Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Выпускная квалификационная работа
Социально – психологические аспекты причин беспризорности подростков.
Выполнила:
студентка группы
Научный руководитель:
__________________________
Работа допущена к защите
(дата, подпись руководителя)
Оценка __________
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.
Учитывая важность профилактической
деятельности, специалисты разных областей
знаний затрагивают ее различные
стороны. В научных исследованиях
созданы предпосылки для компле
Безнадзорность и
По различным данным, на сегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в России значительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.
Так, по данным государственной, статистики, в 2009 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за не обеспечение нормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.
Однако до сих пор многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности в семье не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации. Существующие институты государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, в семье зачастую, к сожалению, действуют разрозненно и неэффективно.
Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.
Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Изучение возрастного состава безнадзорных детей и подростков в педагогической, юридической, психологической, социально-педагогической литературе показало, что преобладающее большинство среди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявлений безнадзорности по месту жительства подтверждает вышеизложенное, что и определило основной интерес к старшим подросткам 12 - 15 лет.
Дети-беспризорники — это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.
Актуальность настоящего исследования определена недостаточной теоретической и экспериментальной разработанностью вопросов, касающихся изучения социально – психологических аспектов причин подростковой беспризорности, несмотря на большое количество работ и разнообразие подходов в изучении этих понятий в отдельности.
Объект исследования: подростковая беспризорность
Предмет исследования: социально - психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России
Гипотеза исследования: мы предположили, что психологическими аспектами причин подростковой беспризорности являются:
-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ, проявляющаяся в как темпераменте, так и акцентуации характера;
- деструктивные ДЕТСКО-
- конфликтные взаимодействия с окружающими: сверстниками, педагогами, родителями;
- семейные кризисы.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
1) провести теоретический анализ
литературы по теме
2) на основе анализа литературы выявить факторы, оказывающие влияние на явление подростковой беспризорности в России;
3) подобрать методы и базу исследования, адекватные замыслу исследования,
4) осуществить программу эмпирического исследования, дать описание результатов исследования, проверить гипотезу исследования, дать обобщение и интерпретацию полученных результатов; сформулировать выводы.
Теоретические основы исследования. В своем исследовании мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно проблем беспризорности в подростковом возрасте в работах многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М и другие. Дармодехиным С.В. рассматривалась проблема семьи и государства [1]. Пудовочкиным Ю.Е. была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних [2]. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф.А [3]. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена Бакаевым А.А[4]. Иващенко Г.М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп[5].
Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
- теоретико-методологический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- психодиагностические методы (опросник родительского отношения «ОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина; характерологический опросник К. Леонгарда; методика определения темперамента «Формула темперамента» А.Н. Белова).
- метод экспертных оценок факторов влияющих на становление беспризорности;
- методы математической
обработки результатов
Экспериментальная база исследования: . В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет, состоящие на учете в детской комнате милиции г. Новороссийска и подростки учащиеся в МОУ СОШ №1 ст. Полтавской, а также родители, чьи дети состоят на учете в детской комнате милиции.
Экспериментальную группу составили 25 подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции.
Контрольную группу составили 25 учащихся 9 класса, из них 10 девочек и 15 мальчиков, обучающихся в МОУ СОШ №1, не состоящих на учете в детской комнате милиции.
В пилотажном исследовании приняли участие 35 респондентов. Итого экспериментальную базу исследования составили 60 человек.
Теоретическая значимость работы
Научная новизна работы заключается в следующем. Доказано, что психологическими аспектами причин подростковой беспризорности являются:
1) ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ, проявляющаяся в как темпераменте, так и акцентуации характера;
2) деструктивные ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ;
3) конфликтные взаимодействия с окружающими: сверстниками, педагогами, родителями;
4)семейные кризисы;
Практическая значимость. Результаты нашего исследования могут быть использованы в работе социальных психологов в детских приютах, школах - интернатах, а так же педагогами-психологами в правоохранительных органах. Полученные результаты могут быть полезны для осуществления профилактических процедур беспризорности на базе образовательных учреждений.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, применением методик, адекватных цели и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментального изучения, а также применением математических методов обработки и анализа данных. Обобщающие выводы сделаны на основе количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы. Теоретические выводы подтверждены экспериментально.
Апробация и
внедрение результатов
Структура дипломного проекта: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологический аспект.
1.1 Проблемы беспризорности: исторический аспект.
Первое официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными»[9].
Говорить о беспризорности, как о серьезной проблеме можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.
Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте