Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17

Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30

Заключение 42

Библиографический список 45

Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Силукова Просоц.и агр.пов3 (1)2007.docx

— 286.07 Кб (Скачать документ)

Социализация альтруизма в современном российском обществе сопряжена с рядом трудностей, связанных, в частности, с тем, что  вместе с процессами «капитализации»  всех отношений и сторон жизни  у нас все больше утверждаются и ценности западного индивидуалистического  мира, чуждые традиционно коллективистской российской ментальности. Утверждение  новых ценностных приоритетов наряду с определенными позитивными  моментами влечет за собой и многие проблемы, свойственные современной  информационной цивилизации. Радикальное  изменение ценностных ориентиров россиян, связанное с отказом от коллективистической  группоцентрической ориентации и утверждением новой системы приоритетов, нацеливающей человека на реализацию собственных честолюбивых замыслов, на достижение личного успеха и материального достатка заставляет искать новые подходы и новые факторы, мотивирующие просоциальное помогающее поведение.

В такой новой социокультурной  ситуации в условиях социально-политической и экономической нестабильности и ломки приоритетной системы  ценностей трудно рассчитывать только на альтруизм как на важнейшую детерминанту просоциальных действий. Сегодня следует активизировать любые стимулы, побуждающие людей оказывать помощь тем, кто в ней особенно нуждается. Такими реальными побудителями просоциальных действий, связанных с оказанием помощи, нуждающимся в ней людям, могут выступать и те факторы помогающего поведения, которые не являются собственно альтруистическими. Для людей, нацеленных на самоутверждение и личный успех, наиболее значимыми детерминантами помогающего поведения, могут быть мотивы и побуждения, связанные с повышением самооценки или уменьшением чувства вины, престижные мотивы или факторы, связанные с карьерным ростом и т. д. и т. п.

Проявление просоциального поведения зависит от таких факторов как42:

а) восприятие, оценка и интерпретация  ситуации. Человек, потенциально являющийся субъектом оказания помощи, первым делом должен ближе познакомиться  с ситуацией и разобраться  в происходящем, т.е. выяснить, нуждается  ли кто-либо в помощи, какой характер она должна принять и стоит  ли вмешиваться ему лично. Чем больше информации предоставляет просящий, чем выше его «сигнальность», тем выше вероятность интерпретации ситуации как бедственного, требующего оказания помощи положения. Соответственно в этом случае повышается и частота ее предоставления.

Таким образом, внезапно возникшая  ситуация беды прежде всего должна быть воспринята в качестве таковой; далее, необходимо более точно оценить  ее причины и наличные возможности  оказания помощи, и только после  этого человек может взять  на себя ответственность и выбрать  из разнообразных возможностей помощи ту, которая представляется наиболее подходящей, чтобы, в конце концов, принять решительные меры. Этот сложный процесс, начинающийся первичным восприятием ситуации и заканчивающийся действием помощи, может на отдельных стадиях различным образом нарушаться или замедляться;

б) взвешивание затрат и  пользы. В данном случае предпосылкой к просоциальному поведению становится вычисление помогающим субъектом соотношения  затрат и пользы действий в случае оказания и неоказания им помощи и  сопоставлению между собой полученных знаний. Кроме того, часто случается, что на деле оказывающий помощь принимает также в расчет соотношение затрат и пользы для обратившегося за помощью, особенно, в тех случаях, когда последствия неоказания помощи были бы слишком существенны.

Отсюда, следует учитывать затраты трех типов:

– затраты, потерпевшего;

– затраты помогающего, связанные с риском потерь и лишений;

– затраты помогающего, связанные  с динамикой уровня самооценки и  самоуважения.

в) присутствие других людей. Иногда бывают обстоятельства, когда  дело вовсе не сразу доходит до оказания помощи. Нередко возможность  помощи реализуется тем меньше, чем  больше свидетелей оказывается у  ситуации несчастья. Здесь срабатывают  так называемые эффекты «множественной неосведомленностью» и «диффузии  ответственности». Множественная неосведомленность  характеризует стадию оценивания ситуации. Будучи не один, человек при оценивании ситуации использует реакции окружающих. В то же время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию, чтобы ее чрезмерная сила или поспешность не поставили  его в неловкое положение, не привлекли  к нему внимание. Но поскольку в  такое замешательство, ведущее к  задержке реакции, первоначально впадают  все присутствующие, то требующая  неотложной помощи ситуация несчастья  ошибочно интерпретируется как менее  критическая.

Когда же на следующей стадии человек должен почувствовать себя ответственным за оказание помощи, он ожидает того же от всех присутствующих, в силу чего происходит диффузия, а  тем самым и уменьшение ответственности.

Итак, на основе вышеизложенного  сделаем вывод о том, что на формирование просоциального поведения  оказывают различные факторы, а  именно: воспитание и взаимоотношения  в семье, доминирующая в обществе система социокультурных ценностей, также оказывают влияние такие  факторы как: восприятие, оценка ситуации, в которой необходимо оказать  помощь, взвешивание затрат и пользы, а так же немало важен фактор наличия  других людей в проблемной ситуации, способных оказать помощь.

2.2.  Эмпирическое  исследование просоциального и  агрессивного поведения молодежи (на примере студентов СмолГУ)

В современном обществе, когда противоречия и проблемы возникают  во всех сферах жизнедеятельности, возникает  рост количества молодежи с девиантным поведением, СМИ пропагандирует праздный образ жизни, жестокое обращение  с людьми, идет уничтожение моральных  ценностей. В связи с этими  и многими другими причинами  люди ведут себя агрессивно и в  большинстве случаев не сдерживают свою агрессию.

Агрессивное поведение как  социальная проблема является актуальной для современной молодежи. Изучение причин, мотивов и факторов, оказывающих влияние на возникновение агрессии является на данном этапе развития общества необходимым. Так же важен тот факт, что полностью искоренить девиантное поведение невозможно. Решение данной проблемы заключается в стремлении содействовать предотвращению и сдерживанию явных актов насилия и агрессии.

Наряду с изучением  агрессивного поведения и его  мотивов, социологи большое внимание уделяют вопросу, касающемуся просоциального поведения. В связи с коммерциализацией  современного общества зачастую люди, не способны совершать действия во благо других, при этом не рассчитывая на вознаграждение. Очень важно признать тот факт, что под действием определенных факторов современная молодежь не всегда готова совершать альтруистические действия, не говоря уже о соблюдении норм или некоторых универсальных правил поведения.

Таким образом можно сказать, что агрессивное и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Во многих случаях человек не способен объяснить причины некоторых своих поступков (в данном случае агрессивного поведения), а изучение данной проблемы на уровне конкретного индивида поможет выявить причины, обуславливающие те или иные поступки и предотвратить их повторение в будущем, если их результат нежелателен.

 Желание и потребность  в том, чтобы понять мотивационную  сферу собственного поведения,  детерминанты собственных поступков,  а значит и межличностного  общения, вот что обуславливает  актуальность данной проблемы.

Анализ и интерпретация  результатов социологического исследования

Опираясь на теоретические  данные по теме: просоциальное  и  агрессивное поведение молодежи был проведен опрос, который позволил выявить факторы и мотивы агрессивного и просоциального поведения студентов  СмоГУ.

По результатам данного  исследования можно судить о подтверждении  поставленных гипотез.

Первый блок вопросов был  направлен на выявление факторов и мотивов агрессивного поведения.

Большинство студентов выделяют следующие существенные факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения – это неблагоприятная обстановка в семье (45,2%) и группы сверстников, друзья(16,7), далее проценты распределились следующим образом: СМИ и социокультурная обстановка в обществе – 14,3%, не рационально организованный досуг – 7,1% и свой вариант указали 2,4%  такой фактор как настроение(см. диаграмму 1).

 

Диаграмма 1

Факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения

Полученные данные свидетельствуют  о том, что именно неблагоприятная  обстановка в семье и социальное окружение личности влияют на агрессивное поведение. Это связанно, прежде всего с тем, что семья выполняет функцию социализацию личности, и если эта функция нарушается, могут возникнуть отклонения в поведении, в том числе и агрессия.

Как показали результаты исследования большинство студентов ведут себя агрессивно время от времени(62,5%), 25% указали, что они не агрессивны и лишь 12,5% ответили, что они агрессивны и довольно часто(см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Степень агрессивности  студентов СмолГУ

Исходя из данных диаграммы  большая часть студентов проявляет агрессию время от времени, лишь небольшая часть бывает агрессивна довольно часто, только незначительный процент респондентов считают себя не агрессивными. Основными причинами, вызывающую агрессию у молодых людей можно назвать следующие: большинство респондентов указали стресс(28,6%) и неудачи в делах, учебе, личной жизни(28,6%), также могут вызвать агрессию конфликтная ситуация(16,7%), агрессия со стороны окружающих(19%),  сложная жизненная ситуация(4,8%), а также у 2,3% респондентов ничего не вызывает агрессию (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Причины, вызывающие агрессивное поведение

Из полученных данных можно  сделать вывод о том, что основной причиной вызывающей агрессию является стресс, который можно объяснить  неудачей в делах, учебе личной жизни. У некоторых молодых людей, возникают трудности в учебе, в отношениях с окружающими. Многие студенты поступая в то или иное учебное заведение сталкиваются с проблемой выбора специальности, и не всегда этот выбор соответствует их ожиданиям, исходя из этого возникают проблемы в обучении, в посещении занятий, которые способствуют возникновению конфликтных ситуаций в семье, стрессу, и таким образом возникновению агрессии.

Исходя из результатов исследования видно, что почти половина опрошенных срываются на окружающих(45,8%), именно так они проявляют свою агрессию, 33,3% - уходят в себя, 12,5% - срываются на предметах, 4,2% - направляют агрессию в творческую деятельность, 4,2% не агрессивны(см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

Формы проявления агрессивного поведения

Таким образом, можно сказать, что агрессия студентов СмолГУ проявляется в таких формах как: уход в себя,  «срываются» на окружающих и грубят им. Это связано, на мой взгляд, с трансформациями, которые происходят в современном обществе, а ввиду того, что молодежь это более эмоциональная и импульсивная часть населения, она реагирует на проблемы именно таким образом.

Второй блок вопросов был  направлен на изучение просоциального поведения молодых людей.

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод о том, что важным фактором, формирующим  готовность / неготовность помогать другим людям является воспитание(42,5%), на втором месте ценностные ориентации личности(37,5%), далее идет уровень образования(12,5%) и на последнем месте круг общения(7,5%), вариант ответа СМИ никто не указал(см. диаграмму 5).

Диаграмма 5

Факторы, формирующие готовность/ не готовность помогать другим людям

 

Таким образом, можно увидеть, что существует несколько факторов, влияющих на готовность/неготовность оказывать помощь другим людям.  Данные факторы в той или иной степени оказывают влияние на просоциальное поведение. Это связано с тем, что личность формируется под влиянием различных институтов, таких как семья, СМИ, образование и т.д.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что большинство респондентов готовы оказать помощь и поддержку незнакомым людям(66,7%), 20,8%- затруднились ответить, и лишь 12,5% ответили отрицательно(см. диаграмма 6).

 

Диаграмма 6

Способность студентов  СмолГУ оказывать помощь и поддержку незнакомым людям.

 

Данные исследования свидетельствуют о том, что большинству молодых людей СмолГУ свойственно просоциальное поведение. Одним из факторов способствующих этому поведению является на мой взгляд, и взгляд  12,5% респондентов – уровень образования.

Полученные результаты показывают, что больше половины опрошенных (52,3%)помогают другим надеясь на взаимность, 42,9% - помогают бескорыстно, во благо человечества, 4,8% респондентов – помогают только в тех случаях, если не во вред себе, остальные варианты ответов не были указаны(см. диаграмму 7).

 

Диаграмма 7

Мотивы оказания помощи людям

Важно отметить, что почти  половина респондентов помогают бескорыстно, во благо человека, но все таки большая часть опрошенных, помогая людям надеется, что им помогут взамен. Это связано с тем, что помогающий субъект вычисляет соотношения затрат и пользы действий в случае оказания и неоказания им помощи и сопоставлению между собой полученных знаний.

Основным фактором, останавливающим  оказать помощь респонденты указали  отсутствие достоверной информации о необходимости помощи и поддержки(45,8%),  25% - никогда не делают что-то в ущерб  себе, 16,7% - указали свой вариант(негативное отношение к человеку, самому плохо в данный момент), 8,3% не видят смысла в оказании помощи, и 4,2% - знают что не всегда получат благодарность за содеянное(см. диаграмму 8).

Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема