Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17

Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30

Заключение 42

Библиографический список 45

Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Силукова Просоц.и агр.пов3 (1)2007.docx

— 286.07 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно сказать, что девиантное и делинквентное  поведение молодежи является неотъемлемой частью жизни всего общества. На современном этапе развития существует ряд факторов, которые способствуют возникновению девиации, за счет чего происходит рост отклоняющегося поведения среди молодежи. Это поведение невозможно искоренить, поэтому необходимо изучать причины его возникновения, тем самым создавая возможности для предотвращения различных правонарушений и профилактики девиантного поведения.

 

1.2. Концепции,  объясняющие природу агрессивного  поведения и условия его формирования

 Вся история человечества  убедительно доказывает, что агрессия  является неотъемлемой частью  жизни личности и общества. Более  того, агрессия обладает мощной  притягательной силой и свойством  заразительности – большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни17.

В психологии под агрессией  понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся  в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними18.

 Данная тенденция носит  универсальный характер, а сам  термин «агрессия» в целом  имеет нейтральное значение. Агрессия  может быть как позитивной, служащей  жизненным интересам и выживанию,  так и негативной, ориентированной  на удовлетворение агрессивного  влечения самого по себе.

Агрессия как психическая  реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может  быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так  и использование агрессии как  способа достижения иной цели (инструментальная агрессия)19. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону20.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения  можно считать такие его проявления, как:

  • выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
  • тенденцию к разрушению;
  • направленность на причинение вреда окружающим людям;
  • склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные  признаки, можно говорить о том, что  агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с  выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» 21.

В исследовании человеческой агрессивности выделяют четыре основных концепции22:

• этологические теории насилия (социал-дарвинизм). Основное объяснений следует из признания человека общественным животным, а общества – носителем  и воспроизводителем в своем  устройстве инстинктов животного мира. Чрезмерное расширение свободы индивида без необходимого уровня развития его культуры разрушает границы «моей» и «твоей» свободы, повышает агрессивность одних и беззащитность других;

• фрейдизм, неофрейдизм  и экзистенциализм, которые объясняют  агрессивность человека как результат фрустрации отчужденной личности;

• интеракционизм, объясняющий причину агрессивности людей в «конфликте интересов», несовместимости целей;

• когнитивизм, считающий, что агрессивность человека – результат «когнитивного диссонанса», т.е. несоответствия в познавательной сфере субъекта.

Агрессивность человека и  его склонность к агрессивному поведению  существенно детерминируются особенностями  его индивидуального развития. В  появлении агрессивного поведения  участвуют многие факторы, в том  числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность  вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические  проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения  личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Рассмотрим условия, вызывающие или поддерживающие агрессивное  поведение личности.

Характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация  к возрастным требованиям нередко  сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения23.

Другим условием, влияющим на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию.

Под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности  или достижения цели24. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация – весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.

Если оценивать влияние  другого – полового (гендерного) фактора, – то мужчины (мальчики) демонстрируют  более высокие уровни прямой и  физической агрессии, а женщины (девочки) – косвенной и вербальной. В  целом мужскому полу приписывается  большая склонность к физическому  насилию, в то время как женщины  чаще и успешнее прибегают к его  психологическому варианту.

При всей важности возрастного, гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства  исследователей, имеют социальные условия  развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых  вопросов можно считать влияние  средств массовой информации на агрессивное  поведение личности. Сторонники негативного  влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет25.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть  реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет  себя с агрессором, а потенциальный  объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных  сцен, видимо, не оказывает предполагаемого  прямого негативного воздействия  на большинство взрослых людей, поскольку  само восприятие определяется совокупностью  внутренних и внешних условий. Реакции  людей на сцены насилия могут  быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях – восхищение или стремление подражать. Тем не менее, негативное влияние СМИ вызывает справедливые опасения и требует  специального изучения26.

Одним из основных социальных источников формирования агрессивного поведения является семья. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или  конкурентам. Психологическое или  физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это  могут быть прямое физическое или  сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать  агрессивное поведение сами или  могут подкреплять нежелательные  действия ребенка, например, выражая  гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные  семейные факторы, например низкая степень  сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная  близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения  между детьми, неадекватный стиль  семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и не-послушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношение к матери (физическое насилие или явное моральное унижение)27.

Таким образом, при неблагоприятном  воздействии внутренних и внешних  факторов агрессивное влечение действительно  приобретает формы агрессивности  и устойчивого разрушительного  поведения вплоть до общественно  опасных форм. Но агрессия не обязательно  должна приводить к отрицательным  последствиям. Например, она может  не только смещаться на все новые  и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности – бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.28

Очевидно, что в норме  агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также  выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и  стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над  другими или собой. Судьба собственной  агрессии – дело личного выбора каждого взрослого человека, а  задача овладения своей агрессией  – одна из труднейших психологических  задач вообще.

Таким образом, можно сказать, что возникновение агрессивного поведения объясняется несколькими  теориями, также проявлению агрессии способствуют различные факторы, такие  как возраст, социальное окружение  обстановка в семье, гендерные различия, влияние СМИ. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Также можно заметить, что изучению природы возникновения агрессии посвящены различные социологические исследования, которые позволяют выявить причины, закономерности агрессивного поведения.

1.3.Понятие, сущность  и особенности просоциального  поведения

В современной научной литературе, а именно в социологии, социальной психологии, в социологии молодежи и др. наряду с девиантным  поведением  молодежи большое внимание уделяется изучению просоциального поведения.

Просоциальное поведение определяют, как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Это поведение, которое обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств (личностных диспозиций) – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности – и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, – подозрительности, жадности, скептицизма29.

Часто просоциальное поведение  заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы  или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные  или эмоциональные состояния, т. е. люди ведут себя так, когда они  довольны, спокойны и готовы проявить сочувствие. Оно складывается под  влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения  огромное воздействие оказывают  родители, а также братья и сестры.

Некоторые ученые считают, что  за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом  альтруизма (иногда – мотивом помощи, иногда – заботы о людях). Г. Маррей одним из первых указал этот мотив в своих работах. Данный мотив проявляется в том, чтобы «высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение»30.

Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может тем не менее определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения.

Мотивации помощи стали уделять  значительное внимание ученые, лишь с 60-х годов XX века. Любая форма просоциального поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Обобщая результаты, достигнутые в исследованиях деятельности помощи к настоящему времени, Г. Хекхаузен сформулировал комплекс условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения теории мотивации31. Эти условия могут пониматься как привлекательность предвосхищаемых субъектом последствий вмешательства или невмешательства.

Диапазон помощи весьма широк: от мимолетной любезности до оказания помощи человеку в опасной для  него ситуации ценой собственной  жизни. При этом, принимая решение об оказании услуги или помощи, человек учитывает такие факторы, как затраты времени, прилагаемые усилия, денежные расходы, отсрочку своих планов, неудовлетворение своих потребностей, опасность для своего здоровья и жизни.

Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема