Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:03, дипломная работа
Итак, цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность проблемы одиночества людей пожилого возраста и определить возможности социальной работы в этом направлении. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- провести теоретический анализ существующих взглядов на социальную проблему одиночества пожилых людей;
- проанализировать возможности социальной работы по решению проблемы одиночества людей пожилого возраста;
- дать характеристику одиночества, как одной из острых социальных проблем пожилых людей.
- Разработать рекомендации для специалистов по социальной работе по решению проблемы одиночества пожилых людей.
Дополнительные услуги (см. прил.7), не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными на территории Устюженского района тарифами на платные социальные услуги. С клиентом заключается договор на дополнительные услуги (см. прил.8).
Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счёт учреждения и направляются в размере 50% на дальнейшее развитие социального обслуживания и в размере 50% на стимулирование оплаты труда социальных работников учреждения.
В зависимости от количества
услуг и затрат времени определяется
степень нуждаемости клиента 1, 2,
3 по заявлению заведующего
Степень нуждаемости определяется
комиссией, в которую входят: заведующие
отделениями, заместитель директора
Центра, медицинский работник, психолог.
Степень нуждаемости
1 степень – социальный работник посещает клиента 1-2 раза в неделю и затрачивает на посещение 1-2 часа;
2 степень – социальный работник посещает клиента 2-3 раза в неделю и затрачивает на посещение от 2 до 3 часов;
3 степень сложности – социальный работник посещает клиента 4-5 раз в неделю и затрачивает на посещение 4 часа.
Отделение социального обслуживания на дому оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические услуги.
Изучив нуждаемость клиентов в различных видах услуг и на основе анализа отчётов социальных работников (см. прил. 11) можно сделать вывод, что все они в первую очередь нуждаются в социально-бытовых услугах, таких как:
Социально-медицинских, таких как:
Социально-психологических, таких как:
Самое сложное в работе: уметь выслушать, понять, простить, помочь найти выход из трудной жизненной ситуации. Многие неприятные моменты в поведении клиентов связаны с возрастными изменениями, почти все они испытывают острое чувство одиночества. Специалисту приходится внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации в жизни клиента, правильно оценивать свое поведение и чувства.
Клиента нужно принимать таким, какой он есть, но при этом не предъявлять всем одинаковых требований, к каждому нужно найти свой подход. Очень важно в работе быть корректным, помнить, что цель действий определяет интересы клиента, по отношению к которому нужно проявить гибкость и готовность помочь избавиться от комплекса неполноценности, убедить, что человек может прибегнуть к социальной помощи, не опасаясь, что это уронит его престиж. Главное в работе специалиста – общение с человеком, каким бы он не был.
Социальный работник помогает пожилым людям не столь остро чувствовать свое одиночество. Ведь зачастую, кроме него, никто не заглядывает в дома пожилых людей.
Все клиенты отделения проживают на отдаленных от районного центра территориях (от 20 до 50км.), вдалеке от хороших дорог. Всё это затрудняет решение многих социальных вопросов: оформление различных документов, получение медицинских услуг, решение досуговой деятельности и т.д. Отсюда следует, максимальное приближение социальных услуг к пожилым людям остается основной задачей в работе отделения.
В связи с этим раз в квартал проводится выездной социальный день. Заведующим отделением составляется план работы на год (месяц) (см. прил., разрабатывается график выездов (см. прил. 13). График в течение года корректируется, в зависимости от погодных условий. В бригаду для выезда обычно входят: заведующий отделением социального обслуживания на дому, заведующий консультативным отделением, специалист отделения срочной помощи, специалист Управления социальной защиты населения. С Администрацией муниципальных образований выезд уточняется заранее, клиентов оповещают социальные работники.
Во время проведения социального
дня решаются многие вопросы: оказывается
консультативная помощь, проводится
обследование материально-бытовых
условий граждан с целью
Оказание только социально-бытовой
помощи пожилым людям недостаточно
для того, чтобы клиенты ощущали
себя полноправными членами
Большая работа проводится
при подготовке праздников. Всех клиентов
отделения поздравляем с
Социальная работа на селе – сложный нелёгкий труд. От специалистов по социальной работе требуются знания психологии, права, навыки практической работы, такие человеческие качества, как доброта, внимание, уважение к людям.
Устранение оторванности наших сельских клиентов от активности жизни, преодоление одиночества и монотонности существования – главные задачи над которыми отделение социального обслуживания на дому будет работать и в будущем.
В 2010 году иcполнилось 16 лет, как успешно прижилась в Белозерском районе одна из современных форм обслуживания пожилых людей - специальный жилой дом для престарелых граждан (дом «Уют»). Дом предназначен для постоянного или временного проживания пожилых одиноких граждан, супружеских пар района, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию, организации их медицинского обслуживания отдыха и досуга.
Основные этапы становления ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району Курганской области» представлены следующей таблицей:
1994 г. |
Создан ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району Курганской области» |
1994 г. |
Создан дом «Уют» для одиноких престарелых граждан |
1996 г. |
Создано 4 отделение по социальному обслуживанию пожилых людей |
2000 г. |
Создано 5 отделение по социальному обслуживанию пожилых людей |
2001 г. |
Создано отделение по работе с семьей и детьми |
2002 г. |
В центре появились специалисты: юрист и психолог |
2005 г. |
Создано социально-медицинское отделение |
2007 г. |
Освоен метод «Профилакторий на дому» в социально-медицинском отделении |
2008 г. |
Появились новые инновационные формы: служба сиделок и нянь |
2009 г. |
Осваивается бригадный метод социального обслуживания на дому |
2010 г. |
Внедрены новые формы обслуживания «Патронажная медицинская сестра», «Хоспис на дому» |
Деятельность социально - бытового комплекса организуется органами социальной защиты, органами здравоохранения, бытового обслуживания населения, культуры и другими отделами и службами местных органов власти по следующим направлениям:
- медико-санитарное
- лечебно-трудовая терапия;
- культурно-бытовое
- торговое обслуживание;
- другие виды социального обслуживания.
Приведем статистические
данные отделения социального
Количество пожилых людей, обслуженных на дому за 2011 год и 1 полугодие 2012 года представлено в следующей таблице:
Наименование показателя |
2010 год |
1 полугодие 2011 г. |
Состоит на обслуживании |
346 чел. |
369 чел. |
Количество услуг |
103279 чел. |
85813 чел. |
Обслужено по инновационным технологиям |
3005 чел. |
3439 чел. |
Оказано дополнительных услуг |
15205 чел. |
11287 чел. |
Количество посещений |
84038 чел |
32025 чел. |
В целях активизации образа жизни проживающих, преодоления их малоподвижности (исключая случаи, связанные с заболеваниями и необратимыми возрастными изменениями организма), сохранения активного долголетия, преодоления иждивенческих настроений, нарастающих по мере проживания в Доме, активно используется трудотерапия. Большая часть проживающих в Доме «Уют» с удовольствием работает на приусадебном участке, расположенном неподалеку от ЦСО, за каждым из них закреплен земельный участок, где они выращивают картофель, капусту, морковь, лук и др. овощи. Данный вид терапии благотворно сказывается на общем самочувствии пожилых людей.
Одна из новых форм работы учреждения - это сотрудничество с православной церковью, которое имеет положительное значение, так как способствует сохранению и улучшению духовного и нравственного здоровья пожилых, оказанию им психологической помощи.
Нужно отметить, что из числа проживающих в Доме «Уют» создан так называемый совет дома, который оказывает помощь заведующей «Уютом» Карповой Н.В. в проведении культурных мероприятий. Все проводимые меры с большим удовлетворением воспринимаются пожилыми людьми, особенно одинокими и позволяют им чувствовать себя комфортно и уютно в Доме.
2.2. Пути совершенствования технологии работы с пожилыми людьми по преодолению одиночества
Изучение
опыта работы Дома «Уют»,
Таким образом, данная модель непосредственно связана с таким феноменом, как значимость места жительства для пожилых людей. Известно, что он влияет на продолжительность их жизни. Проведенные исследования свидетельствовали об интенсивной психологической включенности пожилых людей в некоторую часть окружающей среды, которая наполнена немалым личностным смыслом. Ее потеря воспринимается ими как стрессовая ситуация, состояние психологического дискомфорта. Учреждения же, подобные «Уюту», позволяют пожилым людям проживать в родных местах без нарушения cложившихся привычек, социальных связей с односельчанами, без сложного периода адаптации к проживанию в интернатом учреждении.
Кроме того, находясь в стационарном учреждении социального обслуживания малой вместимости, подобном «Уюту», пожилые люди, сохранившие трудоспособность и желание приносить пользу другим людям, принимают участие не только в культурно-массовых мероприятиях и трудовых делах социальных служб, но и нередко выступают в роли добровольных помощников социальных работников, социальных педагогов и организаторов социального обслуживания, участвуя в процессе налаживания связи между поколениями, передачи жизненного опыта, знаний и навыков молодым поколениям.
Дом для пожилых людей