Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа
Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.
Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур: общая характеристика и отличительные черты
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.2. Особенности приобщения подростков к алколголю и наркотикам
Заключение
Список использованной литературы
Еще одним мощным фактором, негативно воздействующим на личность и поведение подростка, является криминальная субкультура. Возникнув, криминальная субкультура охватывает своим влиянием подрастающее поколение, взламывает официальную культуру, деформируя ее. Криминалитет привлекателен для подростково-юношеской среды в связи с ее возрастными особенностями (с отчуждением от официальных норм). Противоправная субкультура может стимулировать противозаконное поведение личности и являться механизмом «воспроизводства» преступности среди подростков. По статистике, большая часть преступлений совершается молодежью в составе преступных групп. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Аналогично Н. Б. Бааль считает актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма концепцию «молодежной субкультуры». Важнейшим каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма он находит формирование среди неформальных молодежных движений «контркультурной оппозиции» левого и правого спектра17. Нельзя оставить без внимания и напоминание Н. В. Моздор о том, что «во всех этнокультурных группировках присутствует стиль секты. Влияние же сект бывает огромным, особенно на психику молодого человека»18.
Кроме этого, участие в деструктивной группе влечет за собой отчуждение – отделение от семьи, общества, изменение ценностей (а изоляция (отделение) приводит к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью), а также «мы (он) синдром» – зависимость, преобладание групповых целей над индивидуальными и одобрение (оправдание) аморального поведения19.
Также, когда человек принимает систему цен ностей, существующую в неформальном объединении, изменяется его взгляд на мир в целом. Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп. Ниже рассмотрены общие тенденции изменения ценностей под влиянием участия в контркультурном неформальном молодежном объединении. Это прежде всего романтизация саморазрушения, «раскраска» обыденности, поддержка и одобрение всех действий, разрывающих связи человека с нормальным социальным окружением, т. е. фактически отрицание реальности. Отметим и отсутствие временной перспективы, обращенной в будущее. Смысл существования – не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент, что, по мнению авторов, значительно затрудняет возможности адаптации к социальной жизни, так как у подростка нет опоры в будущем, ради чего нужно совершать усилия и преодолевать препятствия. Следует сказать об обесценивании ценности жизни как таковой: от ироничного отношения до одобрения суицидального поведения. Так, в ответ на сообщения в средствах массовой информации в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.
В качестве негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка может выступать приобщение к употреблению наркотиков. По мнению Франсуазы Дольто, подростковый возраст является особенно «благоприятным» периодом для употребления наркотиков: душевное беспокойство и физический дискомфорт, характерные для этого возраста, налет ритуальности и магии, который сопутствует употреблению наркотиков, социальное давление разных подростковых групп, поиски самоидентификации – таковы факторы, способствующие тому, что подросток начинает пробовать действие наркотиков20. И. С. Кон подчеркивает, что помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру (о которой сказано выше), где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения 21. Это позволяет сделать вывод, что употребление наркотиков подталкивает личность к преступной деятельности и деструктивному поведению в обществе: наркоманы готовы совершить противоправный поступок, чтобы добыть средства для приобретения очередной дозы наркотиков.
Согласно результатам исследования В. М. Сорокина, за последние несколько лет существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется прежде всего выраженной тенденцией к либерализации: наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности.
Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым увеличивая рынок сбыта.
В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры, что, с одной стороны, приводит к резкому увеличению потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд модных, с другой стороны, отодвигает на задний план его стоимостные характеристики. Исследователь отмечает, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной связи. Новый модный наркотик находит пользователей не только среди лиц, имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в начале дозы экспериментирования. Сказанное не означает, что в подростковой субкультуре существует однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо положительное отношение к наркотикам. Осложняет ситуацию и распространенное в подростковой субкультуре представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что в конечном счете позволяет избежать формирования стойкой зависимости.
Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой может привести к потреблению ПАВ с этой целью. Развитие пристрастия к наркотикам по этой модели связано со стремлением во всем быть похожими на своих лидеров, некритически перенимать все, что касается коллектива, которому принадлежит подросток. В соответствии с теорией группы сверстников, потребление ПАВ у подростков начинается в своей компании, чтобы «не быть хуже других». Согласно А. Ю. Егорову и С. А. Игумнову, если интересы друзей, соучеников подростка никак не связаны с употреблением ПАВ, то это является достаточно мощным фактором противодействия аддиктивному поведению. Наоборот, если компания, ближайшие друзья вовлечены в употребление ПАВ, то вероятность последующей алкоголизации и (или) наркотизации существенно возрастает, т. е. здесь проявляется реакция имитации. Например, движение хиппи в свое время способствовало массовому употреблению марихуаны и галлюциногенов среди молодежи.
Также надо отметить, что
ведущим социопсихоло гическим фактором,
способствующим аддиктивному поведению,
является реакция группирования со сверстниками.
К примеру, территориальные группы объединяют
сверстников по месту учебы или по месту
жительства, внутри одной территории возможно
возникновение разных групп, еще по какому-либо
принципу от учебы в одной школе до национального
признака. Ничего, кроме при надлежности
к «своим», такую группу не объединяет.
