Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17

Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30

Заключение 42

Библиографический список 45

Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Силукова Просоц.и агр.пов3 (1)2007.docx

— 286.07 Кб (Скачать документ)

Поведение, связанное  с оказанием помощи, провоцируется  ситуацией, в связи с чем мотивацию этого поведения можно отнести к внешне обусловленной мотивации. При этом важно, как субъект оценивает эту ситуацию, какую значимость ей придает. Важно выяснить, нуждается ли кто-либо в его помощи, какого характера должна быть она, стоит ли ему вмешиваться лично. Сообщаемые просящим дополнительные сведения влияют на оценку ситуации и принимаемое решение. Кроме того, могут играть роль и возникающие у субъекта, при обращении к нему с просьбой, состояния неловкости или страха при мысли об отказе.

Имеет значение и взвешивание  субъектом затрат (последствий поступка для себя) и польз (последствий для обратившегося с просьбой). Человек тем меньше готов оказать помощь, чем дороже она ему обходится, как материально, так и духовно (например, возможность вступления в конфликт с кем-то из-за принятия на себя ответственности32.

Процесс принятия решения  о помощи проходит ряд этапов:

1. Восприятие ситуации  как беды;

2. Оценка причин беды;

3. Оценка наличных возможностей оказания помощи и выбор одной из них;

4. Формирование намерения  оказать помощь.

На отдельных стадиях  этот процесс может замедляться  или нарушаться, например из-за наличия других людей, способных оказать помощь (эффект «диффузной ответственности»).

Как отмечает X. Хекхаузен, изучая просоциальное поведение, исследователи не уделяли должного внимания личностным особенностям33. Очевидно, что одним из внутренних факторов альтруистического поведения является соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Действенность этих правил зависит от того, насколько человек интериоризировал их, насколько они стали для него внутренними стандартами, насколько поведение в соответствии с ними является для него ценностью. Чем более интериоризованы нормы в качестве стандартов поведения личности, тем сильнее поведение определяется предвосхищением его последствий для самооценки и тем меньше оно зависит от внешних обстоятельств.

Норма социальной ответственности требует оказания помощи старому, больному или бедному человеку (мотив заботливости).

Норма взаимности («ты мне – я тебе») обусловливает обмен материальными благами, действиями, благодеяниями и даже вредом («око за око, зуб за зуб»). Воздаяние как за добро, так и за зло направлено на воссоздание равновесия между индивидами и группами  и представляет собой основополагающий принцип, воспринимаемый как справедливость. При этом если инициативу в осуществлении нормы социальной ответственности берет на себя помогающий,.» то это скорее всего реакция признательности за оказанную ранее этому субъекту, помощь. Однако если помощь оказывается с расчетом на взаимность, то она теряет свой альтруистический характер. Мотивация помогающего воспринимается тем недоверчивее, чем утрированнее кажется помощь и чем менее в ней нуждаются. В таких случаях возникает подозрение, что помощь оказывается с корыстной целью, обязывая получающего помощь компенсировать ее в будущем в соответствии с нормой взаимности34.

Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому  поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае.

В социологии понятие эмпатии, означающее способность принимать  социальные роли и установки других социальных деятелей, встречается в  разном контексте. Для того, чтобы предвидеть реакцию других на наши социальные поступки, важно уметь поставить себя в социальную позицию других деятелей. В рамках социологии развития эмпатия рассматривалась Д. Лернером как основное психологическое обстоятельство, сопутствующее модернизации, которое требует, чтобы социальные деятели идентифицировали себя с новыми политическими лидерами и программами, новыми экономическими продуктами и современными социальными институтами35.

По мнению Т. П. Гавриловой (1981) эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия36. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Можно сделать вывод, что  проявление альтруизма связано с  двумя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения моральных аспектов Я-концепции представления о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже, иногда, отрицательно). Помощь носит жертвенный характер(«отрывает от себя»). Люди с МД (а это в основном лица авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

С. Шварц (S.Schwartz, 1977) разработал процессуальную модель альтруистического действия.  В его модели мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение " мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства". Данная модель включает в себя 4 стадии и 9 этапов37.

1.   Стадия актуализации — восприятие нужды и ответственности:

—  осознание того, что  человек находится в состоянии  нужды;

—  понимание того, что  существуют действия, способные облегчить  его положение;

—  признание своей  способности содействовать такому облегчению;

—  восприятие себя в определенной мере ответственным за изменение ситуации.

2.   Стадия обязанности — конструирование норм и зарождение переживания моральной обязанности:

—  активизация существовавших ранее или заданных ситуацией  личностных норм.

3.   Стадия защиты — рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка:

—  определение затрат и оценка возможных исходов;

—  переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания: состояния нужды (его реальности или серьезности), ответственности за свое действие, уместности актуализированных перед этим норм;

—  повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок.

4. Стадия реакции:

—действие или бездействие.

В заключении параграфа можно сделать вывод о том, что просоциальное поведение прежде всего основывается на мотиве альтруизма и оказании помощи людям .Процесс принятия решения о помощи проходит ряд этапов, этот процесс может замедляться или нарушаться на некоторых стадиях, что обусловлено разными факторами. Также можно сказать, что просоциальное поведение зависит от различных условий и не всегда является бескорыстным и направленным на благо общество.

Изучив главу «Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи» можно сказать, что определение истоков девиантного и делинквентного поведения является актуальным в связи со сложившейся обстановкой в обществе. Изучение причин и мотивов отклоняющегося поведения способствует предотвращению появления лиц с девиантным поведением.

Определив основные теории агрессивного поведения и условий его возникновения можно сделать вывод о многообразии причин появления агрессии, которые необходимо изучать и преодолевать. Агрессия имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели.

Также усвоив понятие просоциального поведения, следует заметить, что  основным мотивом помогающего поведения  является желание оказать поддержку  и помощь другим людям. Формирование просоциального поведения зависит от различных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на личность и ее ценностные установки. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию к человеку, нуждающемуся в помощи.

 

Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде

2.1. Факторы просоциального поведения

Просоциальное поведение представляет собой действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение.

Известно, что просоциальное  поведение может быть обусловлено  различными мотивами. Среди них альтруизм  выступает важнейшим побудительным  фактором. Утверждение альтруизма в  качестве одного из приоритетных мотивов  деятельности обусловливает необходимость  как воспитания у человека определенных личностных качеств, позитивно коррелирующих  с альтруизмом, так и создания определенной общественной ситуации, в которой стандарты, формы и  нормы просоциального поведения  будут оцениваться как социально  значимые и высокостатусные.

Основа просоциального поведения складывается из таких индивидуально психологических особенностей и черт личности,  как: высокая сензитивность, заботливость и способность к эмпатии; социальная ответственность и чувство морального долга; направленность личности на социально значимые цели и ценности; способность и желание сотрудничать, а не соперничать с другими людьми.

Важно подчеркнуть, что действенным  фактором, способным сыграть реальную роль в организации процесса широкой  социальной помощи и поддержки, просоциальное  поведение может стать только в том случае, если оно будет  востребовано в обществе и обретет  статус социотипического, т. е. будет  восприниматься и оцениваться в  нашей реальной каждодневной жизни  как нормальное и желаемое38.

Стандарты и стереотипы социотипического поведения передаются человеку в  процессе социализации. Стиль социализации, в том числе ее нацеленность на формирование альтруистической мотивации  и других индивидуально психологических особенностей просоциально- ориентированной личности, определяется многими социокультурными факторами, а именно:

• доминирующей в обществе системой социокультурных ценностей, которая может быть ориентирована  либо на индивидуализм, либо на коллективизм;

• степенью сложности социально-экономической  системы (социальной стратификации, профессиональной специализации, политической и правовой централизации и т. п.);

• преобладающей структурой семей, которые могут быть нуклеарными, включающими родителей и детей, и большими, состоящими из нескольких поколений;

• социально-экономическим  положением родителей;

• этнической принадлежностью  родителей и др39.

Просоциальное поведение  рассматривается и воспринимается как социотипическое в таких культурах, где приоритетное значение имеют коллективистские ценности и наиболее высоко оцениваются такие личностные качества, как ответственность, чувство долга, послушание, заботливость, почитание старших (альтруистические доминанты). Эти ценностные ориентации являются приоритетными в традиционных обществах, во многих странах третьего мира и культурах Востока.

В современном обществе высокого потребления, в культурах, нацеленных на «продуктивность», материальное процветание  и т. п., большей значимостью обладают индивидуалистические ценности свободы  в поступках, самостоятельности  в суждениях, направленность на самоутверждение, личный успех, соперничество, лидерство  и конкурентность (эгоистические  доминанты).

Важной формой просоциального поведения является сотрудничество. Поэтому в коллективистских культурах  в процессе социализации детей особое внимание уделялось формированию навыков совместной деятельности, воспитанию социальных эмоций и группового сознания, развитию у ребенка сопереживания, сочувствия и содействия сверстнику.

Американский исследователь  У.Бронфенбреннер отмечал,  что в детских садах бывшего СССР особое значение придавалось различным групповым играм, в которых дети осваивали навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества и практически отсутствовали игры, предполагающие соревнование, соперничество участников. Тогда как в США, в развитых странах Западной Европы умению играть в команде, действовать сообща не придается большого значения. Более востребованными оказываются игры, которые нацелены на формирование лидерских качеств, умению конкурировать, в соперничестве добиваться личностно значимых целей40.

Было также отмечено, что  в наибольшей степени воспитанию альтруистических установок способствует такой уклад семейной жизни, который  предписывает детям уважать родителей, почитать старших, помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах. Несложно догадаться, что из всех исследованных  детей наименее альтруистичными  показали себя американские дети. А  наиболее просоциальными оказались  мальчики из семей, переживающих, трудности  – подростки, которые росли без  отца.

Ученые (и зарубежные, и  отечественные) объясняют этот факт тем, что в таких семьях старшим  мальчикам часто отводится роль защитника младших братьев и  сестер, помощника матери. В такой  ситуации подросток фактически занимает положение взрослого. Матери таких  детей часто обращаются к сыновьям за помощью и эмоциональной поддержкой. Поэтому они очень рано приучаются помогать и утешать, у них быстрее, чем у других детей формируется чувство социальной ответственности, а забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной41.

Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема