Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание

Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.

Содержание

Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур: общая характеристика и отличительные черты
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.2. Особенности приобщения подростков к алколголю и наркотикам
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 147.63 Кб (Скачать документ)

В 2008-2010 гг. в социально-реабилитационных центрах Москвы на средства гранта РГНФ были проведены исследования подростков, нуждавшихся в реабилитации вследствие пребывания в деструктивных субкультурных модификациях (панки, скинхэды, футбольные фанаты, сатанисты, язычники, эмо, готы и пр.). Известно, что большая часть молодежи, обладающая ясным мировозрением и конструктивными установками восприняла субкультурную моду, не слишком вдаваясь в идеологию, а затем быстро забыла об увлечении, занятая делом (учебой, работой).

Одновременно с этим другая часть подростков - социально неустроенных, из неполных и проблемных семей - достаточно глубоко погрузилась в субкультурные практики и стала пополнять реабилитационные центры, нуждаясь в помощи психолога.

Наконец, уже из этой части  молодежи, наиболее уязвимой, полностью  поверившей в реальность идеологического  вымысла, стали формироваться клиенты  психиатрических клиник. Уход из дому, бродяжничество предваряло усвоение какой-либо субкультурной идеологии или практики, появление субкультурных знаков, украшений. Подросток становился членом субкультурной группы, его социализация прекращалась. Далее следовали периоды бродяжничества, потребление спиртных напитков (наркотиков), раннее начало половой жизни4.

Следование субкультурным  течениям наносит подростку психологическую травму или психиатрическое заболевание. Психофармакологическое лечение в данном случае только лишь подавляет психомоторное возбуждение и на какое-то время ослабляет внешние проявления депрессии (агрессии). Для понимания первопричин заболевания требуется выявить ценностные установки и мотивы, регулирующие поведение индивида, подвергшегося так называемой «девиантной модификации».

Именно поэтому родителям очень важно вовремя задуматься о причинах и последствиях.

Однако бывает и так, что  причина приобщения подростка к неформальной субкультуре кроется в отношениях внутри семьи, между ребенком и родителями образовалась глубокая пропасть, контакт с ребенком потерян. В данном случае, в первую очередь следует не просто насаждать свои нормы и ценности, а подумать о том, как наладить с ребенком контакт ).

Для этого родитель должен постараться понять, в чем суть субкультуры, которая увлекает подростка, как данное увлечение может навредить ему.

Подробнее о специфике  влияния различных субкультур на мировоззрение и миропонимание подростка я рассмотрю во второй главе.

Таким образом, принято  выделять три направления молодежных субкультур: асоциальные(находятся  в стороне от социальных проблем, не представляя угрозы для общества), антисоциальные (нормы прямо противопоставлены общественным,   присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры) и просоциальные (не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их).

Многие неформальные молодежные движения  пропагандируют употребление алкоголя и наркотиков, исповедуют массовый суицид и бисексуальность. И множество подростков с легкостью идет на данного рода эксперименты, т.к. они являются поиском себя.

Следование субкультурным течениям наносит также подростку психологическую травму или психиатрическое заболевание.

 

1.2. Виды молодежных  субкультур: общая характеристика  и отличительные черты

Как я уже писал, по социально-правовому критерию молодежные субкультуры подразделяются на просоциальные , асоциальные и антисоциальные.

Главнейшими представителями асоциальной субкультуры являются музыкальные неформалы. К их числу можно отнести панков, байкеров, металлистов, гранджей, рэперов. Их основными признаками являются:

-  отсутствие официального  статуса;

-  внутренняя структура  слабо выражена;

-  недостаточно сильные  внутренние связи:

- программа деятельности как правило не определена;

-  представляют альтернативу  государственным структурам;

- плохо поддаются упорядоченной  классификации. 

В России движение панков является распространенным. Их отличительными  признаками, помимо своеобразного стиля одежды, являются грубый жаргон и вызывающее поведение. Многие носят «косухи» (кожаные куртки), с продетыми в нее шипами или заклепками, рваные джинсы. Любимое музыкальное направление-  панк-музыка. Сами себя называют отбросами общества, анархистами.

Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они стремятся  вызвать у членов этого общества отрицательные эмоции, даже  отвращение к себе. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход  в формах политической борьбы. 
Существуют также такие разновидности панков как эмо-панки и готы-панки.  Эмо-панки носят одежду черное с розовым, красят волосы в черный цвет. Выражениеэмоций — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и  депрессивный человек.

Что касается готов – панков, то существенными отличиями их субкультуры – стремление к романтике, но не слащавой, а мрачной, печальной, всегда экзальтированной и глубокой. Готы отличаются пристрастием к тематике смерти, стремлением пофилософствовать  на эту тему: «жизнь – это очередь за смертью, но  некоторые люди влезают без очереди», «жизнь-наказание, смерть – освобождение» и т.д. 

Они часто пишут стихи и рассказы о смерти, в том числе о своей собственной. Более опасны их суицидальные настроения, тенденции к нанесению себе физических травм.

Внешний облик готов соответствует  их мироощущению: темные мрачные тона в одежде, яркая косметика, отстраненная манера поведения.  
Для подростков притягательность данной субкультуры состоит в том, что готы постоянно ищут то, что стимулирует разнообразные чувства, позволяя погружаться в свой внутренний мир.

Что касается байкеров, то для них байк – стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Среди байкеров встречаются как религиозные люди, так и атеисты. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. Сейчас настоящими байкерами являются уже обеспеченные люди зрелого возраста на дорогих мотоциклах (например, марки Harley Davidson). В музыкальных пристрастиях они схожи с рокерами и металлистами.

Одежда у байкеров такая же, как и у металлистов: куртки «косухи», кожаные жилетки и штаны, ботинки «казаки» с узкими носами. На свою одежду помещают флаг рабовладельческой конфедерации, на руках обычно множество металлических перстней. Носят длинные волосы, некоторые даже отращивают бороды. У них есть свои места тусовок и даже проводятся свои ежегодные фестивали (« Bike Show» например).

Металлисты, это одна из самых  больших «неформальных» субкультур. Когда-то давно тяжелой музыкой были увлечены лишь немногие меломаны, как не странно, интеллигенция, и даже гопники. Правда для последних это было минутное увлечение.  Сегодня тяжелую музыку слушают очень многие.  Наиболее распространена группа поклонников металлического рока, или металлисты. Они слушают несколько стилей металла: «Heavy Mеtal» (тяжелый металл), «Power Metal» (сильный металл), «Speed Metal» (скоростной металл), «Thrash» (трэш), «Black Metal» (черный металл), «Doom Metal» и др.

Металл - атеистическое направление  рока, хотя есть и верующие люди, как  и группы сатанинского толка ( поклонники черного металла, агрессивные, проповедующие культ сатаны, носящие на груди либо перевернутый крест, либо пентаграмму).

Внешней вид металлистов  вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя надо отметить, что, в отличие от панков, одежда металлистов чистая и опрятная. Следует отметить, что их внешняя агрессивность и мрачность как правило всего лишь средство эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.

Гранжи практически не отличаются от металлистов, только слушают «Grange». Могут носить джинсовую одежду. Прическами многие напоминают их кумира, создавшего данный стиль, солиста группы Nirvana Курта Кобейна.

Все вышеперечисленные группы тесно контактируют между собой, являются дружественными. Главным их недостатком является массовое употребление наркотиков.

Среди множества других субкультурных  форм, основанных на музыкальных стилях, в России большую популярность получил рэп (от англ. «rap» - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки.

Реперы слушают электронную музыку: «Hip-Hop», «Trip-Hop», «Brake beat», «Soul» и другие стили афро-американской музыки. Они носят широкие штаны «трубы», балахоны, дутые куртки или пуховики. На головах -банданы, бейсболки или шапки-чулки.

Другая наиболее известная  молодёжная организация, пытающая сочетать музыку с танцами, носит название брейкеры (от англ. «break-dance» - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Неформалы этого течения объединены любовью  к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать в любой ситуации. Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Поддерживают хорошую спортивную форму, придерживаются строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

Все эти неформальные асоциальные группы находятся в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции.

 Следующим видом неформальных объединений являются просоциальные неформальные клубы или объединения (это социально-положительные объединения, приносящие пользу обществу, решающие социальные проблемы культурно-защитного характера).

Существует также  антисоциальные группы, имеющие ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.

В последние годы возросла активность, массовость и радикализм анархолевацких и правоэкстремистских движений. Одна из наиболее радикальных группировок –скинхеды (от англ. скин хэд - бритая голова).  Скинхеды являются неофашистской молодежной группировкой закрытого типа, проповедующей культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, члены группы систематически занимаются физической подготовкой.

Во главе данной молодежной группировки часто стоит взрослый человек с профашистскими взглядами.  Организация скинхедов является организацией военного образца, есть четкая иерархия: существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые «скины», имеющие отличное образование, «непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. В качестве идеологии выбрано подчинение сильной личности, причем все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии - идеи национал-социализма и антисемитизма. Скинхеды относятся с ненавистью к гранджерам, рэперам, хиппи и людям с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют. Байкеров побаиваются. Любят слушать военные гимны и марши, "металл" середины 80-х годов.

Следующим направлением является криминальная субкультура, отличающаяся от обычной подростково- юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она  легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки»   
Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. Это способ компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе. 

Важнейшими характеристиками криминальной субкультуры являются: 

- отсутствие  гласности.  Жизнедеятельность лиц, входящих  в асоциальные криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз педагогов. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только, если нет им противодействия;

- место функционирования - «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;

- наиболее значимые ценности  – деньги, порнография , секс, «тачка» (автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;

Информация о работе Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах