Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17
Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 47
Диаграмма 8
Факторы, останавливающие в оказании помощи
Полученные результаты показывают, что основным мотивом отказа в помощи другим людям студенты указали отсутствие достоверной информации о необходимости этой помощи и поддержки. На мой взгляд это также связано с соотношением затрат и пользы. Человек, помогающий незнакомым людям, не может объективно оценить свои возможности в оказании помощи, когда не знает насколько эта помощь необходима и не обманывают ли его.
Так как на специальности «социология» обучается большинство лиц женского пола, следовательно и число опрошенных девушек (81,25%) будет значительно превышать количество юношей (18,75%)(см. диаграмму 9).
Диаграмма 9
Пол
Количество студентов разных курсов соответствует выборочной совокупности и приблизительно равное, но тем не менее на 3м курсе обучается больше студентов(33,3%), на втором месте 4й курс (27,1%) на следующей позиции 2й курс(25%) и меньшее количество студентов, принявших участие в опросе, обучаются на 1м курсе(14,6)(см. диаграмму 10).
Диаграмма 10
Курс
На основания полученных результатов, можно сказать, что пол и возраст опрашиваемых в данном исследовании, не влияют на агрессивное и просоциальное поведение, так как ответы о факторах и мотивах были примерно идентичны.
Также необходимо заметить, что были составлены корреляционные таблицы, подтверждающие гипотезы о том, что если молодые люди агрессивны, то они проявляют свою агрессию срываясь на окружающих. И была подтверждена гипотеза о том, что если респонденты готовы оказать помощь людям, то они ждут помощи в замен.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессия у студентов СмолГУ не ярко выраженная и умеренная. Молодые люди способны оказывать помощь, при этом делая это бескорыстно и надеясь на помощь в замен. Семья, воспитание, ценностные ориентации и социальное окружение – вот основные факторы формирования агрессивной и просоциальной личности.
Изучив характеристику особенностей и проведя исследование просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде, можно сделать следующие выводы:
- На формирование агрессивного
поведения оказывают влияние
следующие факторы:
- Агрессивное поведение может проявляться в различных формах, среди студентов СмолГУ это чаще всего проявляется в том, что они грубят окружающим.
- Просоциальное поведение
молодежи зависит от следующих
факторов: воспитания в семье,
ценностных установок личности,
образования, также от
- Основной причиной отказа от помощи незнакомым людям является отсутствие достоверной информации о необходимости помощи.
- Основной причиной же
оказания помощи являются
Таким образом, изучение просоциального
и агрессивного поведения молодежи
является необходимым для рационального
регулирования отношений в
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальную проблему, также были изучены факторы и мотивы данного поведения на примере студентов СмолГУ.
Изучив девиантное и делинквентное поведение современной молодежи, можно заметить тенденцию увеличения числа лиц с отклоняющимся поведением, молодежь уязвима и подвержена влиянию различных внешних факторов, что способствует появлению агрессивного поведения, которое может перейти в насилие.
Определив понятие агрессивное поведение и теории, объясняющее его происхождение следует сделать вывод, что агрессия может быть связана с различными причинами, основными признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
Изучив различные причины возникновения агрессии у молодых людей, можно выделить основной фактор агрессивного поведения это социальные условия развития личности.
Важно заметить, что на современном этапе развития общества, когда в СМИ распространены фильмы с насилием, в социальных сетях регистрируется все больше людей, выход в интернет является доступным почти для каждого, агрессивное поведение молодежи непременно будет расти.
В данной курсовой работе нами также было изучено просоциальное поведение, его особенности, мотивы и факторы формирования. Можно сделать вывод о том, что важным мотивом помогающего поведения является альтруизм, то есть готовность совершать действия во благо людей. Также можно заметить, что на формирование просоциального поведения влияют, социальные условия развития личности, а именно семья, окружение, образование. Важно отметить, что процесс принятия решения о помощи проходит ряд этапов:
1. Восприятие ситуации как беды;
2. Оценка причин беды;
3. Оценка наличных возможностей оказания помощи и выбор одной из них;
4. Формирование намерения оказать помощь.
На отдельных стадиях этот процесс может замедляться или нарушаться.
Так же можно сделать, вывод о том, что мотивы оказания помощи могут быть не всегда бескорыстными. Имеет значение и взвешивание субъектом затрат и польз. Человек тем меньше готов оказать помощь, чем дороже она ему обходится.
Для более полного рассмотрения
данной темы мною было проведено оперативное
социологическое исследование о
просоциальном и агрессивном
поведении студентов
В результате исследования можно сделать ряд выводов:
Таким образом, констатируем, что изучение просоциального и агрессивного поведения на современном этапе развития общества является очень важным, так как и проявление агрессии и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом.
Библиографический список
Приложения
Приложение 1
Программа социологического исследования:
Просоциальное и агрессивное поведение молодежи
(на примере студентов СмолГУ)
Цель исследования: выявление факторов агрессивного и просоциального поведения молодежи.
Задачи исследования:
1. Выявить факторы способствующие агрессивному поведению.
2. Установить причины вызывающие агрессию у молодых людей.
3. Определить факторы способствующие просоциальному поведению.
4. Изучить мотивы совершения
действий во благо других
Объектом исследования является молодежь.
Предметом исследования выступает факторы и мотивы агрессивного и просоциального поведения молодежи.
Теоретическая интерпретация понятий
Молодежь– социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей43.
Студент – учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения44
Агрессия –тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними45.
Альтруизм– 1)желание и готовность бескорыстно оказывать помощь другим людям, антипод эгоизма;
2)способность ставить
благополучие других выше
Просоциальное поведение –действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Это поведение, которое обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств (личностных диспозиций) – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности – и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, – подозрительности, жадности, скептицизма47.
Мотивация – совокупность внутренних стимулов, вызывающих у человека или групп людей потребность в деятельности направленной на достижение определенных целей48.
Мотив – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении, самореализации49.
Факторы – движущая сила, лежащая в основе или определяющая ход какого-либо процесса, явления, его характерные черты или особенности развития50.
Эмпирическая интерпретация понятий
Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют в возрасте 14-30 лет.
Студент – учащийся Смоленского Государственного Университета социального факультета специальности «социология»
Агрессия – поведение, проявляющееся в негативной реакции на происходящее.
Альтруизм – поведение и действия, направленные на благо общества.
Просоциальное поведение – бескорыстное поведение, направленное на помощь другим.
Мотивация – совокупность стимулов, побуждающих человека к деятельности направленной на достижение определенных целей.
Мотив – это то, что побуждает человека поступать в различных ситуациях определенным образом.
Факторы – средства, которые оказывают воздействие на формирование агрессивного и просоциального поведения.
Гипотезы исследования
Определение обследуемой совокупности
Генеральной совокупностью данного исследования являются студенты СмолГу, обучающиеся по специальности «Социология». Объем генеральной совокупности – 123 человека:
Курс |
Количество человек на курсе |
Пол | |
мужской |
Женский | ||
Первый |
19 |
7 |
12 |
Второй |
29 |
8 |
21 |
Третий |
41 |
4 |
37 |
Четвертый |
34 |
3 |
31 |
Численность респондентов, составляющих выборочную совокупность, определяется по формуле:
,
где n – объем выборочной совокупности; N – объем генеральной совокупности; - предельная ошибка репрезентативности (в социологическом исследовании допускается 0,05, 0,03, 0,01); p и q – выборочные доли. Если выборочные доли не известны, то принимаются за 0,5 каждая; t – коэффициент доверия. Он зависит от вероятности ошибки репрезентативности и исчисляется по таблице. В социологическом исследовании при допустимых ошибках 0,05, 0,03, 0,01 tравен соответственно – 1,96, 2,2, 2,6.
Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема