Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:53, реферат
Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.
Введение ……………………………………………………………………………….
Условные сокращения……………………………………………………………….
Раздел I. Теоретические основы организации участковой социальной работы ………………………………………………………………………………………..
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения ……………………………………………….
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы ………………………………………………………………………………………………....
Способы организации участковых социальных служб ………………………………………………………………………………………….……...
Раздел II. Участковая социальная работа – практический аспект ………………………………………………………………………………………………...
Технология участковой социальной работы …………………………..…..
Содержание форм работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе ………………………………………………………………………..
Примерные документы, оформляемые участковым специалистом по социальной работе …………………………………………………………………………...
Раздел III. Из опыта работы участковых социальных служб учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ………………………………………………………………………………………………....
Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия ……………………………………………………………………….….…..
Организация деятельности участковой социальной службы и ее место в системе профилактики семейного неблагополучия …………………………………...…..
Технология работы с семьей и детьми в рамках программы «Участковая социальная работа»…………………………………………………………………………...
Первый опыт реализации программы «Активная поддержка родительства» в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» ………………………………………………………………………………………………....
Приложение ……………………………………………………………….………….
Список литературы …………………………………………………………………
Программа «Активная поддержка
родительства» закладывает
Программа объединяет всех, кто обеспокоен положением детей: местные органы власти, специалистов здравоохранения, образования и учреждений социального обслуживания, представителей средств массовой информации, деятелей культуры, представителей бизнеса, общественных деятелей.
Являясь воспитательным инструментом, противостоящим патологиям семейных отношений, данная программа адресована, прежде всего, родителям. Она помогает привнести в жизнь духовное оздоровление благодаря осознанию смысла главных ценностей и целей жизни, а детей делает счастливыми.
В современном мире происходит изменение родительской роли и структуры семьи. Семья уже не является «экономической» ячейкой общества, все сильнее тенденции, ведущие женщин к экономической и социальной независимости, образованию семьи без партнера. Мужчина сегодня теряет издавна существующий экономический и социальный статус в семье. Гарантией его устойчивого места в браке становятся именно родительские функции, повышение инициативы мужчин для совместного с женщиной родительства. Важной функцией семьи сегодня является гарантия устойчивых связей с близким человеком, проживание родительских ролей как гарантии прочного места в семье, защиты от одиночества и беспомощности в старости. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для большого числа людей дети становятся главной ценностью жизни. Научная форма «триадического подхода» к семье - рассмотрение семьи как отношений троих: «матери» – «ребенка» - «отца», дает основание любому полу для проживания цикличности родительской роли.
Первые межличностные
отношения, в которые попадает
человек, появляясь на свет,
формируют в нем
Теория привязанности, разработанная в 60-х - 70-х годах ХХ века Дж. Боулби, является одной из наиболее перспективных. С ее позиций ведутся исследования в направлении раннего материнско-детского взаимодействия. Возникшая на стыке психоанализа, этологии и когнитивной психологии теория привязанности позволяет объяснить механизмы возникновения эмоциональных связей между матерью и ребенком, их влияние на поведение ребенка и его последующие взаимоотношения с миром, а также ту субъективную психологическую значимость, которую отношения привязанности имеют для каждого человека.
Какую бы сторону развития человека сегодня мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, влияет на формирование психологического пола ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии, имеет важное значение в овладении человеческими социальными нормами, формирует фундаментальные ценностные ориентации.
В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение и поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов. Семейное воспитание как более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые членами семьи, зависит, в первую очередь, от тех личных ресурсов, которые имеются в родителе благодаря своевременному и цикличному формированию его родительской роли.
Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и его воспитания зависит от формирования у супругов умения создать семейных очаг. Если члены семьи имеют возможность удовлетворять свои потребности в поддержке и эмоциональной безопасности, находясь в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, значит, взрослый подходит к своей родительской роли с позиции осознанного родительства.
Можно следующим образом охарактеризовать структуру и содержание психологии родительства, которая лежит в основе данной программы.
Родительство есть часть личностной сферы мужчины и женщины, его рассматриваем через диаду (система «мать-ребенок»); систему «отец-ребенок», триаду «мать-ребенок-отец», поэтому при разработке программы учитывается психология материнства; психология отцовства; психология межродительских отношений (и их связи с другими типами межличностных отношений в семье); общие проблемы родительства (возрастные, социально-культурные и др.).
