномена. Основными чертами постиндустриализма являются неопределенность, множественность, плюрализм, изменчивость, фрагментарность, прерывность. Данными чертами характерны и молодежные субкультуры.
Подростковые субкультуры являются очень интересным явлением в жизни ребенка. Задачей подростка является формирование собственного мировоззрения, проверка существующих норм и правил на прочность и ценность. Именно в этот период становится ясным, что возьмет ребенок в будущую жизнь: общепринятые нормы морали, правила, ценности, исповедующие его семьей или обществом в целом, или будет варабатывать нечто свое, новое, отличное от общепринятого. Следующей задачей является отделение от родителей, обретение эмоциональной самостоятельности, своего видения окружающего мира и своего поведения, планирование будущего.
На появление у ребенка желания приобщиться к той или иной субкультуре в большей степени влияет обстановка дома: недостаток эмоциональной теплоты и близости в отношениях с родителями подросток будет восполнять или пытаться восполнить вне дома.
При этом вовсе не обязательно, что компания, в которой подросток найдет признание, будет настроена позитивно к социуму, обществу и семье. Иногда в поиске взаимопонимания подросток может попасть в криминальные группировки. В любом случае, он будет искать место, где его примут таким, какой он есть.
На выбор подростком того или иного молодежного течения влияет мода, и такое случается довольно часто. Ведь подростки, как правило, живут не поодиночке, а группами. В основной своей массе они стараются подражать друг другу с целью не прослыть белой вороной, т.к. далеко не у каждого ребенка хватит моральных сил противостоять своему окружению. Порой молодежная субкультура для подростка является данью той группе, где он чаще всего проводит время. Если эта группа увлекается субкультурой готов, то ребенок тоже будет тяготеть к ней. Если эмо — значит, к их субкультуре.
Традиционно, выбор группы, к которой будет относиться ребенок, зависит от его ближайшего окружения в классе или во дворе. Кто-то из друзей может ввести подростка в ту или иную компанию. Но порой он в силу своего характера самомтоятельно ищет приятелей по интересам. Допустим, члены неформального движения эмо или готы, в основе своей имеют негативные эмоции, депрессивное настроение, в какой-то степени это у них считается модным. Закономерно, что ребенок, прибывающий чаще всего в таком состоянии, будет искать единомышленников, способных понять его: его депрессию, меланхолию, быть может, и агрессию. Ребенок будет тянуться к тем объединениям, где его настроение будет разделяться многими. Поэтому, если близкие ему люди не отвечает его потребностям , не в состоянии разделить его переживания, подросток в своем поиске идет дальше.
Таким образом, основными причинами вступления подростка в неформальную группу являются:
1). поиск себя, формирование своих основных ценностей, проверка существующих правил на прочность;
2). самовыражение через разные формы;
3). обстановка ( микроклимат) в семье;
4). уход от одиночества. Подросток пытается найти такую «группу поддержки», чтобы не чувствовать собственное одиночество, а также найти необходимое ему взаимопонимание. Одиночество, я бы сказал, является ключевым моментом, т.к. если на эмоциональное состояние сына или дочери (его переживания и переменчивость настроения) родители не обращают внимания, то подросток будет искать людей, способных ему сопереживать.
Таким образом, начало внешнего перевоплощения подростка, смена имиджа- сигнал родителям, который говорит о том, что им срочно нужно налаживать отношения с ребенком, пытаться обрести то взаимопонимание, которое пока еще до конца не потеряно. Это возможность увидеть своего ребенка взрослеющим, новым, присмотреться к его изменившимся взглядам.
Серьезное увлечение ребенка той или иной неформальной субкультурой - это своеобразный крик о помощи, чтобы на него наконец – то обратили внимание, потому что, как правило, вступление в молодежную неформальную группу помогает ребенку изжить какие-то собственные негативные эмоции, пережить какие-либо имевшие место неприятные ситуации, найти поддержку в кругу таких же как и он «обиженных».
Родителям, в данной ситуации следует не упустить момент, когда ребенок, чувствуя себя одиноким, может зайти достаточно далеко в следовании молодежной субкультуре.
Ведь многие неформальные молодежные движения пропагандируют употребление алкоголя и наркотиков, исповедуют массовый суицид и бисексуальность. И множество подростков с легкостью идет на данного рода эксперименты, т.к. они тоже являются поиском себя.
Информация о работе Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах