Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17
Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 47
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Смоленский государственный университет» (СмолГУ)
Социальный факультет
Кафедра социологии
Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема
Курсовая работа
Студентки 4 курса
Группы 44-С
Силуковой Елены
Владимировны
Научный руководитель:
к. соц. н, доцент
Фомченкова
Галина Алексеевна
Смоленск
2012
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17
Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1.
Факторы просоциального
2.2.
Эмпирическое исследование
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 47
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития в обществе возникают проблемы, которые находят свое отражение в напряженной, неустойчивой социальной, экономической обстановке, обуславливающей рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодежи. Эти проблемы вызывают значительный интерес широкого круга людей. К числу таковых можно отнести проблему агрессивного и просоциального поведения.
Социокультурные особенности воспитания, неблагоприятное социальное окружение, совокупность индивидуальных особенностей личности (вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя, негативное восприятие окружающего), создают ситуацию конфликта, которая способствует развитию агрессивного поведения.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. В то время как просоциальное или как его еще называют помогающее поведение проявляет себя в современном обществе относительно редко1.
Актуальность изучения данной
проблемы заключается в стремлении
содействовать посредством
Выбор данной темы курсовой и ее изучение объясняется тем, что агрессивное и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Во многих случаях человек не способен объяснить причины некоторых своих поступков (в данном случае агрессивного поведения), а изучение данной проблемы на уровне конкретного индивида поможет выявить причины, обуславливающие те или иные поступки и предотвратить их повторение в будущем, если их результат нежелателен.
Желание и потребность
в том, чтобы понять
Степень научной разработанности. Анализ научной литературы показал, что данная проблема нашла свое отражение в ряде публикаций. Е.П. Ильин, анализирует различные теории и взгляды на проблему мотивации и мотивации агрессивного и просоциального поведения.2. Эту тему активно разрабатывал и изучал Х. Хекхаузен, кроме того, он конкретизировал не только понятия агрессивности, агрессивного и просоциального поведения, но и дал ясные определения такому понятию как норма, где он приводит статистические данные по различным формам агрессии у подростков, относящихся к различным культурам3.
Интересную трактовку
биологической стороны
Модель просоциального поведения с привлекательностью самооценок разработал и обосновал С. Шварц5.
Кроме вышеперечисленных работ издавалось еще множество других. Среди них были: 3.Фрейд, В. Макдауголл6, О.И. Шляхтина и др. Но, несмотря на такое огромное количество работ на данную тему, проблему мотивации агрессивного и просоциального поведения все еще продолжают изучать.
Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования является молодежь.
Предметом исследования выступает мотивация агрессивного и просоциального поведения молодежи.
Методами применяемыми в работе выступают: системный и сравнительный анализ учебной литературы, метод классификации, а также для исследования просоциального и агрессивного поведения молодежи был использован метод опроса – анкетирование. Информация, полученная в ходе исследования, обрабатывалась вручную, а также с помощью Microsoft Office Excel и Microsoft Office Word 2010.
Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использовании материалов курсовой работы в подготовке лекций по социологии молодежи, социологии девиантного поведения, гендерной социологии и другим дисциплинам, а также результаты данного исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов, изучающих мотивационную сферу агрессивного и просоциального поведения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух и пяти параграфов, заключения, библиографического списка, включающего … источников и приложений. Общий объем работы – … листов печатного текста
Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи
В современном обществе, когда проблемы охватывают практически все сферы жизнедеятельности людей, изучение делинквентного и девиантного поведения молодых россиян представляется чрезвычайно актуальным.
До начала ХХ столетия в науке и общественном мнении доминировали биологические, психологические объяснения девиантного поведения. Ц. Ломброзо, У. Х. Шелдон7сводили его причины к эволюционной деградации, или особенностям конституции организма. Под воздействием идей З. Фрейда эти трактовки постепенно вытеснялись объяснениями, сводившими сущность девиации к неустойчивости, неоднородности человеческой психики8.
Социологическую трактовку девиации впервые дал Э. Дюркгейм9. Причиной ее является аномия, отсутствие регуляции – состояние общества, в котором социальные связи и нормы неустойчивы. При этом отклонение от норм имеет не только негативное значение: девиация подтверждает их важность, дает представление об их разнообразии а главное, служит одной из предпосылок социального изменения.
Под девиантным поведением понимается:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
2) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям10.
Условиями для молодежной девиации будут, прежде всего, ослабление механизмов воспитания и контроля, связанное с беспризорностью подростков, невыполнением родительскими семьями своих воспитательных функций, миграцией молодежи, а также влияние внесистемных субкультур11.
Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х гг. А. Коэном, который разработал теорию делинквентных (от лат. delinquens – преступник, правонарушитель) субкультур12. Коэн считал, что аномия ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы уже имеются в делинквентной субкультуре, ориентированной на успех. Однако в этой субкультуре совсем иные, чем в «большом» обществе, критерии успеха – мелкие кражи, агрессивность, вандализм в ней являются нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других.
В отечественной научной литературе делинквентное поведение рассматривается в качестве социальной активности, связанной с нарушением норм, влекущих за собой уголовное наказание13.Поэтому основным критерием делинквентного поведения выступают уголовные правонарушения.
Делинквентное (преступное)
поведение молодежи не соответствует
закономерностям «взрослого»
Можно сделать вывод, что в основе всех отклонений в поведении молодежи лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но нельзя также забывать, что молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
Методологический конструкт делинквентного поведения молодежи позволяет выделить следующие его мотивы: а) корысть, б) агрессия.
Общими для всех видов поведения, имеющего корыстную направленность, являются мотивы и цели, связанные со стремлением к приобретению материальной (денежной, имущественной) выгоды. Отклонения агрессивной ориентации обычно вызваны мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку. Большей частью они выражаются в посягательствах на честь и достоинство, здоровье и жизнь человека, в нарушениях общественного порядка.
Если действия с корыстной ориентацией направлены на достижение одной цели – приобретение материальных благ, то агрессивное поведение распадается по ведущей мотивации на две основные группы.
Истинные причины роста делинквентности лежат в основах самого общества. При рассмотрении и попытках объяснения причин преступности в рамках теории насилия исследователи основное внимание концентрируют на феномене человеческой агрессивности.
Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, оказывающее первостепенное воздействие на общественное сознание и прежде всего на еще не формирующее сознание молодых людей. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через телевидение, радио, прессу, Интернет, на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей разного рода девиации (праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, сексуальную распущенность), часто неприемлемые не только с точки зрения морали, но и права.
Возникает опасность массового подражания молодежи главным героям популярных сериалов и художественных фильмов, зачастую являющимся представителями криминального мира.
В России на состояние делинквентности большое влияние оказывают переход к рыночным отношениям и связанные с ним явления конкуренции, безработицы, инфляции. Следовательно, коренная причина делинквентности – это условия, изначально продуцирующие социальное неравенство и социальную несправедливость.
Поскольку еще ни одному обществу не удалось искоренить преступность, необходимо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии попытаться, исходя из данной реальности, сосредоточиться на решении главной задачи – снижении темпов роста преступности и выработке механизмов социального регулирования и контролирования антисоциального поведения, особенно в молодежной среде.
Э. Дюркгейм утверждал, что «нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не повышает уровня, характерного для общества определенного типа»15.
Рост молодежной преступности прямо коррелирует с динамикой роста девиантного поведения в молодежной среде, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, «дедовщиной», бродяжничеством, проституцией, нищенством и т.д. Негативным социальным фоном для развития молодежной преступности стали распад семейных связей, жестокое обращение с детьми в семьях и детских специальных заведениях (ежегодно более 50 тыс. подростков уходят из семьи, более 20 тыс. покидают детские дома и школы-интернаты), невозможность адаптации подростков к современным социально-экономическим условиям, безотцовщина, нравственная деградация, психическая неполноценность16.
Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема