Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание

Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.

Содержание

Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур: общая характеристика и отличительные черты
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.2. Особенности приобщения подростков к алколголю и наркотикам
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 147.63 Кб (Скачать документ)

Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение  родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него,.например запрет видеться с приятелями.

Протестные реакции могут  быть и из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требования выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать  из ребенка вундеркинда, ставят перед  ним непосильные задачи, например чтобы он стал отличником в школе  или походил на кого-то из своих  сверстников. Подростку проще и  легче проводить время на улице  со сверстниками, чем сидеть дома за учебниками или упорно заниматься музыкой, спортом, иностранным языком, чего требуют родители.

Подросток может проявить протест и при повторном браке  одного из родителей, когда в семье  появляются отчим или мачеха и  их дети или когда в семье рождается  еще один ребенок и старшему уделяется меньше внимания, чем раньше. Это и ревность, и соперничество с новым членом семьи за внимание матери.

Реакции протеста могут быть и у подростка с задержкой  развития, умственной отсталостью, психопатией, из-за чего он плохо учится и его все ругают за плохую успеваемость и прогулы занятий.

Пассивная реакция протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток  начинает искать общения на стороне  и может попасть в сложившуюся  группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики.

Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения, побега из дома в ответ на ссору, конфликт, жестокие методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

У подростка с психопатией  или органическим заболеванием головного  мозга реакция активного протеста может сопровождаться двигательным возбуждением - в гневе он может проявить агрессию, ломать предметы.

Активный протест может  выражаться и в стремлении делать назло, причинять прямой вред обидчику или мстить ему опосредованно  собственным асоциальным поведением.

В некоторых случаях реакция  протеста может закрепиться и  в последующем распространяется на всех взрослых вообще.

Реакция эмансипации - это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Если бы родители или учителя не принуждали его к чему-либо, он и сам мог бы это сделать.

С таким поведением нередко  сталкиваются и учителя, и родители, объясняя его упрямством. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста. У психически здоровых подростков она со временем проходит. Крайние формы реакция эмансипации приобретает при неправильном поведении взрослых - если они проявляют деспотизм и требуют беспрекословного подчинения. При. этом возможны побеги из дома и бродяжничество.

Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или посещения занятий может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с компанией сверстников. 
Так может произойти, если родители, желая оградить своего ребенка от группировки, где он выпивал или принимал наркотики, переводят его в другую школу (училище) или переезжают на новое место жительства. В этом случае подросток винит родителей в том, что они разлучили его с привычной компанией, и отказывается общаться с ними.

Побеги из дома обусловлены разными причинами, например, тем, что с подростком плохо обращаются, унижают его или бьют, когда родители - алкоголики.

Девочки нередко убегают  после сексуального насилия со стороны  отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их.

Побеги бывают формой протеста против недостаточного внимания родителей, или их чрезмерных требований и деспотизма, или против навязываемого образа жизни.

Иногда побеги совершаются  из дома ради поиска развлечений и  новых впечатлений, приключений  и свободы. Убегают из дома и дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

Побег из дома может произойти  и после того, как подросток  совершил проступок и боится наказания  взрослых, особенно часто это бывает у робких, “забитых” девочек  и мальчиков, которых жестоко  наказывают родители.

Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической  травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома.

Беглецы недовольны тем, что  родители и педагоги не принимают  их всерьез, игнорируют их интересы, относятся  к ним, как к маленьким. Такие  подростки считают учителей и  родителей отсталыми, консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.

Девочки протестуют против того, что учителя и родители запрещают  им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, что родители контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются.

Подростки, воспитывавшиеся  во внешне благополучных семьях с  материальным достатком, сбежав из дома, расценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и школы. Им нравится, что они сами добывают себе средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь ни родителей, ни учителей, развлекаться так, как хотят, и приобретать опыт жизни, в том числе и сексуальный.

Убежав из дома, подростки  избавляются от надоевшей опеки  и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную.

Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо  обращались, подростки категорически не хотят возвращаться. Их даже больше устраивает детский приемник, куда их обычно помещают, пока не обнаружат их родителей; и они намеренно скрывают свой адрес и фамилию, называют вымышленные данные, чтобы их не отправили домой.

Большинство “беглецов” попадает в асоциальные компании, в руки криминальных личностей. Как правило, все они начинают выпивать и принимать наркотики.

Многие девочки после  побега из дома становятся малолетними  проститутками. Они не имеют возможности заработать на жизнь, и их тут же подбирают сутенеры. Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей взрослый мерзавец вовлекает в группу, приучает к наркотикам, пускает по рукам, а затем продает сутенерам или сам становится сутенером. Малолетние проститутки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что лишились группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь туда вернуться и всех “обслуживать”.

Некоторые малолетние проститутки  подверглись изнасилованию в  подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием. Девочки  рассказывают, что выпивали или принимали  наркотики вместе с другими подростками, а потом “ребята стали приставать и заставили”, но сожалений по этому  поводу не испытывают. Многие даже не помнят своего первого сексуального партнера, говорят: “Давно это было”.

Ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие для малолетних проституток. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя сделали по нескольку абортов. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов эти девочки не испытывают. У них нет сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам.

Большинство малолетних проституток  злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками. У некоторых есть все признаки алкоголизма или наркомании. Они  совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают  и бьют, смиряются со всеми трудностями  своей “профессии”, разделяют “клиентов” и сутенеров на “плохих” и “хороших”, полностью зависят от своего сутенера, а иногда и влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное или наркотики, девочка считает, что он хороший, добрый: “не бьет”, “заботится”.

Внешняя “взрослость” и  “опыт” малолетних проституток сочетаются с психической инфантильностью  и примитивностью интересов. Как  правило, у всех них есть психические  отклонения или заболевания - психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, шизофрения.

Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Психиатры рассматривают ее как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями - обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях - шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученные и голодные.

Дромомания - это импульсивное влечение, и обусловлено оно основным психическим заболеванием. Из-за расстройства влечений такие больные могут приобщиться к употреблению спиртного или наркотиков.

Реакции компенсации и  гиперкомпенсации - это такие формы поведения, с помощью которых человек старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

Примером реакции гиперкомпенсации может быть бравада, нелепое изменение  своего внешнего вида, раннее начало курения, употребление спиртного и наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков36.

Реакции компенсации и  гиперкомпенсации чаще всего свойственны  детям, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также страдающим неврозами, комплексом неполноценности.

Причинами начала употребления спиртного и наркотиков обычно является сочетание нескольких факторов, в числе которых наследственная отягощенность (алкоголизм родителей или наличие у одного из них или у обоих психического заболевания), влияние пьющих родителей, психические заболевания самого подростка, недостатки воспитания. Вследствие этого у подростка возникают различные психические отклонения, нарушения поведения, которые приводят его в группу пьющих ребят с асоциальным поведением.

Многие крайние нарушения  поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”.

Таким образом, подростка, не обладающего четкой психической установкой на безусловное отвержение наркотиков или алкоголя , сравнительно легко вовлечь в наркоманию. Для этого используются все способы: разжечь любопытство хвастовством, вызвать зависть к опыту первопроходца, снискавшего авторитет бывалого парня; разжечь желание жить чрезвычайной, а не “серой” жизнью; использовать явление конформизма, “стадного чувства”; припереть к стенке — поставить в безвыходное положение перед угрозой утраты большой дружбы или любви (психологический шантаж); незаметно подсыпать наркотик в еду или напиток и, наконец, в крайнем случае, насильно “посадить на иглу”, на цепь наркотической или алкогольной зависимости.

 

 

 

 

 

 

   

                                                    Заключение

В последние десятилетия  среди подростков и молодежи получили массовое распространение субкультурные движения и практики.

Их воздействие оказалось  далеко не безобидным.

 

Принято выделять три направления молодежных субкультур: асоциальные ( находятся  в стороне от социальных проблем, не представляя угрозы для общества), антисоциальные (нормы прямо противопоставлены общественным,   присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры) и просоциальные (не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их).

Многие неформальные молодежные движения  пропагандируют употребление алкоголя и наркотиков, исповедуют массовый суицид и бисексуальность. И множество подростков с легкостью идет на данного рода эксперименты, т.к. они являются поиском себя.

Следование субкультурным течениям наносит также подростку психологическую травму или психиатрическое заболевание.

Современные молодежные субкультуры  достаточно разнообразны. Они основаны на идейных взглядах, убеждения и  даже на смысле жизни. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, применение в качестве аксессуаров специфической символики.

Современные молодежные субкультуры, описанные выше, оказывают негативное влияние на личность подростка, идентифицирующего  себя как члена данной группировки, но можно выделить и общие тенденции  негативного воздействия, а именно: агрессивное или самодеструктивное поведение, мода на аддиктивный образ жизни, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений.

Информация о работе Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах