Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

2.3.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

Лучшая профилактика девиантного поведения – это  целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов  воспитания воздействие. Причем предупредительные  возможности воспитания намного  эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

 Предлагаемая программа (тренинг) ориентирована на подростков «группы риска» подростковой беспризорности. Разработанные рекомендации  с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.

Цель: коррекция развития подростковой беспризорности, психологическая и социальная адаптация трудных подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса подростка.

Задачи:

  1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
  2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
  3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
  4. Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
  5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
  7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
  8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

 

Принципы организации  работы в группе

  1. Недирективность позиции ведущего группы.
  2. Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.
  3. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.
  4. Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.
  5. Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.
  6. Принцип «обратной связи».
  7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).
  8. Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).
  9. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).
  10. Принцип доверительности.
  11. Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).
  12. Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).

Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.

1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.

Основные:

2. Эмоциональный  блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у подростков к девиантному поведению на отрицательное; определение понятий безнадзорности и беспризорности, современные проблемы возникновения и роста беспризорности, меры профилактики беспризорности.

А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной девиантного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].

Изменившееся отношение  у подростка нужно закрепить  в поведении. На это направлен поведенческий блок

3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.

После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- ознакомление с запросом учителя,  родителя на реабилитационную  и профилактическую работу;

- наблюдение, посещение уроков, беседа  с учениками.

2. Этап первичной диагностики:

- диагностика по методикам  К. Леонгарда «Акцентуации характера», А.Н. Белова «Формула темперамента», «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона; проективная методика «Несуществующее животное»; экспертные оценки.

3. Этап коррекции типового  плана и содержания работы.

4. Этап реализации коррекционно-развивающих  мероприятий:

- беседы;

- проблемно-ориентированные тренинги;

- упражнения по саморегуляции;

5. Заключительный этап:

- итоговая диагностика подростков;

- выработка рекомендаций  педагогам школы и родителям;

- индивидуальное консультирование  подростков по их запросу;

- индивидуальная работа  с родителями;

- выступление психолога  на педсовете школы;

- подведение итогов, выделение  задач психолого-педагогического сопровождения проблемных подростков.

Структура тренингового занятия [24, стр. 23]

Каждое занятие включает 3 этапа.

Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

Цель: данный этап занятия  направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая  часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного  на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий  от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю в течении 3 месяцев.

Общее в организации  занятий

Из-за необходимости адаптации  тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие  имело логически завершённую  структуру. Это даёт возможность  делать значительные перерывы между встречами.

Каждая встреча, кроме  первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они  отдохнули, что интересного произошло  в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет  цель данной встречи и переходит  к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия  лучше всего упражнением на эмоциональное  единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную  экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.

Во время занятия, с  целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется  использовать игры-разминки.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

 Требования к ведущему группы.

Очень важно, чтобы  подобные занятия в школе проводились  опытным психологом (тренером), который  сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника.

В ходе проведения занятий  ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.

Оговаривается и периодичность  дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости  оказания материальной помощи: выделение  помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

 

 

 

 

 

 

 


Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте