Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание

Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.

Содержание

Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур: общая характеристика и отличительные черты
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.2. Особенности приобщения подростков к алколголю и наркотикам
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 147.63 Кб (Скачать документ)

- в криминальной субкультуре  постоянно обновляются и совершенствуются ценности преступной среды (традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня).

Важнейшие признаки криминальной субкультуры,свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении:

- наличие враждующих группировок; 

- групповая стратификация,  иерархия ролей;

- психологическая, а нередко  физическая «изоляция» «отверженных»;

- факты вымогательства  денег, пищи, личных вещей;  
- распространенность «тюремной» лирики, поделок, способов проведения досуга;

- распространенность воровского  жаргона;

- появление случаев токсикомании  и употребления наркотиков;  
- татуировки тюремного содержания;

- уклонение от определенного  вида хозяйственных и других  «грязных» и непристижных видов  работ;

 

- факты мужеложства;

- порча общественного  имущества (вандализм).

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая  давнее происхождение. Многие формы  поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова, и футболисты работали в среде своих болельщиков. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурыв том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить)5.

Порой их действия, носят  прямо криминальный характер. Но субкультурный смысл сообществ футбольных фанатов этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.). Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. Основное средство отличия фанатов - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков "Гладиаторы" руководствуются философией "чистого образа жизни". Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают "маленьких" - самую юную часть фанатов, новичков. 

Таким образом, современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны. Они основаны на идейных взглядах, убеждения и даже на смысле жизни. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, применение в качестве аксессуаров специфической символики.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка

2.1. Общая характеристика  негативного влияния субкультуры  на развитие личности подростка

 

Изучение молодежных субкультур – одно из важнейших направлений социальной, возрастной и педагогической психологии. В последние десятилетия эта проблема становится наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения, обновления и трансформации современного общества в постсовременное. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности чаще всего отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Изучением субкультуры подростков занимаются в последнее время  специалисты различных областей науки: психологии, педагогики, социологии, криминологии, культурологии6.

Для выявление специфики негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка, необходимо рассмотреть различные виды современных молодежных неформальных движений. Ведь каждое из направлений подростковых группировок проявляет свои, отличные от других особенности поведения. Принадлежность к некоторым из групп, которые описываются далее, создает повышенный риск формирования девиантного по ведения, хотя само по себе приобщение к определенной субкультуре об этом еще не свидетельствует. Подробно виды современных молодежных субкультур были рассмотрены мной в предыдущей главе, хотелось бы остановиться сейчас только на тех, которые наиболее негативно могут повлиять на подростка.

По данным исследования А. Ю. Егорова и С. А. Игумнова, наиболее многочисленные субкультуры города – «пацаны» и «неформалы»7. Гопники – дворовая субкультура спальных районов городов. Основным объединяющим фактором и характеристикой, выделяющей эту субкультуру из основной массы подростков и молодежи, – ориентация на систему ценностей взрослой криминальной субкультуры, «уголовной романтики», культ силы, землячества, взаимовыручки и взаимозависимости. Гопники являются «кадровым резервом» для преступного мира. Иногда нападают на неформалов и просто на неместных людей. Их внешний вид, музыкальные вкусы не имеют ярко выраженных отличий. Характерна короткая стрижка, ношение спортивной одежды. Основные особенности подростков из этой субкультуры – низкий уровень рефлексии, отсутствие критического отношения к своим действиям и образу жизни. Также отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью.

Другая многочисленная группировка, как уже мною было отмечено, – неформалы. В эту группу входят подростки, близкие по своим, часто еще неопределенным вкусам и убеждениям к хиппи, панкам, растаманам, толкиенистам, сатанистам и т. д. По мере взросления неформалы выходят из субкультуры или переходят в вышеупомянутые более четкие субкультуры. Среди основных факторов, объединяющих неформалов, можно отметить пассивный протест против мира взрослых, пристрастие к рок-музыке, отрицание «неинтеллектуальной» подростковой массовой культуры (попсы), доминирующей в настоящее время. Важную, часто ключевую роль в общении играют психоактивные вещества (ПАВ) – употребляются часто и в больших количествах, основные из них: алкоголь, табак, конопля; другие наркотики редки. Цель употребления – преодоление подростковых комплексов в общении, демонстрация асоциального поведения как формы протеста, демонстрация своей необычности, объединение группы вокруг ритуала.

Субкультурное движение, которое  появилось в конце 1970-х гг. в Англии и актуально до сих пор, панки (от англ. punk – гнилушка, гадина; амер. шпана, юный хулиган8). Панкам присущ активный, злой, агрессивный протест – вызывающиеповедение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. Панки, группы которых жестко регламентированы, всячески подчеркивают свою асоциальность9.

Излюбленная музыка (панк-рок) отличается не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприятными для слуха звуками скрежетом, визгом и т. п. Тексты песен изобилуют нецензурной бранью. Часто встречающейся формой сексуального поведения является промискуитет (беспорядочные половые контакты). Панки проповедуют насилие во всех его формах. В основе панк-идеологиии – индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто – ни государство, ни семья, ни друзья – не должны навязывать ему свои ценности. Часть из панков заявляют о своей приверженности фашизму, носят соответствующую атрибутику. Аддиктивное поведение среди панков, как правило, сводится к злоупотреблению алкоголем (чаще пиво и водка). Но эпизодически они могут прибегать к самым различным токсическим веществам (обычно конопля). Целью опьянения ставится достижение взвинченного, агрессивного, расторможенного состояния. Среди молодежи России сейчас широкое распространение получила субкультура эмо. Движение Emo – сокращение от англ. emotion (душевное волнение, возбуждение, эмоция) – зародилось в 80-х гг. прошлого столетия на Западе и выражается в проявлении крайней эмоциональности. В последние годы в России эмо стало популярным культурным явлением, выражающимся в субкультуре, моде на одежду и образе жизни10. Носители культуры эмо называют себя emo-kids (эмо-киды), подчеркивая непосредственность и чувственность в восприятии мира. В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков. В. Козлов, написавший первую в России книгу об эмо, пришел к выводу, что эмо-культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически: «Ясно, что таким быть можно и без всякой субкультуры, но одно дело – быть обычным «лузером» (неудачником), а совсем другое – сделать свое «лузерство» частью жизненной позиции, своей идеологией. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. Быть счастливым в эмо-культуре – это настоящий грех, потому что эмо – как люди чувствительные – должны все воспринимать гораздо более сильно, чем обычные люди, и их жизнь должна состоять из постоянной боли и страданий»11.

