Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание

Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.

Содержание

Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по технологии.docx

— 129.56 Кб (Скачать документ)

усиление регионального  аспекта при разработке программ занятости.

      Насилие  над женщинами. К сожалению,  формы насилия в  отношении   женщин

стали весьма разнообразными - сексуальные преследования на рабочем  месте  и

в семье, принуждение к  проституции, изнасилование, убийство  на  сексуальной

почве, торговля «живым товаром».  Так,  по  данным  Генеральной  прокуратуры

Российской Федерации, в 1993 г  зарегистрировано  331,8  тыс.  преступлений,

потерпевшими  в которых стали женщины.  При этом  в 43   тыс.   случаев

преступники  руководствовались   корыстными,   а   в   18,4   тыс.   случаев

хулиганскими побуждениями. Около 20 тыс. преступлений  совершены  вследствие

ревности, ссор, иных бытовых  причин. В результате издевательств  и  истязаний

со стороны собственных  мужей в 1993  г  погибли  14,5  тыс.  женщин,  а  год

спустя число жертв  таких преступлений увеличилось  почти на тысячу. Более  56

тыс. женщин получили телесные повреждения. Но  насилие  в  семье  -  это  не

только и не столько  избиения в пьяном бреду, с похмелья, но  и  оскорбления,

психологическое подавление, унижение, изоляция, экономическая  зависимость.

      В 1993 г  было зарегистрировано  14,4  тыс.  изнасилований,  более  12%

изнасилований совершено  в  отношении  несовершеннолетних.  Хотя  действующее

законодательство  причисляет  изнасилование   к   тяжким   преступлениям   и

предусматривает в качестве наказания  значительные  сроки  лишения  свободы,

раскрываемость подобных преступлений невысока. Кроме того, до судов  доходит

примерно 68 % от числа зарегистрированных случаев. Причины различны,  в  том

числе и отказ потерпевших от показаний из-за страха перед преступником.

      Проблемой  остаются серийные убийства по  сексуальным  мотивам.  Нередко

убийцы  действуют  на  протяжении  длительного   времени   и   число   жертв

исчисляется десятками.

      В последние   годы  все  чаще  девушки   и  молодые  женщины  становятся

объектами  похищений  и  перепродажи  в  притоны  разврата  (ин-  тим-клубы,

стриптиз-шоу  и  тому  подобные  заведения).  Распространение криминального

бизнеса, сутенерства, проституции  способствует увеличению  таких  преступных

действий, как вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних.

      Все эти  широко распространенные случаи  насилия еще  раз  подтверждают,

что женщина занимает подчиненное  место  и  чаще  всего  является  жертвой  в

обществе, что, естественно,  сказывается  на  ее  физическом  и психическом

состоянии. Сложно говорить  о каких-  либо  кардинальных  мерах,  способных

оградить  женщин  от  сексуального  насилия.  Для  этого  должна  измениться

клучшему  социально-экономическая   обстановка   в   стране,   стать   более

эффективной законодательная  защита, а также должен быть усилен  контроль  за

соблюдением  законов.  Однако  хорошую  службу  могут  сослужить   кризисные

центры, куда женщины, подвергшиеся насилию,  могут  обратиться  за  помощью,

психологической  поддержкой,  медицинской  или  юридической   консультацией.

Такие центры уже  открылись  в  Воркуте,  Ижевске,  Курске,  Москве,  Перми,

Самаре, Санкт-Петербурге и  других городах.

1.2.  Государственная политика  по улучшению положения женщин

 

      Активный  рост доли женщин в составе  рабочей силы, характерный для  всех

развитых    стран,    сопровождается    разработкой    нормативных    актов,

устанавливающих соответствующие  международные  стандарты  условий  труда  и

охраны здоровья женщин. В России правовые нормы, связанные  с  регулированием

положения  женщин,  совмещающих  профессиональные  и  семейные  обязанности,

содержатся в Кодексе  законов  о  труде  Российской  Федерации  (КЗоТ  РФ)  и

касаются  как  охраны  здоровья  женщин-матерей,  так  и  предоставления  им

определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

      К нормам, обеспечивающим соответствие сферы   применения  труда  женщин

физическим и физиологическим  особенностям их организма, охраняющим  здоровье

как будущих, так и настоящих  матерей, относятся: запрещение труда  женщин  на

тяжелых работах и на  работах  с  вредными  условиями  труда,  на  подземных

работах; установление предельных  норм  переноски и передвижения  тяжестей

(ст. 160); ограничение труда  женщин на работах в  ночное  время  (ст.  161);

установление  облегченных  условий  труда  беременным  женщинам  (запрещение

ночных, сверхурочных работ, направление в  командировки,  перевод  на  более

легкую работу - ст. 161-164).

      На создание  женщинам-матерям  условий,  позволяющих   сочетать  труд  в

общественном производстве с воспитанием детей,  направлены  следующие меры:

запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и  направление  в

командировки женщин, имеющих  детей в возрасте до 3 лет (ст. 162);  подобного

рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей  в  возрасте  от

3 до 14лет (детей-инвалидов  до 16лет) и могут допускаться  только с  согласия

самих женщин (ст. 163), по желанию  женщины, находящейся в отпуске  по  уходу

за ребенком, она может  работать на условиях неполного рабочего  времени  или

дома  с  сохранением  права  на  получение   пособия   в   период   частично

оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167),  установлены  перерывы

для кормления ребенка, предоставляемые  матери, 'имеющей детей в возрасте  до

полутора лет; эти перерывы включаются в  рабочее  время  и  оплачиваются  по

среднему заработку (ст. 169), на  предприятиях,  в  организациях  с  широким

применением женского труда  организуются детские ясли  и  сады,  комнаты  для

кормления грудных детей  (ст  172);  по  просьбе женщин,  имеющих детей в

возрасте до 14лет, администрация обязана установить  им  неполный  рабочий

день или неполную рабочую  неделю; оплата труда в этих  случаях  производится

пропорционально  отработанному  времени  или  в  зависимости  от  выработки;

подобный режим труда  не влечет  каких-либо  ограничений  в  отношении  стажа

работы и продолжительности  отпуска  (ст.  49).  Женщинам,  имеющим  детей  в

возрасте до 3 лет, а одинокой  матери  -  ребенка в возрасте  до  14  лет,

предоставляются  особые  гарантии  при  приеме  на  работу   и   увольнении:

запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную  плату  по

мотивам, связанным с наличием детей.

      Закон Российской  Федерации от 19.04.91  г  «О  занятости  населения  в

Российской  Федерации»  предоставляет  дополнительные   гарантии   занятости

многодетным родителям,  воспитывающим  несовершеннолетних  детей,  женщинам,

воспитывающим детей дошкольного возраста,  детей-инвалидов,  нуждающимся в

социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы,  путем  создания

дополнительных рабочих  мест и  специализированных  предприятий,  организации

обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).

      Временное   положение  о   порядке   квотирования   рабочих   мест   на

предприятиях,  в  учреждениях  и  организациях  для   лиц,   нуждающихся   в

социальной  защите,  утвержденное  постановлением   Минтруда   о   занятости

населения Российской Федерации  от 11.05.92 т. № 216,  предусматривает  квоты

для приема на работу категорий  населения,  особо  нуждающихся  в  социальной

защите, испытывающих трудности  в  поиске  работы,  одиноких  и  многодетных

родителей, воспитывающих  несовершеннолетних  детей;  женщин,  воспитывающих

детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п. 12).

      4 марта  1993  г  Президент  Российской  Федерации  подписал  Указ  «О

первоочередных  задачах  государственной политики  в   отношении   женщин»,

направленный на обеспечение одинаковых условий для фактического  равноправия

женщин и мужчин  в  политической,  социальной,  экономической  и  культурной

жизни страны, свободного  выбора  самореализации  женщин  во  всех  областях

деятельности.   В   соответствии   с    указом    осуществление    целостной

государственной политики по улучшению положения  женщин  признано  одним  из

приоритетных направлений  социально-экономической политики государства.

      Успешной  ее  реализации  могут  способствовать,  во-первых,  меры  по

созданию   иной   системы   образования,   ориентированной   на    повышение

конкурентоспособности   женской   рабочей   силы,   привлечение   женщин   в

образовательные учреждения с  целью  совершенствования  базовой  подготовки,

повышения  квалификации,  освоения  новых  профессий.   Во-вторых,   система

экономического   стимулирования,    поощрения    предприятий    всех    форм

собственности, сохраняющих  и создающих  рабочие  места  для  женщин,  в  том

числе реализация возможности работать  неполный  рабочий день.  В-третьих,

создание  специальных  консультационно-правовых  служб,  центров  социально-

психологической адаптации, специальных банков данных о  рабочих  местах  для

женщин   в    службах    занятости.    В-четвертых,    поддержка    женского

предпринимательства    социальными,    экономическими    мерами.    В-пятых,

организация и развитие  социальных  услуг,  позволяющих  женщинам  совмещать

родительские обязанности  с трудовой  и  общественной  деятельностью,  в  том

числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми.

      В целях  осуществления общегосударственной  политики в отношении женщин,

укрепления семьи, обеспечения  выживания, защиты и развития детей  образована

общественная Комиссия по вопросам  женщин,  семьи  и  детей  при  Президенте

Российской  Федерации.  Органам  исполнительной  власти  было  рекомендовано

разработать  и  утвердить  региональные  программы  по  улучшению  положения

женщин.

      Большую  координационную работу по формированию  и  реализации  программ

улучшения положения семьи, женщин  и  детей  выполняет  департамент  проблем

семьи, женщин и  детей  бывшего  Министерства  социальной  защиты  населения

России, ныне Министерства труда  и социального развития.  Министерство  имеет

разветвленную структуру  органов управления, в  большинстве  из  которых  уже

образованы подразделения  по работе  с  семьей  и  детьми.  Развивается  сеть

учреждений по оказанию социальных услуг  семьям,  женщинам,  детям;  имеются

свой бюджет, предусматривающий  финансирование семейных,  женских  и  детских

программ,  отраслевую  систему  подготовки  кадров,  научного   обеспечения,

внебюджетные фонды. Департамент  инициирует предложения по  совершенствованию

действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению  социально-

правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие  в  работе

государственных и неправительственных  организаций,  занимающихся  проблемами

семьи, женщин и  детей.  Осуществляется  организационно-методическая  помощь

региональным органам  управления по созданию  учреждений  социальной  службы,

разрабатываются типовые  нормативные документы.  Чрезвычайно  важен  комплекс

задач,  решаемых   департаментом   в   области   анализа,   прогнозирования,

Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию