Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:07, шпаргалка
1. Понятие и классификация социально-экономических процессов.
2. Понятие и особенности политических процессов.
3. Особенности и классификация политических процессов
...
42. Понятие управленческих решений и факторы качества и эффективности.
43. Методы коллективного принятия решений.
Во многих случаях вместо
подъема экономики и
Сформировавшееся в 70—80-х гг. XX в. новое поколение политиков и ученых в этих странах стало более внимательно относиться к опыту их развития и традициям, разумнее сочетать традиции и новаторство. «При сохранении приоритета универсальных (т.е. общих для многих стран. — Прим. авт.) критериев и целей будущего развития главный упор ученые стали делать на национальную форму их реализации».
Кроме того, стали
придавать гораздо большее
В то же время
исследователи социально-
По мнению исследователей-консерваторов, модернизация политических институтов не создает возможности реального влияния широких масс населения на политические процессы. Они утверждают, что, с одной стороны, массы не готовы к активной и организованной политической деятельности, а с другой стороны, модернизация политических институтов этого и не предусматривает. Цель модернизации заключается, скорее, в том, чтобы обеспечивать власть политических элит, попеременно сменяющих друг друга3. Поэтому так называемая модернизация отнюдь не ведет к развитию подлинной демократии и обеспечению равенства политических прав и свобод граждан.
Многие ученые, придерживающиеся разных политических ориентации, сходятся во мнении, что главное в политической жизни общества — сохранение стабильности функционирования политической системы, обеспечивающей сочетание политических и других интересов всех социальных групп и слоев общества. Этого можно достичь, укрепляя политическую власть патриотических сил своих стран и одновременно всесторонне расширяя демократию. В этом случае «для модернизируемых государств необходим крепкий политический режим с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к разбалансированности власти
22. Общенаучные методы - группа методов, которые носят универсальный характер, отражают аппарат любого исследования и могут быть использованы в различных отраслях науки, практики и общественной жизни: метод классификации, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа, метод индукции и дедукции, метод сравнения, метод букета проблем, метод моделирования.
-метод классификации – один из базовых методов, который представляет разделение исслед.событий и явлений на определенные структурные единицы, классы, позволяющие отразить специфику этих явлений и событий, и на этой основе понять их сущность. Классификация бывает 2 видов: разделение целого и деление общего.
- метод восхождения
от абстрактного к конкретному
– анализ — логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема (синтеза) в целое, обогащенное новыми знаниями;
– синтез — мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связи частей и познание этого предмета как единого целого;
– индукция
— метод, при котором
– дедукция — метод, при котором от общих положений, правил, законов идут к менее общим положениям, правилам, законам;
– сравнение — один из основных логических приемов познания, познавание начинается с того, что изучаемый предмет отличают от других предметов и устанавливают сходство его с родственными предметами;
– моделирование — исследование каких-либо объектов на моделях, то есть на условных образцах, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту, с применением метода аналогии
- Одним из способов поиска новых формулировок, а соответственно и направлений поиска решений проблемы, является метод "букета проблем". Этот метод состоит в том, что основываясь на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем, формируя тем самым группу или "букет проблем". Достоинством метода "букета проблем" является то, что он хорошо работает на задачах любого уровня и из любой сферы человеческой деятельности.
23. Конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Конкретно-предметные
(специфические) методы исследования отражают
особенности объекта исследован
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Анкетирование - метод сбора социальной информации.
Это письменная форма опроса, осуществляющаяся,
как правило, заочно, т.е. без прямого и
непосредственного контакта интервьюера
с респондентом. Оно целесообразно в двух
случаях:
а) когда нужно спросить большое число
респондентов за относительно короткое
время,
б) респонденты должны тщательно подумать
над своими ответами, имея перед глазами
отпечатанный вопросник.
Применение анкетирования для опроса
многочисленной группы респондентов,
особенно по вопросам, не требующим глубоких
размышлений, не оправдано. В такой ситуации
уместнее побеседовать с респондентом
с глазу на глаз.
Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.
Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.
Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные.
Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.
24. Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач.
Контент-анализ— метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Фокусированное интервью.
Фокусированное интервью - интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуации, пережитой респондентом.
Социометрия — это достаточно распространенная в США и других странах методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено. Суть и содержание социометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим названием «Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе»
25. Системный анализ, или системный подход к изучению того или иного явления, также относится к общенаучным методам исследования. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или процесса и исследовать их взаимодействия
Системный анализ, представляя собой определенный способ научного мышления, имеет логические основы: понимание системы, т.е. того, что она собой представляет; научные представления о характере и механизмах функционирования систем; учет их разнообразия и выделение отдельных их видов; научные знания об эволюции систем и др. При этом само системное мышление, проявляющееся в ходе системного анализа, основано на использовании таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.
Разумеется, к логическим основам системного анализа относится и система понятий, в рамках которой осмысливаются сущность, содержание, функционирование и развитие систем. Центральным при этом является понятие «система», с которым связаны понятия «элемент», «связь», «отношение», «структура», «функция», «организация», «управление» и др.
С данными понятиями связано осмысление принципов системного исследования, важнейший из которых — фиксирование целостности изучаемой системы. Единицами системы признаются ее элементы, свойства и функции которых определяются их местом в данной системе. В свою очередь, тот или иной элемент системы «сам может рассматриваться как нечто сложное — например, как подсистема... Но и система как целое обычно может рассматриваться в качестве подсистемы более широкой системы».
Элементы системы, находясь между собой в разного рода прямых и обратных связях и отношениях — пространственных, временных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее элементов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.
Следующий логический принцип системного исследования — выявление источников развития изучаемой системы {внутренних и внешних), что, в частности, предполагает исследование механизма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, а также механизма ее развития, появления у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде — природной и социальной.
Эти и другие логические принципы системного исследования носят методологический характер, ибо выражают теоретико-методологические ПОДХОДЫ к изучению систем и направления их дальнейшего изучения. Поэтому логические основы системного анализа можно характеризовать и как методологические принципы анализа систем.
26. Метод структуризации проблемы построения «дерева целей»: общая характеристика и практическое применение.
Термин «дерево»
подразумевает использование
При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применения «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов – термином «дерево направления развития (или прогнозирования развития)» или упомянутом выше термином «прогнозный граф».
Метод «дерево целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
Для успешного применении этого метода необходимы входные данные трёх основных видов:
1. чётко определённые цели, задачи, системы и их компоненты на всех уровнях;
Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию социально-экономических и политических процессов"