Для эмо-культуры характерна эстетизация смерти и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице. Часто эмо-киды делают в ушах «тоннели» – большие отверстия до 12–16 мм, в которые вставляют плаги (от англ. plug – пробка, затычка) – круглые серьги с отверстием или без отверстия внутри. На эмо-кидах, как и на представителях других музыкальных субкультур, можно наблюдать и разноцветные татуировки, пример здесь показывают сами музыканты, многие из которых растатуированы. Часто эмо-кидов путают с готами: сходство между готами и эмо, кроме внешнего вида, в негативном и пессимистическом отношении к жизни. И те и другие не находят в окружающем мире понимания. Но если для готов этот окружающий мир – «зло», то для эмо – агрессивная и чуждая их тонкой чувствительной натуре среда. Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, не может участвовать в политической деятельности, идеологически «бесхребетен», физически слаб12. Нельзя оставить без внимания и реакцию общественности на представителей субкультуры эмо. Все насмешки, издевательства над эмо и карикатурные образы эмо-кидов появились в последние несколько лет, когда количество подрост ков эмо на улицах и в школах стало таким, что их больше нельзя было не замечать. Парней в эмокультуре стали обвинять в гомосексуализме – из-за их андрогинного стиля одежды и открытого выражения эмоций, которые, как считает большинство людей, должны быть свойственны только девочкам. Также эмо-кидов обвиняют в театральности, чрезмерной жалости к себе, считая просто обычными подростками, которые пишут плохие стихи. Насмешкам подвергаются и псевдосуицидальные настроения некоторых эмо-кидов, которые царапают себе запястья, чтобы выглядело как суицидальная попытка (по свидетельству одного из эмо-кидов: «…это внутренние понты, игры, рассчитанные не на окружающих, а только на своих»13. В США подростков эмо обвиняют в позерстве и фальши, где большинство представителей этой подкультуры происходят из благополучных семей и никаких особых трудностей не испытывали, но при этом постоянно говорят о «боли» и «невыносимости жизни»14. В Интернете появляются сайты, объединяющие противников  эмо-культуры, авторы сайтов призывают «бороться с засильем столь жалких людей, которые не способны даже воспринять мир таким, какой он есть, и что-либо изменить в своей жизни; не быть теми, кому проще плакать, чем действовать». В последнее время стало модно «накрывать» (срывать) эмо концерты – избивать зрителей, закидывать их пустыми бутылками. Все чаще на улицах эмо-киды подвергаются нападениям гопников и бритоголовых, которым просто не нравится внешний вид чувствительных подростков.

В свою очередь, для скинхедов (бритоголовых) (skinheads – бритоголовые, хулиганствующие молодежные группировки ) основной объединяющий фактор – страсть к насилию. Обычно они декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма, при этом среди них культивируются взгляды об «истинном фашизме», который якобы «опошлили» Гитлер и Муссолини. По представлению подобных «неонацистов», «истинным арийцем», «сверхчеловеком» не рождаются, а становятся, вытравив из себя всякую жалость к «недочеловекам», поборов трусость и воспитав в себе выносливость, беспощадность и ненависть к врагам. Образ врага в разных случаях выбирается различный.15

Иногда им служат подростки, недавно приехавшие в данную местность. Порой ненависть проявляется в отношении лиц старшего поколения, особенно пожилых людей, которых считают «паразитами, отнимающими у молодежи место в жизни». Наконец, «образ врага» может основываться на национальной розни. Восприятие образа жизни, ценностей, представлений, даже внешнего облика других этнических групп происходит с позиции сравнения «их» с «нами». Но поскольку другие отличаются, поскольку «они» не такие, как «мы», значит, они «неправильные», плохие. Ведь правильные и хорошие – это «мы». Таким образом, степень их «неправильности» определяется тем, насколько «они» не похожи на «нас»16. Группы скинхедов, или неонацистов, обычно жестко регламентированы, могут употреблять ПАВ для достижения агрессивного состояния, однако особенностью является тот факт, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни (с целью увеличения физической силы и боеспособности).

Еще одно направление современного подросткового неформального движения – фанаты, которые представляют собой страстных почитателей какой-либо спортивной команды (чаще футбольной или хоккейной) или эстрадного ансамбля. Некоторые из спортивных фанатов являются действительными поклон никами своих кумиров, для других большей притягательной силой обладают драки с фанатами соперничающей команды. При отсутствии такой возможности они готовы затеять ее с другими фанатами своей же команды. Так, во время футбольных матчей, правыми и левыми фанаты называются в зависимости от стороны трибун стадиона, где обычно рассаживаются. Среди фанатов нередко оказываются подростки, уже знакомые с действием дурманящих веществ и склонные к употреблению спиртных напитков. Они могут становиться соблазнителями для других, даже для всей группы в целом. Поэтому данные компании можно рассматривать как группы высокого риска в отношении аддиктивного поведения. К тому же фанаты многих футбольных команд близки к крайнему национализму или даже фашизму, что объединяет их с представителями других субкультур, например скинхедов и панков.

Информация о работе Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах