Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17

Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30

Заключение 42

Библиографический список 45

Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Силукова Просоц.и агр.пов3 (1)2007.docx

— 286.07 Кб (Скачать документ)

 

Диаграмма 8

Факторы, останавливающие в оказании помощи

Полученные результаты показывают, что основным мотивом отказа в помощи другим людям студенты указали отсутствие достоверной информации о необходимости этой помощи и поддержки. На мой взгляд это также связано с соотношением затрат и пользы. Человек, помогающий незнакомым людям, не может объективно оценить свои возможности в оказании помощи, когда не знает насколько эта помощь необходима и не обманывают ли его.

Так как на специальности  «социология» обучается большинство  лиц женского пола, следовательно и число опрошенных девушек (81,25%) будет значительно превышать количество юношей (18,75%)(см. диаграмму 9).

 

Диаграмма 9

Пол

 

Количество студентов  разных курсов соответствует выборочной совокупности и приблизительно равное, но тем не менее на 3м курсе обучается больше студентов(33,3%), на втором месте 4й курс (27,1%) на следующей позиции 2й курс(25%) и меньшее количество студентов, принявших участие в опросе, обучаются на 1м курсе(14,6)(см. диаграмму 10).

Диаграмма 10

Курс

 

 

На основания полученных результатов, можно сказать, что пол и возраст опрашиваемых в данном исследовании, не влияют на агрессивное и просоциальное поведение, так как ответы о факторах и мотивах были примерно идентичны.

Также необходимо заметить, что были составлены корреляционные таблицы, подтверждающие гипотезы о том, что если молодые люди агрессивны, то они проявляют свою агрессию срываясь на окружающих. И была подтверждена гипотеза о том, что если респонденты готовы оказать помощь людям, то они ждут помощи в замен.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что агрессия у  студентов СмолГУ не ярко выраженная и умеренная. Молодые люди способны оказывать помощь, при этом делая это бескорыстно и надеясь на помощь в замен. Семья, воспитание, ценностные ориентации и социальное окружение – вот основные факторы формирования агрессивной и просоциальной личности.

Изучив характеристику особенностей и проведя исследование просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде, можно сделать следующие выводы:

- На формирование агрессивного  поведения оказывают влияние  следующие факторы: неблагоприятная  обстановка в семье; круг общения;  СМИ; настроение.

- Агрессивное поведение  может проявляться в различных  формах, среди студентов СмолГУ это чаще всего проявляется в том, что они грубят окружающим.

- Просоциальное поведение  молодежи зависит от следующих  факторов: воспитания в семье,  ценностных установок личности, образования, также от соблюдения  норм и правил поведения установленных в данном обществе.

- Основной причиной отказа от помощи незнакомым людям является отсутствие достоверной информации о необходимости помощи.

- Основной причиной же  оказания помощи являются бескорыстные  мотивы и надежда, на помощь  «в замен».

Таким образом, изучение просоциального и агрессивного поведения молодежи является необходимым для рационального  регулирования отношений в социуме.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальную проблему, также были изучены факторы и мотивы данного поведения на примере студентов СмолГУ.

Изучив девиантное и делинквентное поведение современной молодежи, можно заметить тенденцию увеличения числа лиц с отклоняющимся поведением, молодежь уязвима и подвержена влиянию различных внешних факторов, что способствует появлению агрессивного поведения, которое может перейти в насилие.

Определив понятие агрессивное поведение и теории, объясняющее его происхождение следует сделать вывод, что агрессия может быть связана с различными причинами, основными признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

  • выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
  • тенденцию к разрушению;
  • направленность на причинение вреда окружающим людям;
  • склонность к насилию (причинению боли).

Изучив различные причины возникновения агрессии у молодых людей, можно выделить основной фактор агрессивного поведения это социальные условия развития личности.

Важно заметить, что на современном  этапе развития общества, когда в  СМИ распространены фильмы с насилием, в социальных сетях регистрируется все больше людей, выход в интернет является доступным почти для  каждого, агрессивное поведение  молодежи непременно будет расти.

В данной курсовой работе нами также было изучено просоциальное поведение, его особенности, мотивы и факторы формирования. Можно сделать вывод о том, что важным мотивом помогающего поведения является альтруизм, то есть готовность совершать действия во благо людей. Также можно заметить, что на формирование просоциального поведения влияют, социальные условия развития личности, а именно семья, окружение, образование. Важно отметить, что процесс принятия решения о помощи проходит ряд этапов:

1. Восприятие ситуации  как беды;

2. Оценка причин беды;

3. Оценка наличных возможностей оказания помощи и выбор одной из них;

4. Формирование намерения  оказать помощь.

На отдельных стадиях  этот процесс может замедляться  или нарушаться.

Так же можно сделать, вывод  о том, что мотивы оказания помощи могут быть не всегда бескорыстными. Имеет значение и взвешивание  субъектом затрат и польз. Человек тем меньше готов оказать помощь, чем дороже она ему обходится.

Для более полного рассмотрения данной темы мною было проведено оперативное  социологическое исследование о  просоциальном и агрессивном  поведении студентов Смоленского  Государственного Университета.

В результате исследования можно сделать  ряд выводов:

  1. Основными факторами, влияющими на  формирование агрессивного поведения являются неблагоприятная обстановка в семье и социальное окружение.
  2. Большая часть молодых людей время от времени бывают агрессивными   и их агрессия проявляется в том, что они срываются на окружающих и грубят им, некоторые предпочитают уходить в себя.
  3. Основными  факторами, формирующими готовность/ не готовность помогать другим людям, по мнению большинства респондентов, является воспитание и ценностные ориентации личности.
  4. Больше половины опрошенных студентов способны оказывать помощь, при это они рассчитывают на  взаимную помощь и поддержку, и чуть меньше ½ студентов способны оказывать помощь бескорыстно во благо человека.

Таким образом, констатируем, что изучение просоциального и агрессивного поведения на современном этапе развития общества является очень важным, так как и проявление агрессии и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом.

 

Библиографический список

 

  1. Агапов Е.П. Проблемы социальных девиаций / Е.П. Агапов. –  Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2010. – 271 с.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А.Бандура, Р.Уолтерс. – М., 1999. –215 с.
  3. Беленький В.А. Методические подходы к изучению агрессии / В.А. Беленький, Е.Н. Мычко. – М., 2000. –287 с.
  4. Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 1997.
  5. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н.И. Ветров. – М., 1994.
  6. Волков Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 576 с.
  7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – Воронеж., 2002.
  8. Дюркгейм Э. Нормы и патология. Социология преступности / Э. Дюркгейм. – М., 1966.
  9. Егоров А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2010. – 398 с.
  10. Егоров А.Ю. Расстройства поведения у подростков / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 205.
  11. Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. –288 с.
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
  13. Кузнецов В.Н. Социология молодежи / В.Н. Кузнецов. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
  14. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: Университет, 1999. – 460 с.
  15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – М. : Прогресс, 1999.
  16. Макдауголл В. Инстинкт агрессивности / В. Макдауголл. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  17. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
  18. Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях / С.Г. Москвичев. – Киев, 1974.
  19. Немов P.С. Психология. В 2 кн. Кн.1 / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
  20. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер; пер. с англ. В.Я. Ядов. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  21. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - Екатеринбург, 2000. – 258с.
  22. Файзулаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности / А.А. Файзулаев. – Ташкент, 1987.
  23. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения / И.А. Фурманов. – М.: БГУ, 2002. – 346 с.
  24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М., 1986.
  25. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования/ Ф.Э. Шереги. – М.:Центр социального прогнозирования, 2004. – 343с.
  26. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
  27. Ярская В.Н. Социология молодежи в контексте социальной работы / В.Н. Ярская. – Саратов, 2005. – 293 с.
  28. Cohen A. K. Delinquent Boys. –N. Y. – 1955.
  29. Freud S.New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. – N.Y., 1933.
  30. Murrey H. A. Exploration in Personality. – N.Y., 1938.
  31. Schwartz S. H. Normative influence on altruism. In: L. Bercowitz (ed.).Advances in Experimental Social Psychology. V. 10. – N.Y., 1977.

Приложения

Приложение 1

Программа социологического исследования:

Просоциальное и  агрессивное поведение молодежи

(на примере студентов СмолГУ)

Цель исследования: выявление факторов агрессивного и просоциального поведения молодежи.

Задачи исследования:

1. Выявить факторы способствующие агрессивному поведению.

2. Установить причины  вызывающие агрессию у молодых  людей.

3. Определить факторы способствующие просоциальному поведению.

4. Изучить мотивы совершения  действий во благо других людей.

Объектом исследования является молодежь.

Предметом исследования выступает факторы и мотивы агрессивного и просоциального поведения молодежи.

Теоретическая интерпретация  понятий

Молодежь– социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей43.

Студент – учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения44

Агрессия –тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними45.

Альтруизм– 1)желание и готовность бескорыстно оказывать помощь другим  людям, антипод эгоизма;

2)способность ставить  благополучие других выше собственных  личных интересов46.

Просоциальное поведение –действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Это поведение, которое обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств (личностных диспозиций) – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности – и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, – подозрительности, жадности, скептицизма47.

Мотивация – совокупность внутренних стимулов, вызывающих у человека или групп людей потребность в деятельности направленной на достижение определенных целей48.

Мотив – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении, самореализации49.

Факторы – движущая сила, лежащая в основе или определяющая ход какого-либо процесса, явления, его характерные черты или особенности развития50.

Эмпирическая  интерпретация понятий

Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют в возрасте 14-30 лет.

Студент – учащийся Смоленского Государственного Университета социального факультета специальности «социология»

Агрессия – поведение, проявляющееся в негативной реакции на происходящее.

Альтруизм – поведение и действия, направленные на благо общества.

Просоциальное поведение – бескорыстное поведение, направленное на помощь другим.

Мотивация – совокупность стимулов, побуждающих человека к деятельности направленной на достижение определенных целей.

Мотив – это то, что побуждает человека поступать в различных ситуациях определенным образом.

Факторы – средства, которые оказывают воздействие на формирование агрессивного и просоциального поведения.

Гипотезы исследования

  1. Основными факторами, существенно влияющими на возникновение агрессии являются: неблагоприятная обстановка в семье, круг общения.
  2. Если у молодых людей возникает агрессия, то они срываются на окружающих.
  3. Основными  факторами, формирующими готовность/ не готовность помогать другим людям является воспитание и ценностные ориентацииличности.
  4. Если молодые люди способны оказать помощь кому-либо, то они надеются на взаимную поддержку.

Определение обследуемой  совокупности

Генеральной совокупностью  данного исследования являются студенты СмолГу, обучающиеся по специальности «Социология». Объем генеральной совокупности – 123 человека:

Курс

Количество человек на курсе

Пол

мужской

Женский

Первый

19

7

12

Второй

29

8

21

Третий

41

4

37

Четвертый

34

3

31


 

Численность респондентов, составляющих выборочную совокупность, определяется по формуле:

,

где n – объем выборочной совокупности; N – объем генеральной совокупности; - предельная ошибка репрезентативности (в социологическом исследовании допускается 0,05, 0,03, 0,01); p и q – выборочные доли. Если выборочные доли не известны, то принимаются за 0,5 каждая; t – коэффициент доверия. Он зависит от вероятности ошибки репрезентативности и исчисляется по таблице. В социологическом исследовании при допустимых ошибках 0,05, 0,03, 0,01 tравен соответственно – 1,96, 2,2, 2,6.

Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема