Работа с социально-опасными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:53, реферат

Описание

Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….

Условные сокращения……………………………………………………………….

Раздел I. Теоретические основы организации участковой социальной работы ………………………………………………………………………………………..

Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения ……………………………………………….
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы ………………………………………………………………………………………………....
Способы организации участковых социальных служб ………………………………………………………………………………………….……...

Раздел II. Участковая социальная работа – практический аспект ………………………………………………………………………………………………...

Технология участковой социальной работы …………………………..…..
Содержание форм работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе ………………………………………………………………………..
Примерные документы, оформляемые участковым специалистом по социальной работе …………………………………………………………………………...

Раздел III. Из опыта работы участковых социальных служб учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ………………………………………………………………………………………………....

Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия ……………………………………………………………………….….…..
Организация деятельности участковой социальной службы и ее место в системе профилактики семейного неблагополучия …………………………………...…..
Технология работы с семьей и детьми в рамках программы «Участковая социальная работа»…………………………………………………………………………...
Первый опыт реализации программы «Активная поддержка родительства» в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» ………………………………………………………………………………………………....

Приложение ……………………………………………………………….………….

Список литературы …………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Участковая социальная работа с правк..doc

— 795.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Консультирование

Цель: помощь семье в систематизации и объективной оценке стоящих перед ней проблем, ознакомлении с различными стратегиями их решения, расширении социальных возможностей, актуализации внутренних ресурсов семьи.

Приемы консультирования:

  1. эмоциональное «заражение» (например, передача положительных эмоций);
  2. внушение (например, вера  в  свои возможности, успешное разрешение сложившейся трудной жизненной ситуации);
  3. убеждение.

Задачи консультирования:

    • образовательные,
    • психологические,
    • психолого-педагогические.

Алгоритм проведения консультации:

  1. Установление контакта.
  2. Выявление в ходе беседы проблем, стоящих перед семьей, оказание помощи в формулировании запроса семьи.
  3. Диагностика психического состояния членов семьи во время беседы, их эмоциональных реакций, определение реакций на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
  4. Определение направлений помощи семье.
  5. Ознакомление семьи с планом предстоящей работы, выяснение их мнения и пожеланий.
  6. Внесение, в случае необходимости, корректировок в предстоящий план работы с семьей, определение сроков и этапов его реализации.
  7. Информирование семьи о службах, функционирующих на территории муниципального образования, специалистах, формах работы на базе УСО по решению возникшей трудной жизненной ситуации.
  8. Определение, в случае необходимости, организационных моментов, например, следующих посещений семьи и т.п.

 

    1. Содействие в оказании социальной помощи семье, отдельным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директору БУСО ХМАО-ЮГРЫ

Центр социальной помощи

семье и детям «Доверие»

______________________________

                                                                                                         от____________________________

                                                                                                           _____________________________

                                                                                                           проживающего(ей) по адресу:

                                                                                                         ______________________________

 

 

                                                          Заявление

Прошу оказать  мне (моей семье) следующие услуги   в связи со сложившейся  трудной жизненной ситуацией  в моей семье:

 


 


 

Виды услуг, оказываемых БУСО Центром социальной помощи семье и детям   «Доверие»

  1. Содействие в получении льгот, пособий, пенсий, компенсаций, субсидий на погашение коммунальных услуг, алиментов и других выплат, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной работы.
  3. Содействие  в оказании помощи населению в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
  4. Оказание помощи в восстановлении утраченных и получении новых документов.
  5. Содействие в направлении в стационарные учреждения.
  6. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
  7. Содействие в получении образования в соответствии с возрастом и учетом физических и умственных способностей.
  8. Содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
  9. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
  10. Оказание психологической помощи и поддержки в разрешении внутри-семейных и детско-родительских отношений.
  11. Юридические консультации.

.

.

 

 

 

 

 

«_______» ________________ «________»                                           ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Примерные документы,  оформляемые участковым специалистом по социальной работе

 

    1. Карточка первичного посещения.

Заводится на клиента, которому нужна разовая помощь или консультация. Обязательно внесение данных: категория семьи, состав семьи, указание фамилии, имени, отчества членов семьи, описание проблемы, проведенная работа.

    1. Социальная карта семьи.
    2. Акт жилищно-бытовых условий.

Составляется в случае необходимости передачи информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел по делам несовершеннолетних и т.д.

    1. Акт  посещений.

Заводится сразу после посещения  и выявления проблемы, которая  требует длительного решения  и посещений больше одного, заполняется  по мере выполнения работы и получаемых результатов.

    1. Договор сотрудничества по реализации Программы индивидуальной комплексной реабилитации семьи.
    2. Индивидуальный план реабилитации.

Находится в карте повторных посещений. Заполняется обязательно. Является критерием работы с ребенком и семьей и перечнем мероприятий, с помощью которых решается проблема – причина  обращения в участковую социальную службу. Включает такие формы работы как: беседа с целью…, консультация по вопросу…, оформление в секцию, кружок и т.д., сбор и анализ информации, делегирование профильным специалистам и/или в органы государственной поддержки и помощи, представление интересов ребенка в органах социальной помощи, судах, комиссиях, собраниях, конфликтных ситуациях.

    1. План работы на неделю.

Логически вытекает из индивидуальных планов реабилитации. Является реально действующей памяткой того, когда выполняется конкретное реабилитационное мероприятие. Необходимо четко указывать фамилии, адреса, названия мероприятий, цель и дату.

    1. Циклограмма работы (Приложение 12).

Циклограмма работы участкового специалиста  по социальной работе создается с  целью систематизации и оптимизации процесса оказания социальных услуг на участке. Циклограмма создается на полгода, год работы.

      1. Списки вновь выявленных и посещенных.

Подаются в конце каждой недели для занесения в базу данных. Обязательно  указываются фамилия, имя, отчество, номер школы, класс, адрес, дата рождения, промежуточный или окончательно достигнутый результат, категория семьи.

    1. Журнал учета рабочего времени специалиста участковой социальной работы (Приложение 13).
      1. Учетная карта
      1. Отчет о проделанной работе за месяц (Приложение 14).

Должен включать данные:

      • сколько детей, из каких категорий семей посещено за месяц;
      • сколько и каких реабилитационных мероприятий проведено, например: бесед – 20, психологических консультаций – 9, делегировано в организации – 3, делегировано к специалистам – 5, оформлены в кружки – 1, отправлено на лечение – 1, оформлены в оздоровительный лагерь – 1 и т.д.;
      • сколько (каких) проведено совместных мероприятий с городскими организациями, школами.

Примерный перечень документов участкового специалиста по социальной работе

  • Социальный паспорт участка.
  • Журнал обращения  граждан.
  • Журнал учета рабочего времени.
  • Социальный паспорт семьи (результаты диагностики несовершеннолетнего и др.).
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий.
  • Входящая и исходящая документация по работе с семьей.
  • План  работы специалиста на месяц, квартал.
  • График проведения рейдов совместно с учреждениями системы профилактики (образовательные учреждения, городское отделение милиции).
  • Пакет соглашений о сотрудничестве с учреждениями города.
  • Отчетная документация (месячная, квартальная, годовая).

 

Раздел III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТКОВЫХ  СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

3.1. Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия

Н. В. Лепина,

директор УСО ХМАО-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут

 

Центром социальной помощи семье и  детям «Зазеркалье» со второго полугодия 1995 года была освоена новая форма  социальной работы – участковая. Основными аспектами участковой социальной работы являются, с одной стороны, способ организации социальной работы с семьей и детьми, с другой стороны, технология социального обслуживания населения.

Территория города Сургута была разбита на 15 участков со средней численностью населения около 20 тыс. на одного специалиста по социальной работе.  С 1998 года с развитием советов территориального общественного самоуправления - на 30, а в 2008 году – 33 участка.

Центру удалось создать сетевую  структуру, которая при максимальном приближении к месту жизнедеятельности семьи обеспечивает:

    • раннее выявление социального неблагополучия;
    • получение всеобъемлющей информации о группах и зонах риска, о жилищных условиях, формах проведения отдыха и досуга населения во внутрисемейной и несемейной среде;
    • быстрое реагирование на любые изменения на макро- и микроуровне;
    • возможность деятельности в знакомой среде для специалиста Центра;
    • изучение инфраструктуры участка;
    • установление взаимодействия с предприятиями, учреждениями, функционирующими на данной территории.

Деятельность участковых специалистов по социальной работе организована так, что все компоненты процесса социальной реабилитации – задачи, содержание, методы и формы –  подчинены  идее комплексности.  Организация  профилактической и коррекционной работы с семьей базируется на следующих принципах:

    • принципе своевременности, предусматривающего раннее выявление семейного неблагополучия, трудную жизненную ситуацию, в которой оказались семьи и дети, а также детскую безнадзорность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав;
    • принципе гуманизма, выражающего готовность специалистов по социальной работе вовремя прийти на помощь, защищать права и интересы семьи и детей. Реализация этого принципа требует от сотрудников активного поиска мер, направленных на эффективное содействие семье в ее оздоровлении;
    • принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, изменения взаимоотношений с детьми;
    • принцип интеграции усилий и комплексного  подхода к профилактической и реабилитационной работе необходим для объединения усилий организаций и учреждений в содействии семье с целью  разрешения проблем, создающих социально-опасное положение ребенка.

При активном участии специалистов по социальной работе в устойчиво  проблемных семьях и в семьях, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, активизируются внутренние ресурсы  семьи, и ей оказывается содействие в предоставлении следующих видов социальных услуг:

    • социально-бытовых: трудоустройство родителей и подростков, возвращение детей в образовательные учреждения, оформление в детские дошкольные учреждения, организация досуга, отдыха, оздоровление  несовершеннолетних;
    • социально-медицинских: лечение от всех видов зависимостей,  заболеваний, получение медицинских полисов, справок, организация консультаций узких специалистов и другие;
    • психолого-педагогических: коррекция внутрисемейных отношений с помощью  психологов, знакомство с возрастными особенностям несовершеннолетних, обучение психолого-педагогическим навыкам и мотивация участников реабилитационного процесса к позитивному изменению образа жизни;
    • социально-правовых: восстановление документов, организация консультаций  юриста и другие.

Информация о работе Работа с социально-опасными семьями