Ее сплачивает борьба, порой довольно
жестокая, с другими группами, преимущественно
также территориальными. Кроме драк и
побоищ, группе остается пустое времяпрепровождение
(«информационно-
Проведя исследование, данный автор выявил следующие пагубные последствия участия в деструктивной группе: потеря свободной воли и контроля над своей жизнью; развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность); неспособность завязать близкие дружественные отношения вне группы или наслаждаться гибкими (непринужденными, нежесткими) связями; ухудшение физического состояния и болезнь (злоупотребление); ухудшение психологического состояния. Важно отметить, что следствием приобщения к асоциальной группе сверстников, как правило, становится личностная делинквентность. Поскольку в подростковом возрасте характерна неустойчивость внутреннего мира, то личность может совершить преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц. В. Д. Менделевич отмечает, что групповые девиации встречаются чаще, чем индивидуальные. Их отличает сходство форм девиантного поведения у близкого окружения, кумиров в референтной группе, подростковых идолов. В абсолютном большинстве характерологические и патохарактерологические реакции подросткового возраста имеют групповую направленность. Это относится и к реакции группирования, в первую очередь со сверстниками, а также к реакциям эмансипации, имитации, оппозиции. Различные проявления фанатизма (спортивного, религиозного, музыкального, национального) также, как правило, формируются в группе. Девиации могут быть структурированные (организованные) и неструктурированные (слабоорганизованные). Под первыми понимается групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны все роли участников, под второй подразумевается отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации действий и поступков. Таким образом, определив себя как члена какой-либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой».
Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.
Следует отметить, что современные молодежные субкультуры, описанные выше, оказывают негативное влияние на личность подростка. К примеру, гопники ориентированы на систему ценностей взрослой криминальной субкультуры и являются «кадровым резервом» для преступного мира, следовательно, подросток, став участником этой группировки, может начать криминальный образ жизни. В свою очередь, негативные аспекты субкультуры неформалов заключаются в употреблении ПАВ, которые играют важную роль в общении, а также способствуют выражению асоциального поведения как формы протеста и демонстрации своей необычности. Свою асоциальность подчеркивают и панки, злоупотребляя алкоголем и проповедуя насилие во всех его формах, не исключая фашизма. Приверженность к насилию и идеям фашизма характерна и для скинхедов. Еще одной агрессивной и оппозиционной по отношению к общей культуре общества является контркультура футбольных фанатов, где часто возникают «фанатские войны» и столкновения с силами правопорядка, нередки случаи употребления спиртных напитков. В современной России большинство тинейджеров, принадлежащих к субкультурным течениям, относятся к эмо-кидам. Здесь негативное влияние на подростков проявляется в формировании посредством идей движения аполитичной, конформной, пассивной личности, неспособной справляться с реалиями жизни. Эмо-культура пропагандирует самодеструктивное и суицидальное поведение. И хотя, по некоторым данным, суицидальные признаки и разговоры являются демонстративными, однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам тинейджеров такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмо-культуры, тормозит процесс взросления и формирования самоконтроля.Таким образом, каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность подростка, идентифицирующего себя как члена данной группировки, но можно выделить и общие тенденции негативного воздействия, а именно: агрессивное или самодеструктивное поведение, мода на аддиктивный образ жизни, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений.
Таким образом, в каждой субкультуре существуют свои правила, порядки, своя философия и атрибуты. Подросток, попадающий в субкультуру, принимает эти правила. Изменяется и его взгляд на мир.
Некоторые субкультуры абсолютно
безобидные, это скорее группы по увлечениям.
К ним можно
Но в субкультуре есть и достаточно деструктивные, агрессивныетечения. Если еще неокрепшая личность попадает в субкультуру, опасную даже для взрослых, могут возникнуть проблемы. Миролюбивая субкультура растаманов, несёт в себе пропаганду конопли. В субкультуре хиппи неотъемлемым элементом жизни хиппи стало употребление марихуаны. Курение «травы» настолько вошло в повседневность, что зачастую вытесняло алкоголь.
Панки,свой протест против общепринятых норм и ценностей, выражают наиболее демонстративно и агрессивно. Поведение, внешний вид, сленг, всё носит вызывающий характер и направленны на то, что бы эпатировать и возмущать взрослых.
У эмо открыто декларируемое проявление негативных эмоций может обернуться самоубийством.
Готам присущ «романтично-депрессивный взгляд на жизнь», замкнутость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.
Учитывая, что для подросткового возраста характерны размышления о смерти, о конечности жизни, принадлежность к эмо и готам может быть провокативной.
Антисоциальные субкультуры
(скинхеды, фашисты, националисты, гопники,
фаны, религиозные объединения
Таким образом, современные молодежные субкультуры, описанные выше, оказывают негативное влияние на личность подростка, идентифицирующего себя как члена данной группировки, но можно выделить и общие тенденции негативного воздействия, а именно: агрессивное или самодеструктивное поведение, мода на аддиктивный образ жизни, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений.
В каждой субкультуре существуют свои правила, порядки, своя философия и атрибуты. Подросток, попадающий в субкультуру, принимает эти правила. Изменяется и его взгляд на мир.
Все это влечет за собой отчуждение – отделение от семьи, общества, изменение ценностей (а изоляция (отделение) приводит к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью), а также «мы (он) синдром» – зависимость, преобладание групповых целей над индивидуальными и одобрение (оправдание) аморального поведения.
Информация о работе Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах