Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение агрессивного и просоциального поведения молодежи как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
Провести социальный анализ молодежной девиации и делинквентности.
Рассмотреть теории, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования.
Изучить понятие, сущность и особенности просоциального поведения.
Выявить факторы, способствующие формированию просоциального поведения.
Провести исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи и проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы отклоняющегося поведения молодежи 7
1.1. Социальный анализ молодежной девиации и делинквентности 7
1.2. Концепции, объясняющие природу агрессивного поведения и условия его формирования 11
1.3. Понятие, сущность и особенности просоциального поведения 17

Глава II. Характеристика особенностей просоциального и агрессивного поведения в молодежной среде 24
2.1. Факторы просоциального поведения 24
2.2. Эмпирическое исследование просоциального и агрессивного поведения молодежи на примере студентов СмолГУ 30

Заключение 42

Библиографический список 45

Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Силукова Просоц.и агр.пов3 (1)2007.docx

— 286.07 Кб (Скачать документ)

Таким образом, при , получим:

.

Отбор респондентов осуществляется методом квотной выборки. С помощью  формулы  , где - объем i-той группы выборочной совокупности, – объем i-той группы генеральной совокупности, n и N – объем выборочной и генеральной совокупности соответственно, вычисляется количество опрашиваемых с каждого курса:

Аналогично определяется число опрашиваемых мальчиков и  девушек на каждом курсе:

В результате получается следующая  выборочная совокупность:

М

Ж

14

5

9

22

6

16

31

3

28

26

2

24

итого

n =93

16

77


Поскольку мы не располагаем  достаточным количеством материальных ресурсов, опросить нужное число респондентов не удастся.  В связи с этим составим выборку, в которую попадут  по 50% от каждой квоты:

 

м

ж

7

3

4

11

3

8

16

2

14

13

1

12

итого

n=47

9

38


 

Характеристика методов  сбора социологической информации                                         в  исследовании

В данном социологическом  исследовании для успешной реализации целей и задач исследования, проверки гипотез, используется опросный метод  сбора информации.

Опрос – метод сбора  непосредственного или опосредствованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Опрос является наиболее распространёнными  широко используемым методом сбора  первичной информации. Метод опроса является наиболее предпочтительным в  данном исследовании, так как имеет  ряд преимуществ:

  1. позволяют достаточно быстро получить большой массив наблюдений, причем каждый индивидуальный «случай» (отдельное наблюдение) описывается с помощью целого набора теоретически релевантных переменных-признаков;
  2.  
  3. опрос дает возможность получения разнообразной, надежной информации; с его помощью собирается почти 90% социологических данных51;
  4. возможность охвата больших совокупностей людей;
  5. широта охвата различных областей социальной практики;
  6. стоимость выборочного опроса оказывается сравнительно небольшой, если принять во внимание объём получаемой информации;
  7. использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей при соблюдении определённых условий позволяет не только проверять гипотезы о причинных зависимостях, но и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов.

Суть метода опроса сводится к общению прямо или косвенно через анкетёров, интервьюеров с  респондентами в форме вопросно-ответного  диалога.

Существует две разновидности  опроса – анкетирование и интервьюирование.

В данном исследовании рациональнее применять метод анкетирования.

Анкетирование носит выборочный характер, так как опрашивается только часть студентов СмолГУ специальности социология, также предполагает обращение к каждому респонденту индивидуально (индивидуальный опрос).

Логическая структура  инструментария

Чтобы провести письменный опрос, необходима анкета. Здесь необходимо соблюдать определённые правила  и принципы конструирования.

Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта.

С точки зрения композиции, это сценарий беседы с респондентом, включающий основные элементы:

    1. Вводная часть – вступление с обозначением темы исследования, данных учреждения, проводящего опрос, целей и задач исследования, значимости роли респондента для решения этих задач, гарантированности анонимности анкет, техники заполнения, а также выражение благодарности. Вводная часть направлена на то, чтобы побудить желание у респондента отвечать на вопросы анкеты.
    2. Основная содержательная часть – блок главных вопросов, отвечающих целям и задачам исследования. Основная часть несёт смысловую нагрузку.

3. Социально-демографическая часть – «паспортичка» – включает в себя вопросы о демографических данных респондентов. 

  Респондентами в исследовании  выступают студенты СмолГУ специальности социология 1-4 курсов.

Объем опросника составляет 10 вопросов.

Анкетные вопросы –  все адресованные респондентам речевые  сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов.

В зависимости от содержания получаемой от респондента информации выделяют вопросы:

  • о фактах (№2, №3, №4, №6);
  • о знаниях (№4, №6);
  • о мотивах, оценках и мнениях (№1, №5, №7, №8);
  • о статусе респондента (№9 - №10).

По форме вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые.

  • Открытые вопросы рассчитаны на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций – таких вопросов нет;
  • В закрытом вопросе область поиска ответов жестко определена автором анкеты посредством предоставления списка вариантов ответа (№2, №6, №9, №10);
  • Полузакрытые вопросы, предоставляющие респонденту возможность самому дополнить варианты ответов на поставленный вопрос(№1, №3, №4, №5, №7, №8).

Сведения, полученные при  помощи данного инструментария –  анкеты – помогут решить задачи поставленные в социологическом исследовании.

Обработка социологической  информации. Информация, полученная  в ходе исследования, обрабатывалась вручную, а также с помощью  Microsoft Office Excel и Microsoft Office Word 2010.

 

Приложение 2

Уважаемый респондент!

Предлагаем Вам принять  участие в социологическом исследовании, которое направленно на выявление  мотивов агрессивного и просоциального поведения студентов Смоленского  Государственного Университета, специальности  социология. Вам необходимо ответить на вопросы и обвести кружком тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

Анкета носит анонимный  характер, фамилию указывать не нужно. Данные, полученные в исследовании, будут использованы в обобщённом виде, конфиденциальность Ваших ответов  гарантируем.

Благодарим Вас  за сотрудничество!

 

  1. Какие факторы, по вашему мнению наиболее существенно влияют на возникновение агрессивного поведения(укажите не более 2 вариантов)?

1.1. неблагоприятная обстановка  в семье;

1.2. СМИ;

1.3. группы сверстников,  друзья;

1.4. социокультурная обстановка  в обществе;

1.5. свой вариант_________________________.

2. Бывает ли  так, что вы ведете себя агрессивно?

 

2.1. да и довольно часто;

2.2. да, бывает время от  времени;

2.3. нет, я не агрессивный  человек.

 

3. Что может  вызвать у вас агрессию(укажите не более 2 вариантов)?

3.1. сложная жизненная  ситуация;

3.2. агрессия со стороны  окружающих;

3.3.неудачи в делах,  учебе, личной жизни;

3.4. стресс;

3.5.конфликтная ситуация;

3.6.  ничего не вызывает  агрессию;

3.7. свой вариант________________.

 

4.Как проявляется  у вас агрессивное поведение?

4.1. уход в себя;

4.2. «срываюсь», грублю окружающим;

4.3. «срываюсь» на предметах(кидаю вещи, посуду);

4.4. направляю агрессию  в творческую деятельность;

4.5.я не агрессивный  человек;

4.6. свой вариант______________________________.

 

5. Какие факторы  по Вашему мнению формируют  готовность/не готовность помогать  другим людям(укажите не более 2 вариантов)?

5.1.воспитание;

5.2.СМИ;

5.3.уровень образования;

5.4.ценностные ориентации  личности;

5.5.круг общения;

5.6.свой вариант____________________.

6. Способны ли  Вы оказать помощь и поддержку  незнакомым людям?

6.1.да;

6.2.нет(переход  к 8);

6.3.затрудняюсь ответить.

 

7. Какими мотивами  Вы руководствуетесь, когда оказываете  помощь людям?

7.1.хочу помочь бескорыстно,  во благо человека;

7.2.надеюсь, что и мне  когда-нибудь помогут, если понадобится;

7.3.хочу, чтобы окружающие  были хорошего мнения обо мне;

7.4. помогаю только в  тех случаях, если не себе  во вред;

7.5.свой вариант__________________________________.

 

8. Какие факторы  останавливают вас в оказании  помощи?

8.1.не вижу в этом  смысла;

8.2. отсутствие достоверной  информации  о необходимости помощи  и поддержки;

8.3. знаю, что не всегда  получу благодарность за содеянное и поддержку в замен;

8.4. никогда не делаю,  что-то в ущерб себе и своему  времени.

 

Пожалуйста, расскажитео себе:

9. Ваш пол:

9.1. женский;

9.2. мужской.

10. Ваш курс

10.1.1й;

10.2.2й;

10.3.3й;

10.4.4й;

 

 

Благодарим Вас  за участие в опросе!

 

Приложение 3

Корреляционная  таблица№1

Вопрос №2. Бывает ли так, что вы ведете себя агрессивно?

2.1. да и довольно часто;

2.2. да, бывает время от  времени;

2.3. нет, я не агрессивный  человек.

Вопрос №4.Как  проявляется у вас агрессивное  поведение?

4.1. уход в себя;

4.2. «срываюсь», грублю окружающим;

4.3.«срываюсь» на предметах(кидаю вещи, посуду);

4.4.направляю агрессию  в творческую деятельность;

4.5.я не агрессивный  человек;

4.6.свой вариант______________________________.

Общее количество анкет в  массиве – 48

Каждый показатель таблицы  описывается двумя значениями, верхнее  из которых – это количество реальных ответов, а нижнее – процент от итога по графе таблицы.

4.1

4.2

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

сумма

2.1

4

66,7%

2

33,3%

-

-

-

-

6

100%

2.2

2

6,7%

20

66,7%

6

20%

2

6,6%

-

-

30

100%

2.3

10

83,3%

-

-

-

2

16,7%

-

12

100%

S

16

33,3%

22

45,8%

6

12,5

2

4,2%

2

4,2%

-

48

100%

Информация о работе Просоциальное и агрессивное поведение молодежи как социальная проблема