Программа «Активная поддержка
родительства» ставит перед собой
как исследовательские задачи: изучение
родительской сферы, культурных особенностей,
девиантных проявлений, методов и
средств оптимизации и коррекци
В сети социального обслуживания округа уже существуют отработанные, доказавшие свою эффективность технологии оказания помощи семьям, находящимся на разных стадиях неблагополучия: это ранее выявление семей, имеющих те или иные проблемы, коррекция кризисных явлений, интенсивная реабилитация и постреабилитационный патронаж семьи.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
Программа берет свое начало в основах профилактической работы Стокгольмского Социального Университета. Многолетний опыт наших шведских коллег позволил им сформулировать семь ключевых слов метода активного вовлечения родителей, на которые опирается и данная программа:
Рано
Раннее вмешательство в социальную ситуацию матери помогает сделать первый опыт общения ребенка с родителями максимально благоприятным.
Все
Должны быть охвачены все родители, не только те семьи, в которых имеются проблемы. Фокус внимания только на проблемных семьях создает ложное впечатление, что гармоничная семья является чем-то самим собой разумеющимся и не представляет собой ценности.
Группы
Группы родителей, занимающиеся под руководством команды опытных специалистов, являются существенным вкладом в процесс создания позитивного сетевого окружения, важным шагом на пути естественного укрепления роли родителей в семье. Сетевое окружение также используется с целью оказания помощи, как в рамках группы, так и индивидуально.
Знания
Группы должны создаваться с образовательной целью. Половина времени, отведенного на занятия, должно использоваться для обучения.
Преемственность
Необходимо сделать все возможное, чтобы семьи продолжали встречаться и после окончания работы группы. Особенно необходима помощь и поддержка социального сетевого окружения при решении проблем подросткового возраста.
Сотрудничество
Для оказания адресной помощи необходимо обеспечить взаимодействие между специалистами самого разного профиля, а также привлечь к сотрудничеству волонтеров. В этой связи возможно возникновение групп взаимопомощи.
Место проведения занятий
Уровень и качество занятий во многом определяются обстановкой и местом их проведения.
Выводы о преимуществах данного метода опираются на десятилетний опыт работы в нескольких муниципалитетах Швеции, в частности, городах Лександ и Седерчепинг, где отмечаются:
Опираясь на результативный опыт шведских коллег, мы в данной программе используем метод активной поддержки родителей, принципы и основные идеи которого лежат в гуманистическом, личностно-ориентированном подходе к людям, создании условий для самоопределения и развития личности родителя.
Целью программы является содействие созданию благоприятных условий для формирования ответственного родительства как фактора улучшения демографической ситуации.
Задачи:
Содержание основных пяти
направлений программы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
«АКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСТВА»
Направление «Пропаганда семьи и семейных ценностей» ориентировано на побуждение людей разрешать проблемы семейного неблагополучия, демонстрировать преимущества ответственного отношения к семье, браку, родительской роли.
В этом направлении реализуются пилотные проекты: «Юбилей семьи», «Актив семей», «Диско-улица», программа городских семейных праздников и конкурсов «Укрепление института семьи».
Направление «Подготовка к ответственному родительству» – это планирование брака молодых и формирование цикличности их родительской роли, это формирование у партнеров ответственности за нежелательную или раннюю беременность, умение конструктивно выстраивать отношения семейной жизни, способствующее рождению планируемых и желанных детей.
«Подготовка к ответственному родительству» реализуется через проекты: «Ляльки» для детей от 4 до 7 лет, «Мальчишки и девчонки – будущие родители» - от 7 до 13 лет, «Территория роста» - от 13 до 18 лет.
В рамках этого направления в образовательных учреждениях города и дворовых клубах специалистами центра проводится ролевая игра «Требуются родители» для подростков и молодежи города, тематические заседания дискуссионного клуба «Ты и те, кто рядом» по выявлению готовности старшеклассников к супружеским отношениям. Организуется суточный марафон для молодежи «Шире круг», направленный на расширение сети положительных социальных контактов и формирование конструктивного межличностного общения.
Направление «Просвещение и обучение» адресовано родителям и освещает вопросы развития и оздоровления детей, а также информирует их о таких особенностях отношений со своим ребенком, которые позволяют существенно повысить качество его жизни.
В рамках данного направления проводится психологический тренинг, суточный марафон для пар «Язык любви», направленный на гармонизацию партнерских отношений; работает группа для женщин «Женская гостиная». Одной из проблем в семье, образовавшейся в повторном браке, является трудность взаимоотношений с неродным ребенком и супругом по поводу его воспитания. В связи с этим в направлении «Просвещение и обучение родителей» осуществляется психологическая поддержка сводных семей, рассматривающая пути урегулирования взаимных притязаний супругов в повторном браке.
Социализация семей, переживших
и находящихся в трудной
Направление «Активная поддержка родительской роли» – это помощь социальных институтов родителям в их основном статусе, предоставление возможности применения своих знаний на практике под наблюдением специалиста, сохранение психического и эмоционального здоровья ребенка.
Вовлечение родителей и детей в совместные виды деятельности происходит благодаря созданию семейных групп по интересам: «Субботние посиделки», «Отдыхай-ка», «Здоровый образ жизни – главное в семье».