Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание

Возрождение и процветание России в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной самодостаточной державы, равноправного и суверенного партнера других государств.
Никто не будет спорить, что движущей силой общества является молодежь, поэтому её проблемы относятся к числу важнейших для государства и общества. Одной из таких проблем являются кризисные явления в процессах трансформации массовой культуры, особенно молодежной.

Содержание

Глава 1. Характеристика подростковой субкультуры
1.1.Общая характеристика подростковой субкультуры
1.2. Виды молодежных субкультур: общая характеристика и отличительные черты
Глава 2. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.1. Общая характеристика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
2.2. Особенности приобщения подростков к алколголю и наркотикам
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 147.63 Кб (Скачать документ)

Собираясь в группе сверстников (обычно группы организуются по территориальному признаку - живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе), многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то “приключение”, которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие “приключения” и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность.

Безусловно, такое бесцельное времяпрепровождение свойственно  далеко не всем подросткам. Если бы это было так, наше общество в ближайшем будущем ожидала бы катастрофа. Но здесь мы говорим не о психически здоровых подростках, а именно о тех, которые начинают с такого “жизненного дрейфа”, а потом требуется вмешательство психиатра.

Рано или поздно подростковая группа, которой нечем себя занять, “для настроения” или “для смелости”  начинает употреблять спиртное. Обычно инициаторам является подросток, уже  имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни - из любопытства, другие - чтобы приобщиться к “взрослой жизни”, третьи - чтобы не отставать от других членов группы.

Если раньше существовали ограничения в продаже спиртного  по возрасту и подросткам обычно не продавали алкогольных напитков, то сейчас, хотя эти запреты никто не отменял, большинству продавцов коммерческих ларьков абсолютно безразлично, кому они продают свой товар, взрослому или несовершеннолетнему. В любое время дня и даже ночи подросток может купить любой спиртной напиток.

Более доступными для подростков стали и наркотически действующие  вещества. На любой дискотеке можно  купить “экстази”, марихуану и другие наркотики. В школу, училище приходят торговцы наркотиками и предлагают учащимся свой “товар”. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся. У  современных подростков есть возможность  легко и быстро заработать, поэтому у них есть свободные деньги: у некоторых учащихся денег гораздо больше, чем у их родителей и учителей.

Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми или принимать наркотические вещества, он становится предметом насмешек; его называют слабаком, трусом, придумывают ему обидные прозвища, что очень болезненно для столь уязвимого возраста.

Ребята боятся больше всего  не того, что сверстники их изобьют (такие случаи тоже бывают), а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и в своих силах, не могут дать достойный отпор на словах, а насмешки и обидные прозвища их очень травмируют.

Многие акселераты выглядят и считают себя уже взрослыми, а еще недостаточное психическое развитие не избавляет их от подверженности чужому влиянию, тем более влиянию сверстников, авторитет которых в этом возрасте начинает доминировать над авторитетом взрослых.

Подростки обычно легко пьянеют. Даже банки пива или ста граммов  вина достаточно, чтобы подросток, ранее  не пробовавший спиртного, опьянел. Некоторые пьянеют и от меньшего количества алкоголя. Но это тоже расценивается в группе как признак слабости и становится предметом насмешек со стороны тех, кто уже имеет опыт неоднократного употребления спиртного и может выпить гораздо больше.

Начиная употреблять спиртное, большинство юнцов не знает о своей малой выносливости к спиртному. Они видят, как пьют взрослые, даже если их родители не выпивают. Подростки имеют возможность наблюдать это на улице или в кинофильмах, где бравый “герой” лихо опрокидывает стакан крепкого спиртного напитка. Из стремления подражать взрослым или любимым киногероям они поступают так же.

Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет асоциальные наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках.

Лидер становится для членов группы непререкаемым авторитетом; обычно он всегда готов вступить с  любым в драку и отстоять свое право управлять группой с  позиции силы.

Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, “качаются”, чтобы увеличить мышечную массу  и физическую силу, овладевают различными приемами самбо, каратэ, иногда придумывают какое-либо устрашающее название для своей группы, соответствующие лозунги. Накачав мышцы, они бросают спорт и проводят время в пъянках, картежных играх, сексуальных оргиях – в это вовлекаются девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Если кто-то имеет опыт употребления наркотиков, то вся группа начинает принимать наркотические средства, которые им удается раздобыть.

Члены такой группы могут  совершать и криминальные действия - изнасилование, воровство, грабеж, драки и прочее. Подростковая группа становится грозой своего района и всех сверстников, не входящих в группу. Они называют себя организацией.

Многие подростки из благополучных  семей завидуют им и мечтают стать  членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пъянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения. Родители и учителя недоумевают: что произошло с подростком. Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему уже неинтересно дома и в школе (училище), он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия, при первой возможности убегает к своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи.

Некоторые подростковые группы состоят только из мальчиков, в некоторых, как уже говорилось, есть и девочки. Но обычно их немного. Как правило, это или девочки с явными психическими отклонениями, или дочери алкоголиков, для которых такая среда привычна, и они без особых колебаний следуют нормам группы, пьют спиртное и принимают наркотики наравне с мальчиками.

Таких девочек вполне устраивает их роль в группе, большинство из них рано начинают беспорядочную  сексуальную жизнь и ничуть не тяготятся частой сменой сексуальных  партнеров. Обычно их в группе не обижают, наоборот, мальчики берут их под  свое покровительство, защищают их, ощущая себя “настоящими мужчинами”, и девочки этим чрезвычайно гордятся. Но даже если к ним относятся пренебрежительно, унижают и придумывают им оскорбительные прозвища, психически неполноценные девочки все равно терпят это и не уходят из группы, потому что только здесь они ощущают мужское внимание (пусть даже в оскорбительной форме), которого лишены в иных условиях.

Далеко не всегда подростки  группируются с асоциальными намерениями. Группа может объединять их и по интересам - занятия спортом, какими-либо хобби. Однако практика показывает, что в любой неконтролируемой взрослыми группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков.

Этому возрасту вообще свойственна  подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются  отрицательному влиянию.

Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие средства.

Многие подростки избирают себе кумира - киногероя, актера, популярного певца или музыканта - и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении.

Если объектом подражания является отрицательный герой, вот  тогда и педагогам, и родителям  следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать своего кумира, но и “переплюнуть” его во всех отношениях.

Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда  подросток избирает объектом для подражания реального человека - взрослого или своего сверстника, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками, особенно если это личность с криминальным прошлым. Большинство взрослых наркоманов неоднократно судимы, так как вся их жизнь, в том числе и способы добывания огромных денег на приобретение наркотиков, связана с криминалом. Открыв рот, школьники с упоением слушают о “подвигах” своего “героя”, о том, какой “кайф” дают наркотики, не имея возможности определить, где правда, а где ложь. Уголовник, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирает, чтобы заинтересовать и привлечь юнцов. Это чревато уже не только злоупотреблением алкоголем и наркотиками, но и различными криминальными действиями.

“Бывалого” уголовника с восторгом слушают не только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, но и мальчики из благополучных семей. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои “подвиги” не раз судимые лица. Подростку льстит такое внимание взрослого, тем более что тот обращается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Но наркоману нужна не только аудитория заинтересованных слушателей. Он стремится использовать несовершеннолетних в своих целях.

Выше уже говорилось о  “контагиозности” наркомании. Каждый наркоман старается увеличить круг “своих”.

Во-первых, многие наркоманы  не только сами принимают наркотики, но и приторговывают ими. Вовлекая подростков в наркотизацию, взрослый наркоман готовит будущих “клиентов”, которым  потом будет сбывать свой товар.

Во-вторых, он делает подростков послушным орудием в своих  руках. За порцию наркотика приобщившиеся к этому пороку готовы на все. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки, которые для него “таскают каштаны из огня”.

Вначале наркоман приучает ребят к наркотикам, угощает их, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

Отказать своему кумиру подросток  не в состоянии - ведь он расценивает его как друга. А если такой человек уже создал вокруг себя подростковую группу, то отказать ему не может никто: иначе он станет посмешищем, “маменькиным сынком”.

Собственной нравственной позиции  у многих подростков еще нет. Этические  понятия растущего человека формируются  в большей степени под. влиянием родителей, а если родители не делают этого или их влияние негативно, то подросток попадает под влияние любого человека, которого он уважает.

В отличие от взрослых, ребята еще не умеют анализировать чужой  негативный опыт. Они не осознают, что  такое преступление, закон, тюрьма. Со слов взрослых они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, вряд ли сумеют. Подростки не знают  и не боятся социальных последствий правонарушений. Недаром многие асоциальные личности эксплуатируют их, пользуясь их бесстрашием и отсутствием страха смерти или увечья. Они могут выполнить любой приказ без раздумий, совершить все, что прикажут их кумиры.

Даже кратковременное  пребывание в группе с асоциальным  лидером заметно сказывается  на поведении подростка. Прежде послушный  сын и хороший ученик перестает подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера - дискредитировать других взрослых в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж.

Подростку уже скучно в  школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо  интереснее - там “настоящая, взрослая”  жизнь, свои тайны.

Вторая задача такого лидера - добиться, чтобы дети не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. В отличие от подростков, такой человек знает Уголовный кодекс на собственном опыте и прекрасно понимает, чем ему грозит вовлечение несовершеннолетних в пьянство, злоупотребление наркотиками и криминальную деятельность. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не умеют соврать убедительно, а в дальнейшем они уже обучаются обманывать родителей - опять-таки по подсказке “лидера”, - и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.

Под делинквентным поведением понимаются различные проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. От криминальных действий делинквент-ное поведение отличается относительной незначительностью правонарушений и только в крайних своих проявлениях влечет за собой уголовное наказание.

Начинается обычно с прогулов занятий, затем могут быть драки, хулиганство, отнимание у младших детей или более слабых сверстников денег или вещей, угон велосипеда, мотоцикла или машины, чтобы покататься, выпрашивание денег у прохожих, мелкие кражи и многое другое.

Чаще всего к делинквентному поведению ведет употребление спиртного или наркотиков. А это, в свою очередь, приводит к более выраженным асоциальным формам поведения, и тут речь идет уже не о делинквентности, а о криминальных действиях.

Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Реакция протеста - одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний - чаще всего это родители.

Поссорившись с родителями или учителями, школьник убегает  на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление спиртного или наркотиков повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.

Реакция протеста подростка  бывает и в тех случаях, когда  в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения - все делает назло родителям.

Информация о работе Пропаганда наркотиков и алкоголя в молодежных субкультурах