Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа
Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.
Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение
"Ведь моя дочь меня любит! Лучше пусть узнает, что такое сексуальные
отношения, от меня, а не от какого-нибудь мальчишки", или: "Я прихожу
домой, а она бросается мне на шею, следовательно, она хочет сексуальных
отношений со мной". Насильник повторяет себе это снова и снова, много раз,
пока он не поверит в это. Таким образом, он постепенно преодолевает
внутренние механизмы сдерживания.
3. Внешние механизмы сдерживания (это может быть, например, мать
ребенка, которая обязана все время быть начеку, или тюрьма, куда может
попасть насильник, то есть реальные преграды, мешающие насильнику
осуществить свое намерение.)
4. Сопротивление
самого ребенка. Если
насильник преодолел, а внешних не существует, то ребенка может спасти
только его собственное сопротивление но, к сожалению, большинство детей не
могут предотвратить насилие, так как они не осознают происходящее, не знают
о своем праве сказать насильнику «нет» и не убегают. Почему ребенок не
рассказывает о произошедшем над ним насилия? одна из причин заключается в
том, что большинство матерей не предупреждают своего ребенка, говоря ему:
«Если до тебя кто-то дотронется и тебе это не понравится, приди и скажи мне
об этом.»)
При описании жизни внутри инцестуозной семьи используется подход,
который называется "Анализ семьи как системы". Характерные черты такой
семьи:
- слепое следование членов семьи патриархальным стереотипам
(авторитарность, требовательность отца и беспомощность матери);
- традиционное распределение ролей в такой семье: мать - домохозяйка;
отец - «добытчик»;
- эмоциональная слабость и уязвимость всех членов семьи (в т.ч. отца)
хрупкость внутрисемейных связей;
- предрасположенность семьи к распаду, объясняемая возможно, тем, что
в детстве один из родителей сам пережил распад семьи. В данном случае
жертвы идут на инцестные отношения во имя сохранения семьи, пытаясь таким
образом удержать отца от ухода из семьи. непринятие той роли, которую
играет ребенок в такой семье (а именно, роль родителя и партнера), может
привести к распаду семьи;
- секретность и опасность, которые неизбежно сопровождают инцест,
способствуют сплочению семьи.
Цитата, приведенная ниже, возможно, приблизит нас к пониманию корней
инцеста:
«Процесс,
лежащий в основе
представляет собой скрытое эмоционально-сексуальное напряжение или
конфликте между родителями, замкнутыми в неравном эмоционально-сексуальном
партнерстве и в дистанцированности, характеризующей взаимоотношения матеря
и дочери» (Furniss, 1984, стр.310).
Семьи, в которых допускается инцест, делятся на два типа:
1. Семьи, в которых конфликт избегается. В этом случае отчужденность,
холодность (особенно сексуальная) отца угрожает семье распадом и тогда роль
жены берет на себя дочь, снимая основной источник стресса.
2. Семьи,
в которых конфликт
социальные роли, в них любят спорить, нередко случается насилие в широком
смысле (физическое, эмоциональное, сексуальное), границы между подсистемами
семьи также нарушены. Здесь, как и в первом случае, дочь, боясь распада
семьи, жертвует собой, чтобы смягчить конфликт в супружеских отношениях
между родителями.
У данного
подхода есть некоторые
- он подходит только для объяснения инцеста "отец-дочь", тогда как в
большинстве случаев имеет место инцест не с отцом, а с другим
родственником, не проживающим в семье;
- описанные семейные дисфункции часто ведут не столько к инцесту,
сколько к другим отрицательным воздействиям на психику ребенка (физическое,
эмоциональное насилие);
- данная
теория возлагает основную
на насильника;
- описанные
выше два типа семейных
инцесст, следовательно, теория семьи как системы не дает полного объяснения
происхождению инцеста.
Если женщина фригидна, эмоционально отчуждена и отказывается от своих
супружеских обязанностей, то муж, ищущий иного сексуального партнера, и
дочь, которой не достает материнской ласки, нередко сближаются. В такой
ситуации мать либо пассивно соглашается с ситуацией, либо просто бросает
ребенка, тем самым способствуя возникновению продолжительных инцестуальных
отношений.
Согласно исследованиям Финкельхора (1984) и Германа (1981), такие
факторы, как отсутствие матери или ее болезнь, значительно повышают
вероятность сексуального насилия. 38 % опрошенных женщин были в детстве на
длительное время разлучены со своей матерью, либо по причине ее болезни и
госпитализации, либо по другим обстоятельствам, не позволявшим матерям
находиться с детьми. Наиболее распространенными проблемами таких матерей
были депрессия, алкоголизм, психоз, и другие "загадочные" болезни из-за
которых они казались детям далекими и недоступными. Большинство девочек -
жертв сексуального насилия - пережили дистанцированность и отвержение со
стороны своих матерей и ясно помнят их безразличие к попыткам рассказать о
происходящем или произошедшем инцесте. Второй (после наличия отчима вместо
отца) фактор риска - переживания матерями чувства вины во время обсуждения
сексуальных проблем. Многие авторы отмечают, что матери зачастую отрицают
то, что им известен факт насилия, даже если, доподлинно известно, что они
об этом знают. Многие дочери верили, что их матерям известно или должно
быть известно об инцесте, и с чувством горечи воспринимали невмешательство
матери. Вместе с тем, только меньшинство опрошенных дочерей действительно
рассказали своим матерям или кому-либо еще о факте инцеста, а большинство
из тех, кто сделал это, было разочаровано реакцией матери. Они считали
также, что отцам не хватает внимания и ласки; они берегли эти "особые
отношения" со своим отцом, отчасти, чтобы задеть за живое мать, отчасти
чтобы сохранить нечто, заменявшее им материнскую заботу.
Последствия
таких сложных отношений
серьезными, а именно: в будущем у дочери может нарушиться способность
строить нормальные взаимоотношения в своей собственной семье. Согласно
исследованиям Цая и Вагнера (1978), из 50 женщин, переживших сексуальное
насилие, 31 женщина, которая подверглась этому со стороны своего отца или
отчима, обвиняла мать в случившемся не меньше, чем она обвиняла самого
насильника. Нарушение роли матери как характерный аспект инцестуозной семьи
влечет за собой серьезные изменения в восприятии дочерью себя как будущей
женщины и матери. Она внушает себе, что женщинам присущи враждебность и
конкуренция, что им не доверяют и что мужчины, требовательные и
неустойчивые в своих эмоциональных привязанностях, выбирая ее как
сексуальную партнершу, придают ценность ее существованию. Перечислим
некоторые последствия самого инцестуозного контакта:
- у женщин,
подвергшихся инцесту в
инцесту;
- если дочь остается в семье, то существует опасность повторения
инцеста с ней и/или, не исключено, с ее детьми;
- если же она покидает инцестуозную семью, она рискует стать жертвой
первого насильника, который попадется на ее пути, поставив знак равенства
между сексуальными отношениями
и эмоциональной
Таким образом, учитывая сказанное выше, мы можем видеть, что инцест -
это чрезвычайно сложная социальная проблема со многими составляющими.
Перечисленные выше теории и факты дают не только более глубокое понимадие
взаимосвязанных причин инцеста, но и намечают пути активного и
компетентного вмешательства, предупреждения и реабилитации.
Факт сексуального насилия оказывает на детей и подростков различное
влияние: от незначительного до очень серьезного. Для выявления его
специфики необходимо провести психодиагностическое обследование жертвы и
на основе его результатов проводить реабилитационную работу.
2.2. Стрессовые нарушения
у детей-жертв сексуального
и оказание им психологической помощи
В последнее время средствами массовой информации освещается тема
инцеста, изнасилования и сексуальной эксплуатации детей и подростков,
которые приводят к тяжелым психическим травмам - нарушению их психического
равновесия, к особому психическому состоянию ребенка. однако до сих пор в
России не создана система помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения
и насилия; не проводятся профилактические работы; нет специализированных
Центров для оказания психологической помощи изнасилованным детям; и вузы
страны не готовят психологов. специализирующихся по этой проблеме. А число
детей, пострадавших от сексуального насилия, растет из года в год. По
данным американских исследований, каждая четвертая девушка и каждый шестой
юноша становятся жертвами сексуальных преступлений, не достигнув 18 лет. В
75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники,
родители и лица, их знающие. По данным Информационного Центра МВД, в России
ежегодно около 2 тысяч детей подвергаются сексуальному насилию. Эти цифры
не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи
насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание.
Как правило, насильники стараются запугать жертву, избивают, угрожают
расправой, родители часто боятся огласки, и не всегда дети рассказывают
родителям о случившемся, поэтому только небольшой процент дел, связанных с
сексуальным насилием, доходит до суда и завершается вынесением приговора.
Занимаясь исследованием проблемы жестокого обращения с детьми в НИИ детства
РДФ и одновременно оказывая психологическую помощь жертвам сексуального
насилия, я убедилась, что из 40 случаев изнасилования только в 5 виновные
понесли уголовное наказание, несмотря на то, что 12 детей пострадали от
группового изнасилования.
Еще в 1896 г. 3. Фрейд, исследуя проявления истерии у женщин, высказал
предположение, что причиной этого явления мог быть ранний сексуальный опыт,
предшествующий периоду полового созревания. Но только в 80-е годы нашего
столетия исследователи проблемы сексуального насилия пришли к выводу: у
Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию