Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Глава II.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ

 

2.1. Характеристика выборки, стратегии и методов исследования

 Практическая работа по рассмотрению социально-психологических аспектов   причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет, состоящие на учете в детской комнате милиции г. Новороссийска и подростки учащиеся в МОУ СОШ №1 ст. Полтавской, а также родители, чьи дети состоят на учете в детской комнате милиции.

Экспериментальную группу составили 25 подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции.

Контрольную группу составили 25 учащихся 9 класса, из них 10 девочек и 15 мальчиков, обучающихся в МОУ СОШ №1, не состоящих на учете в детской комнате милиции.

В пилотажном исследовании приняли участие 35 респондентов.  Итого экспериментальную базу исследования составили 60 человек.

В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; эмпирические методы:, экспертные оценки, группа диагностических методик (опросник родительского отношения "ОРО" А.Я. Варга, В.В. Столина; методика исследования акцентуаций характера К. Леонгарда; а также методика определения темперамента «Формула темперамента» А.Н. Белова);  математические методы обработки данных.

Дадим характеристику этапов исследования. Исследовательская работа по изучению социально-психологических аспектов причин беспризорности среди подростков, осуществлялась в три этапа, на протяжении трех лет с 2008 - 2011 года: первый этап исследования (подготовительный) начинался в 2008 году; второй этап, собственно исследование  2009 - 2010 год; на третьем (заключительном) этапе проводилась обработка данных, их интерпретациия, истолкование на основе психологической теории..

 Далее мы дадим более подробную характеристику каждого из этапов исследования.

 На первом этапе  исследования нами была подобрана  и изучена психолого-педагогическая  литература, в которой были отражены  вопросы истории исследования беспризорности в России, ее сущности. Работа на данном этапе носила поисковый характер: изучение состояния проблемы, степени ее актуальности. Были проведены пробные пилотажные исследования (в которых приняли участие 15 подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции). Была осуществлена апробация результатов исследования. Далее нами были выдвинуты основные гипотезы исследования, его цели, задачи, объект, предмет, а также предполагаемый блок методик для изучения причин беспризорности среди подростков. В целом, этот этап исследования можно охарактеризовать как предварительный. Полученные материалы позволили апробировать результаты исследования на конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых: «Дни науки» Славянск-на-Кубани, СГПИ (2009г. – 2010г.), Всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь и наука: творчество, поиск, открытия» (Славянск-на-Кубани, 2009г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: современное состояние и развитие» (Адлер, 2010г.).

Второй этап, собственно экспериментальный  заключался в  проведении серии диагностических  процедур с целью определения социально – психологических причин беспризорности среди подростков.

Характеристика констатирующего  эксперимента. Осуществление цели констатирующего этапа исследования было достигнуто при помощи комплекса методов и методик, предварительно отобранных нами для респондентов на предыдущем этапе исследования.

В ходе данного периода  исследования выполнялся сравнительный  анализ социально – психологических особенностей подростков, стоящих на учете в детской комнате милиции и обычных подростков:

1) определение доминирующих типов темперамента у подростков двух групп с помощью методики А. Н. Белова «Формула темперамента»;

2) определение наличий акцентуаций характера и их сравнение у подростков двух групп с помощью методики «Характерологический опросник» К. Леонгарда;

3) выявление социально-психологических факторов беспризорности с помощью метода экспертной оценки;

Также проводилось исследование типа родительских отношений среди матерей (10 человек), чьи дети состоят на учете в детской комнате милиции, с помощью методики «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина;

 Во втором периоде первого этапа (ноябрь 2010 г.) осуществлен сравнительная диагностика обычных подростков с использованием тех же методик, примененных ранее.

Второй этап исследования включал обработку данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

На заключительном третьем, этапе (ноябрь – декабрь 2010 г.) проведены обработка, анализ, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутых гипотез. Разработаны рекомендации для проведения профилактических мероприятий по проблеме беспризорности среди подростков.

Также результаты исследования обсуждались на конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых: «Дни науки» Славянск-на-Кубани, СГПИ (2009г. – 2010г.), Всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь и наука: творчество, поиск, открытия» (Славянск-на-Кубани, 2009г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: современное состояние и развитие» (Адлер, 2010г.).   

Далее охарактеризуем методы и методики исследования, использованные нами для изучения темы дипломной работы.

Для диагностического обследования детей

Для определения типов  акцентуаций характера у подростков была использована методика «Характерологический опросник» К. Леонгарда, а также  методика определения темперамента «Формула темперамента» А.Н. Белова, экспертная оценка социально – психологических факторов влияющих на становление и развитие беспризорности среди подростков.

Диагностическое обследование родителей.

Тип родительского отношения определялся по «Опроснику родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина[15, 32]..

«Характерологический  опросник» К. Леонгарда  предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.

Опросник «ОРО» представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник позволил определить доминирующий тип родительского отношения к детям.: преимущественно конструктивный (если доминируют значения по шкале «принятие») или деструктивный (если доминируют значения шкал «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»).

Методика определения  темперамента «Формула темперамента»  А.Н. Белова представляет собой опросник состоящий из четырех блоков вопросов, позволяющих выявить преобладающий тип темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Определяя доминирующий тип темперамента, можно составить «формулу темперамента». Лица с четко выраженными свойствами, относящиеся только к одному типу встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Широко известны четыре основных вида темперамента: сильный, подвижный, уравновешенный (сангвиник); сильный, подвижный, неуравновешенный (холерик); сильный, инертный, уравновешенный (флегматик); слабый, неуравновешенный, ранимый (меланхолик).

Для установления содержания социально-психологических факторов влияющих на развитие беспризорности среди подростков были использованы экспертные оценки. Экспертами выступали два специалиста, это инспектор по делам несовершеннолетних и классный руководитель, хорошо знающие респондентов. Они на основании своих наблюдений отмечали в бланках показатель наличия выделенных факторов у каждого респондента, ориентируясь на социально-психологические факторы, выделенные в исследовании А.М. Нечаевой [64]. В результате были получены статистически значимые результаты.

К факторам социально-психологической  беспризорности на основании анализа  теоретических источников были отнесены:

По  мнению А.М. Нечаевой, причины детской беспризорности предопределяются в современной России следующими факторами, которые и легли в основу индикаторов экспертной оценки[59]:

1. Социальные:

- социально-демографические  факторы (неполные и многодетные  семьи, семьи с престарелыми  родителями, с повторными браками  и сводными детьми);

- экономический кризис семьи (безработица одного или двух родителей);

2. Психологические:

- деструктивные детско  — родительские отношения (грубые  отношения с детьми, физические  наказания, педагогическая несостоятельность  родителей);

- чрезмерная ранимость  детской психики, моральная неустойчивость, подверженность резким сменам настроения;

- семейные кризисы  (развод, смерть одного из членов  семьи, опекунство, потеря места  работы членом семьи);

- конфликтное взаимодействие (со сверстниками, прогулы занятий  в школе, нарушение дисциплины учебного заведения);

Мы согласны с тем, что все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения  наиболее серьезных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая беспризорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.

Для решения эмпирических задач  осуществлялся анализ  данных исследования:

  1. в экспериментальной  группе;
  2. в контрольной группе;
  3. сравнительный анализ данных исследования двух групп.

Анализ достоверных различий осуществлялся с использованием критерия углового преобразования φ – Фишера. Дописать критерии

 

 

 

 

2.2. Исследование социально-психологических аспектов подростковой беспризорности.

Рассмотрим полученные данные диагностики социально – психологических причин беспризорности у респондентов  экспериментальной группы.

Для достижения цели исследования были проведены диагностические  процедуры  подростков – экспериментальной группы с использованием экспериментальных методик «Характерологический опросник» К. Леонгарда, опросник А. Н. Белова на выявление доминирующего типа темперамента и акцентуаций характера.

Рассмотрим  результаты анализа данных исследования, полученных с помощью методики «Характерологический опросник» К. Леонгарда. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели  доминирующих акцентуаций характера

Тип акцентуации характера

Экспериментальная группа

1

Гипертимный

18,4

2

Возбудимый

13,2

3

Эмотивный

17,4

4

Педантичный

12,1

5

Тревожный

10,5

6

Циклотивный

21,2

7

Демонстративный

15,8

8

Неуравновешенный

10,5

9

Дистимный

15

10

Экзальтированный

13,1


Из таблицы №1.  видно, что у респондентов данной группы преобладают следующие типы акцентуаций характера гипертимный, эмотивный, циклотивный, которые характеризуются следующим образом:

Гипертимный тип. Высокие  показатели говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

Эмотивный тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей, также свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

Циклотимныйй тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует  смена гипертимических и дистимических  фаз, т.е. внезапное повышение настроение и резкий упадок, вплоть до отчаяния. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Определение доминирующих акцентуаций характера

Таким образом, результаты полученные с помощью методики «Характерологический опросник» К. Леонгарда позволили выделить нам преобладающие  типы акцентуаций характера у экспериментальной группы.

  Данные типы акцентуации в сочетании, характеризуются наличием эмоциональной неустойчивости личности, таким образом эмпирически подтверждается наличие психологического аспекта причин подростковой беспризорности –  «эмоционально неустойчивая личность».

Рассмотрим результаты исследования, полученные по методике «Формула темперамента» А.Н. Белова, которая позволила нам выявить доминирующие типы темперамента.  Данные представлены в таблице 2.

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте