Работа с социально-опасными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:53, реферат

Описание

Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….

Условные сокращения……………………………………………………………….

Раздел I. Теоретические основы организации участковой социальной работы ………………………………………………………………………………………..

Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения ……………………………………………….
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы ………………………………………………………………………………………………....
Способы организации участковых социальных служб ………………………………………………………………………………………….……...

Раздел II. Участковая социальная работа – практический аспект ………………………………………………………………………………………………...

Технология участковой социальной работы …………………………..…..
Содержание форм работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе ………………………………………………………………………..
Примерные документы, оформляемые участковым специалистом по социальной работе …………………………………………………………………………...

Раздел III. Из опыта работы участковых социальных служб учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ………………………………………………………………………………………………....

Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия ……………………………………………………………………….….…..
Организация деятельности участковой социальной службы и ее место в системе профилактики семейного неблагополучия …………………………………...…..
Технология работы с семьей и детьми в рамках программы «Участковая социальная работа»…………………………………………………………………………...
Первый опыт реализации программы «Активная поддержка родительства» в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» ………………………………………………………………………………………………....

Приложение ……………………………………………………………….………….

Список литературы …………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Участковая социальная работа с правк..doc

— 795.00 Кб (Скачать документ)
  1. Образовательная - способствует повышению квалификации специалиста, уровня его знаний, навыков и умений через передачу опыта и знаний, информирование, разъяснение. Никто лучше супервизора не сможет приобщить начинающего работника к профессии, развить целенаправленными действиями его профессиональное сознание.
  2. Поддерживающая - особенность социальной работы связана с необходимостью принятия работником срочных или неотложных решений, которые могут повлиять на судьбу клиента. В данном случае обязанностью супервизора является оказание помощи специалисту в нахождении правильного решения. Супервизор настраивает работника на позитив, смягчает напряжение от практической работы с семьями, имеющими личные и социальные проблемы, сглаживает и предотвращает конфликтную ситуацию.
  3. Контрольная - отчасти носит административный характер. Согласно должностным обязанностям супервизор:
      • планирует социальную работу специалистов на территории, закрепленной за ГОМ;
      • осуществляет мониторинг, контроль и оценку качества работы специалистов;
      • распределяет и перераспределяет обязанности между своими специалистами;
      • организует взаимодействие с учреждениями и предприятиями города;
      • сотрудничает с другими супервизорами;
      • защищает профессиональные интересы специалистов.

Кроме этих функций в обязанность супервизора входят ведение журнала учета семей, состоящих на патронаже; комплектование документов семей, снятых с учета; ведение журнала учета детей, находящихся в социально-опасном положении, помещенных в медицинские учреждения и определение дальнейшего жизнеустройства; составление сводных отчетов по курируемым территориям (ежемесячные, квартальные, годовые); анализ работы специалистов за год; анализ курируемых участков.

В учреждении социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут, супервизорами разработана программа стажировки участковых специалистов по социальной работе, вступающих в должность.

Таблица 1

 

Этап

Действия  супервизора

Действия  стажера

Результат

1 этап

Знакомство со стажером, определение уровня его профессиональной компетентности, знаний, навыков

Знакомство с должностной  инструкцией, с отделением, структурой учреждения

Заполнение анкеты

2 этап 

Информирование о программах деятельности учреждения, об используемых технологиях, формах и методах работы

Изучение программы  «Участковая социальная работа», технологии «Сеть социальных контактов» и др.

Работа стажера в группах поддержки и взаимопомощи для специалистов

3 этап

Знакомство с участком, с документацией специалиста, с  участниками межведомственного взаимодействия

Стажировка на участке, знакомство с клиентами, состоящими на учете, посещение учреждений единого  профилактического пространства

Участие в рейде

4 этап

Знакомство с отчетной  документацией специалиста

Изучение отчетной документации

Заполнение документации

5 этап

Отчет о стажировке


 

С 2006 года с целью личностного и профессионального роста специалистов, профилактики «синдрома сгорания» психологами «Зазеркалья» была организована работа групп поддержки и взаимопомощи по двум направлениям. Первое направление в работе группы основано на анализе и синтезе проблемных ситуаций в семьях, состоящих на патронажном учете.

Задачи данного направления:

  1. Сформировать умение видеть положительные и отрицательные изменения в своей деятельности.
  2. Получать обратную связь в отношении характера своей работы от специалистов.
  3. Оценивать объективно собственную профессиональную деятельность, обобщая различные точки зрения на решение проблемы.

Второе направление  в работе групп основано на исследовании супервизорами запросов от специалистов.

Задачи второго направления:

  1. Развивать психологические знания и применять их в профессиональной деятельности.
  2. Активизировать внутренние ресурсы.
  3. Осуществлять профилактику профессионального и эмоционального выгорания.
  4. Развивать благоприятный микроклимат в коллективе.

В работе групп поддержки и взаимопомощи используются следующие методы и техники:

  • групповая дискуссия с анализом и синтезом проблемной ситуации;
  • активное слушание;
  • деловые игры;
  • релаксация;
  • визуализация;
  • элементы арттерапии;
  • психогимнастика;
  • диагностическое исследование.

При анализе эффективности деятельности данных групп используются следующие показатели:

  • обратная связь от специалистов по результатам каждой встречи (удовлетворен ли запрос?);
  • психологическое наблюдение по заданным критериям (отстраненность - включенность, отрицание - принятие, закрытость - доверие);
  • отслеживание дальнейшей динамики в патронажных семьях, рассмотренных на группе;
  • психологическое тестирование - диагностические срезы через определенные промежутки времени;
  • количество семей, снятых с патронажного учета.

Другим важнейшим компонентом  супервизии является защита клиента, поэтому требуется периодическое наблюдение за деятельностью социальных работников, контроль выполнения ими технологических процедур оказания помощи клиентам.

Таким образом, супервизия является одной из эффективных форм профессиональной поддержки специалиста  и клиента.

 

2.2. Содержание форм  работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе

 

В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с  позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется так: «форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета»5

Следует различать понятия «форма организации социальной работы»  и «форма социальной услуги». 

Формы организации социальной работы (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности специалиста и клиента, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формы организации социальной работы классифицируются по различным критериям:

    1. по количеству клиентов6:
      • индивидуальная помощь;
      • групповая работа;
      • работа с семьей;
      • локальная региональная помощь.
    2. по условиям оказания услуг7:
      • социальное обслуживание на дому;
      • стационарное социальное обслуживание;
      • полустационарное социальное обслуживание;
      • срочное социальное обслуживание;
      • социально-консультативная помощь.

Понятие «форма социальной услуги»  обозначает характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту8.

Таким образом, в общем виде форма  социальной работы – условия, в которых  предоставляется социальное обслуживание.

Применительно к участковой социальной работе (как форме организации  социального обслуживания) можно выделить следующие формы работы:

 

  1. Социальный патронаж семьи

Цель: наблюдение семьи в естественных условиях, раннее выявление ее проблемных ситуаций и своевременное оказание помощи.

Принципы проведения социального патронажа:

    • самоопределение клиента;
    • добровольность принятия помощи;
    • конфиденциальность полученной информации.

Практика проведения патронажей всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы (насилие в семье, малообеспеченность и т.д.), ее масштабов (затрагивает одного из членов семьи, всю семью, семью и  ее ближайшее окружение), места действия.

Алгоритм проведения социального патронажа семьи:

  1. Всестороннее изучение жизненной ситуации семьи, определение системы связей семьи – внутренних и внешних.
  2. Определение социального статуса семьи и степени ее неблагополучия.
  3. Определение возможных и необходимых путей помощи и поддержки семьи.
  4. Организация оказания помощи всей семье, а не только непосредственно жертве или виновнику возникших трудностей, воздействуя на разных участников ситуации — и мешающих, и способствующих самореализации семейной группы в целом.
  5. Передача членам семьи необходимых социальных знаний, формирование умений и навыков решения социальных проблем.
  6. Организация контроля за выполнением рекомендаций и реализации реабилитационных мероприятий.
  7. Заполнение необходимой отчетной документации (социальная карта семьи, акты проведения социального патронажа и иные).

Действия  участкового  специалиста при постановке семьи на патронаж:

    • Прием заявления на установление патронажа:                           
    • предварительное знакомство со всеми  имеющимися сведениями о семье.
  • Составление договора о согласии сторон по патронажу семьи:
    • знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов и возможной помощи. 
    • Заполнение информационного листа:
    • выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, существенных особенностей здоровья членов семьи;
    • сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и пр.);
    • выделение проблем, которые можно решить через учреждения социальной защиты (экономические, правовые, психологические проблемы; проблемы семейного воспитания).
    • Формирование программы реабилитации семьи:
    • определение задач;
    • составление плана конкретных реабилитационных мероприятий;
    • прогнозирование социального эффекта.
    • Реализация индивидуальной программы комплексной реабилитации:
    • стимулирование семьи и детей к самостоятельному выходу из сложившейся ситуации;
    • включение родителей в систему общественно значимых отношений, благодаря которым они смогут успешно усваивать позитивный социальный опыт;
    • фиксирование в патронажном листе проводимых мероприятий и результатов с выводами о ситуации.
    • Консилиум:
    • внеплановый — при отрицательной динамике;
    • плановый — раз в 3 месяца.
    • Проведение промежуточного контрольного обследования ситуации в семье:
    • корректировка программы реабилитации;
    • анализ семейной ситуации:
      • формулирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем;
      • совместный выбор тактики дальнейших действий;
      • информация о видах помощи, которые могут быть предложены;
      • сообщение подробных адресов социальных служб.
  • Снятие семьи с патронажа:
    • закрытие контактных отношений;
    • при необходимости установление связей с другими специалистами, работающими с семьей: социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения, УВД и др.
  • Курирование:
    • контроль ситуации (через 3 месяца после снятия с патронажа).
  • Положительная реабилитация семьи:
    • закрепление позитивных эффектов;
    • информационно-психологическая поддержка.
  • Рецидив:
    • Анализ проблем семьи:
      • трудная жизненная ситуация — постановка на патронаж;
      • социально опасное положение — направление семьи в другие учреждения и организации.

Патронажи могут быть единичными или  регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы и  проводятся со следующими целями:

    • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;
    • адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной и посреднической помощи в решении социальных проблем  семьи и несовершеннолетнего;
    • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамики проводимой работы (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и пр.

В практике участковых специалистов по социальной работе применяются следующие  виды патронажей:

    1. экстренный – семья посещается каждый день или не менее двух раз в неделю, если в семье существует угроза для здоровья и жизни ребенка и требуется экстренное принятие мер;
    2. срочный – посещение семьи один раз в неделю, если родители находятся в такой ситуации, когда не могут обеспечить необходимые потребности семьи;
    3. периодический – посещение семьи два раза в месяц с целью проведения мер по реабилитационной программе или при необходимости постоянного контроля за семьями, прошедшими экстренный и срочный патронаж;
    4. контрольный – посещение семьи один раз в месяц, если обстановка в семье стабилизировалась, отношение родителей к детям изменилось, дети посещают школу, родители обеспечивают необходимые потребности для жизнедеятельности семьи, т.е. предполагается снятие ее с патронажного учета.
    5. социального контроля - патронаж с целью контроля ситуации в семье, не выразившей добровольного согласия на сотрудничество со специалистами отделения (1 раз в квартал) или снятой с учета (1 раз в квартал в течение года).

Информация о работе Работа с социально-опасными семьями