Социальная работа по преодолению одиночества пожилых людей на примере специального дома для одиноких и престарелых граждан «Уют»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:03, дипломная работа

Описание

Итак, цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность проблемы одиночества людей пожилого возраста и определить возможности социальной работы в этом направлении. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- провести теоретический анализ существующих взглядов на социальную проблему одиночества пожилых людей;
- проанализировать возможности социальной работы по решению проблемы одиночества людей пожилого возраста;
- дать характеристику одиночества, как одной из острых социальных проблем пожилых людей.
- Разработать рекомендации для специалистов по социальной работе по решению проблемы одиночества пожилых людей.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 114.22 Кб (Скачать документ)

Дополнительные услуги (см. прил.7), не входящие в перечень гарантированных  государством социальных услуг, оказываются  гражданам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными на территории Устюженского района тарифами на платные социальные услуги. С клиентом заключается договор на дополнительные услуги (см. прил.8).

Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются  на счёт учреждения и направляются в размере 50% на дальнейшее развитие социального обслуживания и в  размере 50% на стимулирование оплаты труда  социальных работников учреждения.

В зависимости от количества услуг и затрат времени определяется степень нуждаемости клиента 1, 2, 3 по заявлению заведующего отделением (см. прил.9).

Степень нуждаемости определяется комиссией, в которую входят: заведующие отделениями, заместитель директора  Центра, медицинский работник, психолог. Степень нуждаемости оформляется  протоколом (см. прил. 10).

1 степень – социальный  работник посещает клиента 1-2 раза в неделю и затрачивает  на посещение 1-2 часа;

2 степень – социальный  работник посещает клиента 2-3 раза в неделю и затрачивает  на посещение от 2 до 3 часов;

3 степень сложности –  социальный работник посещает  клиента 4-5 раз в неделю и  затрачивает на посещение 4 часа.

Отделение социального обслуживания на дому оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические  услуги.

Изучив нуждаемость клиентов в различных видах услуг и  на основе анализа отчётов социальных работников (см. прил. 11) можно сделать вывод, что все они в первую очередь нуждаются в социально-бытовых услугах, таких как:

  • Покупка и доставка продуктов питания;
  • Доставка воды;
  • Доставка дров;
  • Содействие в оплате коммунальных услуг;
  • Содействие в уборке жилых помещений;
  • Вынос мусора

Социально-медицинских, таких  как:

  • Вызов врача на дом;
  • Наблюдение за состоянием здоровья;
  • Содействие в обеспечении лекарственными средствами.

Социально-психологических, таких как:

  • Беседа, общение, выслушивание.

Самое сложное в работе: уметь выслушать, понять, простить, помочь найти выход из трудной жизненной ситуации. Многие неприятные моменты в поведении клиентов связаны с возрастными изменениями, почти все они испытывают острое чувство одиночества. Специалисту приходится внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации в жизни клиента, правильно оценивать свое поведение и чувства.

Клиента нужно принимать  таким, какой он есть, но при этом не предъявлять всем одинаковых требований, к каждому нужно найти свой подход. Очень важно в работе быть корректным, помнить, что цель действий определяет интересы клиента, по отношению  к которому нужно проявить гибкость и готовность помочь избавиться от комплекса неполноценности, убедить, что человек может прибегнуть к социальной помощи, не опасаясь, что  это уронит его престиж. Главное  в работе специалиста – общение  с человеком, каким бы он не был.

Социальный работник помогает пожилым людям не столь остро  чувствовать свое одиночество. Ведь зачастую, кроме него, никто не заглядывает  в дома пожилых людей.

Все клиенты отделения  проживают на отдаленных от районного  центра территориях (от 20 до 50км.), вдалеке  от хороших дорог. Всё это затрудняет решение многих социальных вопросов: оформление различных документов, получение  медицинских услуг, решение досуговой деятельности и т.д. Отсюда следует, максимальное приближение социальных услуг к пожилым людям остается основной задачей в работе отделения.

В связи с этим раз в  квартал проводится выездной социальный день. Заведующим отделением составляется план работы на год (месяц) (см. прил., разрабатывается график выездов (см. прил. 13). График в течение года корректируется, в зависимости от погодных условий. В бригаду для выезда обычно входят: заведующий отделением социального обслуживания на дому, заведующий консультативным отделением, специалист отделения срочной помощи, специалист Управления социальной защиты населения. С Администрацией муниципальных образований выезд уточняется заранее, клиентов оповещают социальные работники.

Во время проведения социального  дня решаются многие вопросы: оказывается  консультативная помощь, проводится обследование материально-бытовых  условий граждан с целью выявления  их нужд, проводится проверка качества обслуживания клиентов, находящихся  на обслуживании на дому.

Оказание только социально-бытовой  помощи пожилым людям недостаточно для того, чтобы клиенты ощущали  себя полноправными членами общества, вели активную жизнь, не чувствовали  себя одинокими и покинутыми. Организация  досуговых мероприятий на селе затруднена, т.к. отсутствуют клубы, библиотеки, расстояние между населенными пунктами достаточно велико. В связи с этим одним из важных аспектов в работе является психологическая поддержка, умение выслушать, поддержать беседу, успокоить клиента, обеспечить благоприятный психологический микроклимат. В районном центре есть отделение дневного пребывания, которое является центром досуга для пожилых людей. Основной задачей такого отделения является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни. В отличие от районного центра на селе таких отделений нет, в силу этого заведующий отделением совместно с социальными работниками села организуют клубы на дому, что даёт возможность пожилым людям собраться вместе, отметить дни рождения, пообщаться.

Большая работа проводится при подготовке праздников. Всех клиентов отделения поздравляем с праздниками, особенно с Днём Победы и Днём пожилого человека, юбилейными днями рождения. Социальные работники поддерживают связь одиноких, малоподвижных клиентов с церковью, выполняют их поручения, связанные с религиозными традициями.

Социальная работа на селе – сложный нелёгкий труд. От специалистов по социальной работе требуются знания психологии, права, навыки практической работы, такие человеческие качества, как доброта, внимание, уважение к  людям.

Устранение оторванности наших сельских клиентов от активности жизни, преодоление одиночества  и монотонности существования –  главные задачи над которыми отделение  социального обслуживания на дому будет  работать и в будущем.

 

В 2010 году иcполнилось 16 лет, как успешно прижилась в Белозерском районе одна из современных форм обслуживания пожилых людей - специальный жилой дом для престарелых граждан (дом «Уют»). Дом предназначен для постоянного или временного проживания пожилых одиноких граждан, супружеских пар района, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию, организации их медицинского обслуживания отдыха и досуга.

Основные этапы становления  ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району Курганской области» представлены следующей таблицей:

 

   

1994 г.

Создан ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району Курганской области»

1994 г.

Создан дом «Уют» для  одиноких престарелых граждан

1996 г.

Создано 4 отделение по социальному  обслуживанию пожилых людей

2000 г.

Создано 5 отделение по социальному  обслуживанию пожилых людей

2001 г.

Создано отделение по работе с семьей и детьми

2002 г. 

В центре появились специалисты: юрист и психолог

2005 г.

Создано социально-медицинское  отделение

2007 г.

Освоен метод «Профилакторий на дому» в социально-медицинском  отделении

2008 г.

Появились новые инновационные  формы: служба сиделок и нянь

2009 г.

Осваивается бригадный метод  социального обслуживания на дому

2010 г.

Внедрены новые формы  обслуживания «Патронажная медицинская  сестра», «Хоспис на дому»


 

Деятельность социально - бытового комплекса организуется органами социальной защиты, органами здравоохранения, бытового обслуживания населения, культуры и другими отделами и службами местных органов власти по следующим направлениям:  

- медико-санитарное обслуживание;

- лечебно-трудовая терапия;   

- культурно-бытовое обслуживание;  

- торговое обслуживание;  

- другие виды социального  обслуживания.

Приведем статистические данные отделения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Количество пожилых людей, обслуженных на дому за 2011 год и 1 полугодие 2012 года представлено в следующей таблице:

Наименование  показателя

2010 год

1 полугодие 2011 г.

Состоит на обслуживании

346 чел.

369 чел.

Количество услуг

103279 чел.

85813 чел.

Обслужено по инновационным  технологиям

3005 чел.

3439 чел.

Оказано дополнительных услуг

15205 чел.

11287 чел.

Количество посещений 

84038 чел

32025 чел.


 

 В целях активизации образа жизни проживающих, преодоления их малоподвижности (исключая случаи, связанные с заболеваниями и необратимыми возрастными изменениями организма), сохранения активного долголетия, преодоления иждивенческих настроений, нарастающих по мере проживания в Доме, активно используется трудотерапия. Большая часть проживающих в Доме «Уют» с удовольствием работает на приусадебном участке, расположенном неподалеку от ЦСО, за   каждым из них закреплен земельный участок, где они выращивают картофель, капусту, морковь, лук и др. овощи. Данный вид терапии благотворно сказывается на   общем самочувствии пожилых людей.  

Одна из новых форм работы учреждения - это сотрудничество с  православной церковью, которое имеет положительное значение, так как способствует сохранению и улучшению духовного и нравственного здоровья пожилых, оказанию им психологической помощи.

Нужно отметить, что из числа  проживающих в Доме «Уют» создан так называемый совет дома, который  оказывает помощь заведующей «Уютом»  Карповой Н.В. в проведении культурных мероприятий. Все проводимые меры с большим удовлетворением воспринимаются пожилыми людьми, особенно одинокими и позволяют им чувствовать себя комфортно и уютно в Доме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пути совершенствования технологии работы с пожилыми людьми по преодолению одиночества

       Изучение  опыта работы Дома «Уют», анализ  его деятельности показывает, что в данном учреждении создан особый благоприятный социально-психологический микроклимат - уют, приближенный к домашнему. Пожилые люди, проживающие в данном учреждении, как правило, находятся в привычной среде - в своем районе, а нередко и в своем селе, им предоставляется возможность периодически бывать и при желании (и, конечно, возможности) в летнее время жить в своем доме и заниматься сельскохозяйственным трудом.

     Таким образом,  данная модель непосредственно  связана с таким феноменом, как значимость места жительства для пожилых людей. Известно, что он влияет на продолжительность их жизни. Проведенные исследования свидетельствовали об интенсивной психологической включенности пожилых людей в некоторую часть окружающей среды, которая наполнена немалым личностным смыслом. Ее потеря воспринимается ими как стрессовая ситуация, состояние психологического дискомфорта. Учреждения же, подобные «Уюту», позволяют пожилым людям проживать в родных местах без нарушения  cложившихся привычек, социальных связей с односельчанами, без сложного периода адаптации к проживанию в интернатом учреждении.

     Кроме того, находясь в стационарном учреждении социального обслуживания малой вместимости, подобном «Уюту», пожилые люди, сохранившие трудоспособность и желание приносить пользу другим людям, принимают участие не только в культурно-массовых мероприятиях и трудовых делах социальных служб, но и нередко выступают в роли добровольных помощников социальных работников, социальных педагогов и организаторов социального обслуживания, участвуя в процессе налаживания связи между поколениями, передачи жизненного опыта, знаний и навыков молодым поколениям.

         Дом для пожилых людей является  «домом», где они получают помощь и проводят свой досуг, где создается «единая семья», которая сохраняется до последнего дня жизни.   Главное, чтобы любой человек старшего возраста проживающий там, чувствовал свою необходимость и востребованность. Даже больной человек, потерявший трудоспособность, может принимать участие в планировании различных мероприятий, проводимых в подобных домах. В работе с этими категориями граждан старшего возраста необходим учет специфических потребностей, интеллектуального уровня и, естественно, гибкость социальных работников в поисках новых форм и методов социальной работы.

Информация о работе Социальная работа по преодолению одиночества пожилых людей на примере специального дома для одиноких и престарелых граждан «Уют»