Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Выпускная квалификационная работа
Социально – психологический аспект причин беспризорности подростков.
Выполнила:
студентка группы
Научный руководитель:
__________________________
Работа допущена к защите
(дата, подпись руководителя)
Оценка __________
Содержание:
I глава. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологический аспект.
1.1. Проблема беспризорности (теоретический аспект)
1.2. Исследования
причин беспризорности в
1.3. Психологические особенности подросткового возраста
1.4. Проблемы беспризорности ?
II глава.
2.1. Характеристика выборки, стратегии и методов исследования.
2.2. Исследование (дать название).
2.3. Рекомендации (дать название).
ВВЕДЕНИЕ
Введение
Актуальность.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
Значительную часть
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.
Учитывая важность профилактической
деятельности, специалисты разных областей
знаний затрагивают ее различные
стороны. В научных исследованиях
созданы предпосылки для
Безнадзорность и
По различным данным, на сегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в России значительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.
Так, по данным государственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за не обеспечение нормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.
Однако до сих пор многие актуальные
вопросы профилактики остаются нерешенными,
а действующая система
Безнадзорность детей и
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.
Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Изучение возрастного состава безнадзорных детей и подростков в педагогической, юридической, психологической, социально-педагогической литературе показало, что преобладающее большинство среди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявлений безнадзорности по месту жительства подтверждает вышеизложенное, что и определило основной интерес к старшим подросткам 12 - 15 лет.
Дети-беспризорники — это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.
Разработанность. Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М и другие.
Дармодехиным С.В. рассматривалась проблема семьи и государства [1]. Пудовочкиным Ю.Е. была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних [2]. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф.А [3]. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена Бакаевым А.А[4]. Иващенко Г.М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп[5].
Объект :
Предмет:
Гипотеза: Преобладанием экзальтированного типа акцентуации характера;
Цель:
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме детской беспризорности.
2. Выявить сущность детской беспризорности.
3. Выяснить причины ее возникновения.
4.
5. Подобрать процедуру
и методы исследования, осуществить
программу эмпирического
6. Дать анализ результатам исследования.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
- теоретико-методологический
анализ психолого- педагогическ
- психодиагностические
методы (- методы математической
обработки результатов
Научная новизна работы заключается в следующем.
Практическая значимость. Результаты нашего исследования могут быть использованы в работе социальных психологов в детских приютах, школах - интернатах, а так же педагогами-психологами в правоохранительных органах.
Структура курсового проекта: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1.1 Проблемы беспризорности: исторический аспект.
Первое официальное
определение беспризорности можно
найти в Большой Советской
Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные
- это несовершеннолетние, лишенные
педагогического надзора и
Говорить о беспризорности, как о серьезной проблеме можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.
Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто - и того, и другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.
Очень много стало детей с психическими нарушениями, просто нервных, с умственной задержкой, некоторые даже не могут вспомнить, как их зовут и кто они такие. Вши, гепатит, гонорея - с одной стороны, деньги тысячами при задержании - с другой.
Прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках нашего исследования необходимо четко разграничить эти термины.
Как отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов "беспризорный" и "безнадзорный", следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики[14]. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком[15]. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.
Наиболее полную отличительную
характеристику беспризорности от безнадзорности
дала доктор юридических наук А.М. Нечаева.
К отличительным признакам, позволяющим
считать ребенка
- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
- подчинение «неписаным»
Причины беспризорности
носят социально-экономический
Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте