Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:53, реферат
Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.
Введение ……………………………………………………………………………….
Условные сокращения……………………………………………………………….
Раздел I. Теоретические основы организации участковой социальной работы ………………………………………………………………………………………..
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения ……………………………………………….
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы ………………………………………………………………………………………………....
Способы организации участковых социальных служб ………………………………………………………………………………………….……...
Раздел II. Участковая социальная работа – практический аспект ………………………………………………………………………………………………...
Технология участковой социальной работы …………………………..…..
Содержание форм работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе ………………………………………………………………………..
Примерные документы, оформляемые участковым специалистом по социальной работе …………………………………………………………………………...
Раздел III. Из опыта работы участковых социальных служб учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ………………………………………………………………………………………………....
Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия ……………………………………………………………………….….…..
Организация деятельности участковой социальной службы и ее место в системе профилактики семейного неблагополучия …………………………………...…..
Технология работы с семьей и детьми в рамках программы «Участковая социальная работа»…………………………………………………………………………...
Первый опыт реализации программы «Активная поддержка родительства» в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» ………………………………………………………………………………………………....
Приложение ……………………………………………………………….………….
Список литературы …………………………………………………………………
Проект «Здоровый образ жизни - главное в семье» занимает ведущее место в системе оздоровительных мероприятий учреждения, предусматривающих охрану и укрепление здоровья всех членов семьи, полноценное физическое развитие, поддержание двигательной активности и формирование желания самостоятельно заниматься спортом.
Оказание поддержки родителям детей от 1 до 3 лет, не имеющих возможности посещать детский сад, формирование положительного физического и эмоционального контакта между родителем и ребенком через игровые и творческие занятия осуществляется в открытой детско-родительской группе «ОМОНОСОВы».
Оказывается поддержка многодетным и малообеспеченным семьям в подготовке ребенка 6 лет к школе. Для семей с детьми этого возраста работает группа будущих первоклассников «Учимся играя». Потенциальные школьники, охваченные проектом, знакомятся с основами счета, письма, развивают моторику рук с помощью лепки и бисероплетения. С детьми проводятся занятия музыки, информатики, знакомства с окружающим миром.
Направление «Распространение опыта программы» нацелено на расширение спектра деятельности программы, включение в нее всех структур, которые обеспокоены положением детей: местных органов власти, специалистов здравоохранения и образования, представителей средств массовой информации, деятелей культуры, представителей бизнеса, общественных деятелей.
В рамках этого направления учреждением организуются рекламные акции, круглые столы, проводятся семинары-практикумы окружного и местного значения. Специалисты отделения регулярно выходят с информацией о программе в поликлиники, образовательные учреждения, пункты по работе с населением, на совещания в градообразующие предприятия города.
Программа «Активная поддержка
родительства» реализуется поэт
1. Подготовительный этап – октябрь-декабрь 2007 г.
2. Организационный этап – январь-декабрь 2008 г.
3. Основной этап - январь-декабрь 2009 - 2010 гг.
4. Итоговый этап - ноябрь-декабрь 2010 г.
5. Последействие – январь 2011 г.
Современная практика социальной и социально-педагогической работы с семьей предъявляет серьезные требования к уровню методической и технологической подготовленности программы.
Появление ребенка в семье коренным образом изменяет жизнь супругов, заставляет их приспосабливаться к новым формам взаимодействия. В ходе исследований и практической деятельности созданы научно обоснованные технологии развития родительской компетентности в общении с членами семьи. Работа, осуществляемая в родительских группах, зарекомендовала себя как весьма эффективная для обучения разрешению психологических проблем родителей. Основными понятиями воспитания родителей здесь являются понятия «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты». Идея развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий, а также создание рабочих групп, участники которых заняты какой-либо общей деятельностью или работают над принятием совместного решения, лежит в основе реализации основных направлений программы: «Пропаганда семьи и семейных ценностей»; «Подготовка к ответственному родительству»; «Просвещение и обучение родителей»; «Активная поддержка родительской роли»; «Распространение опыта программы».
Для реализации поставленной в программе цели используется целостный подход к формированию личностно значимых представлений о качестве родительства, комплексная модель, интегрирующая психологические методы, методы педагогического воздействия, средства культурно-досуговой работы с населением, юридическое и социальное консультирование, неназидательные, свободные формы подачи информации. Для реализации программы используются различные формы информирования: лектории, тренинги, конференции, круглые столы, семинары, консультирование узких специалистов, тематические мероприятия, праздники, акции.
Целевые группы в зависимости от их направленности могут быть открытыми детско-родительскими, семейными, детскими реабилитационными, взрослыми терапевтическими.
По видам деятельности группы делятся на профилактические, просветительские, развивающие, реабилитационные, терапевтические, досуговые и психологические.
Работа в группах исследуется, проводится диагностика успешности проектов. Результаты программы анализируются и корректируются.
Потенциальным клиентом программы может оказаться практически любая семья, так как на пути у всех могут встретиться трудности, при решении которых необходима профессиональная помощь.
Мы выделяем следующие целевые группы:
В реализации программы задействован следующий кадровый потенциал:
Для координации деятельности специалистов всех структурных подразделений учреждения, осуществляющих реализацию программы, разработана Матрица управления.
Схема 7
Матрица управления программой
Руководитель |
ОМО – организационно-методическое отделение.
ОППП – отделение психолого-педагогической помощи.
ОДПН – отделение дневного пребывания несовершеннолетних.
ОПБН – отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
АУП – административно-управленческий персонал.
СО – стационарное отделение.
АХП – административно-хозяйственный персонал.
Для измерения результативности программы разработаны следующие индикаторы:
За период с ноября 2007 года по июнь 2008 года программой «Активная поддержка родительства» охвачено 1969 семей. Специалисты, участвующие в реализации программы, оказали 105 105 социально-психологических услуг, предоставленных функциональным семьям. Всего приняло участие в проектах программы 304 семьи из них 230 детей и 159 родителей. С 1 марта по 1 июня налажено функционирование 9 семейных и 9 детских реабилитационных групп. Открыта 1 детско-родительская группа для родителей с детьми от 1 до 3 лет.
Процент сотрудников учреждения, прошедших
переобучение для оказания поддержки
семьям в рамках программы «Активная
поддержка родительства»
115 специалистов учреждений
Результатами промежуточного мониторинга, его качественными показателями явилось следующее:
За период реализации программы отмечается расширение сети социальных контактов ее участников, активное участие отцов в воспитании детей, укрепление семейного социального окружения молодых супружеских пар, профилактических нестационарных форм работы с семьей. Укрепилось сотрудничество с городскими структурами, учреждениями социальной сферы, здравоохранения и образования.
В открытой детско-родительской группе более трети семей, посещающих занятия, обратились на программу по рекомендации семей-клиентов. Такая же тенденция прослеживается на проекте марафон для пар «Язык любви».
Среди особенностей программы можно выделить следующие:
Из диагностики
Большинство детей и взрослых узнают много нового, обретают необходимые умения, получают новые ощущения, развивают в себе новые качества.
Из анализа результативности проектов отмечается выросшая степень сознательного подхода к рождению ребенка. У молодых участников проектов сохраняется соблюдение цикличности родительской роли, так как многие из них ухаживали за младшими детьми в семье или детьми друзей семьи. Среди причин вступления в брак подростки отмечают любовь, заботу друг о друге, беременность. Функциями семьи считают бытовую, воспитательную, эмоциональную, сохранение традиций. Оптимальным возрастом вступления в брак большинство обозначает период 18-25 лет.
По результатам диагностики типов социальной поддержки, в которых наиболее нуждается молодая мать, получены следующие показатели: