Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа
Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.
Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение
Низкий уровень самооценки. Дети, пострадавшие от сексуального насилия,
испытывают чувство
плохо к себе относятся: «Я сама виновата, я махая»; «Я - грязная, и со мной
теперь никто не захочет дружить, только если из плохих компаний».
Большинство из них ожидают, что теперь к ним будут относиться как к
проституткам.
Склонность к самодиструктивному поведению. Занимаясь самоистязанием,
причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться
в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает
в пережитой травмирующей ситуации. Переносить физическую боль ему легче,
чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и
добровольно наказывают себя.
Нарушение
доверия к окружающим людям.
У детей постоянно
ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от
которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные
ситуации.
Диссоциация. Это - экстремальная форма адаптации ребенка. Он как бы
отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения
эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на
ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то
напомнило ему травмирующее событие. Состояние выключенности бывает очень
кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных
способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм,
то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности,
что происходит, правда, довольно редко.
Неконтролируемая сексуальность или отвращение к сексу. У ребенка,
пострадавшего от сексуального насилия, может существенным образом
измениться его дальнейшее психосексуальное развитие. Оно может привести его
к крайним формам: от отвращения и страха близких, интимных, отношений до
постоянной потребности в сексуальных контактах.
Психологические
последствия сексуального
или отдаленными. Посттравматические стрессовые нарушения проявляются у
ребенка сразу же после травмы, в острой форме - от 1 до 3 месяцев; в
хронической форме - если они имеют место свыше 3 месяцев. Отдаленные
психологические последствия сказываются на протяжении всей дальнейшей жизни
ребенка и могут негативно проявляться в различных сферах его
жизнедеятельности.
Содержание
и структура
психологических последствий сексуального насилия зависит от многих
факторов, в том числе от возраста ребенка, от того, кто является
насильником: родители, знакомый ребенку человек или незнакомый; групповое
это насилие или нет; развратные действия и изнасилования совершались на
протяжении длительного времени или только один раз; сопровождалось ли
сексуальное насилие физическим или эмоциональным насилием; угрозами,
шантажом и т.д.
Известный
американский исследователь
детьми, доктор психологии Д. Финкельхор в своей работе «Влияние
травмогенных динамик при сексуальном насилии» выделяет 4 вида таких
динамик:
1) травматическая сексуализация;
2) стигматизация;
3) измена (предательство);
4) беспомощность.
Психологическими проявлениями травматической сексуализа- ции могут
выступать: преувеличение значения сексуальных аспектов; затруднения с
половой идентификацией; проблемы с сексуальными нормами; затруднения с
различением сексуальной любви и любви как заботы; отрицательные ассоциации
в связи с сексуальной
активностью и сексуальным
интимным сексуальным отношениям.
Психологическое воздействие динамики стигматизации: снижение
самооценки; чувство отличия от других; чувство вины, стыда.
Психологические проявления динамики измены (предательства): печаль,
депрессия, чрезмерная зависимость, нарушение способности оценивать
надежность других; подозрения в отношении других людей, особенно мужчин;
гнев, враждебность.
Для травмогенной динамики «беспомощность» характерны: беспокойство,
страх; ощущение утери силы; восприятие себя как жертвы; потребность
контролировать; идентификация себя с насильником.
Д. Финкельхор считает, что у каждого ребенка, пострадавшего от
сексуального насилия, имеется своя иерархия этих травмогенных динамик,
поэтому важно установить, какая из них наиболее выражена, и с учетом этого
организовывать и проводить терапевтическую работу с ребенком.
Каждый
практикующий психолог и
него и отработанные в своей практике методы работы. Мы предлагаем примерную
программу и сценарий индивидуальной психологической работы с детьми
младшего школьного и подросткового возраста, пережившими сексуальное
насилие. Данный вариант разработан американскими специалистами Марианной
Селам, Эин Хзззард, Мэри Симонс, Кэрол Вебб [61 и апробирован автором этой
статьи. Программа состоит из 8 занятий.
Цели 1-2-20 занятий:
Создать атмосферу доверия подростка к психологу и предстоящим
занятиям.
Помочь
ребенку раскрыть свои мысли
и чувства, связанные с
Снизить
тревожность подростка,
самооценку.
1 -е занятие
На первом
занятии психолог стремится
у него напряжение, вызванное ожиданием неизвестного. Для этого используется
любой прием, любая отвлеченная деятельность, позволяющая ребенку проявить
себя, а терапевту поддержать, похвалить его. Можно предложить ему
нарисовать то, что он любит, сложить из бумаги какую-нибудь фигуру, можно
поработать с тестом Люшера. При этом психолог подчеркивает, что он покажет
сделанное ребенком только с его разрешения. Последнее утверждение очень
важно в терапии изнасилованных детей. Когда какой-либо человек физической
силой или угрозами овладел его телом, ребенку становится трудно оказывать
сопротивление и в других жизненных ситуациях. Он как бы утрачивает
способность к самозащите своей личностной суверенности. Ему нужно помогать
восстанавливать эту способность. Иначе он потом может снова попасть в
ситуацию, когда объективно мог бы сопротивляться насилию, но у него не
хватает внутренней силы для этого. Надо помогать ему осознавать свое право
на личностный суверенитет.
На этом этапе полезно задавать подростку вопросы, позволяющие
психологу лучше его узнать: Любишь ли ты рисовать? Делать какие- либо вещи?
Кто тебя этому научил? и т.д.
Важно дать ребенку представление о его уникальности, личностной
ценности, а также общности его со сверстниками. Например, сказать, что у
ребенка очень интересное имя, фамилия, или что он замечательно рисует. У
всех детей, переживших сексуальное насилие, возникает чувство непохожести
на своих сверстников, с которыми таких вещей не происходило. И чтобы
вернуть им чувство уверенности в общении со сверстниками, им надо постоянно
подчеркивать их сходство с детьми этого возраста. Например, сказать: «О, ты
любишь фиолетовый цвет. Большинство девочек и мальчиков твоего возраста
тоже любят этот цвет».
Второй этап занятия посвящается обсуждению истории, связанной с
насилием (20-30 минут). На этом этапе решаются следующие задачи: ' помочь
ребенку актуализировать чувства, связанные с насилием,
и вынести их наружу;
способствовать
преодолению болезненного
детей и восстановить уверенность в обратном.
К этому
занятию психолог готовит
девочкой или мальчиком. Одна история касается ребенка, который неоднократно
подвергался сексуальным домогательствам со стороны знакомых людей (отца,
отчима, родственников и знакомых). Другая история связана с ребенком
(девочкой, мальчиком), который однажды был изнасилован незнакомым или
малознакомым человеком с использованием физической силы. Зачитывать следует
ту историю, которая больше подходит к реальной ситуации ребенка. В тексте
рассказа будут неоднократно появляться вопросы, на которые, желательно,
чтобы ребенок дал ответ.
Этот прием используется потому, что иногда затруднительно начинать
терапевтическую работу с разбора собственной истории изнасилованного
ребенка, особенно это касается детей младшего школьного возраста.
Прикасаясь к истории сверстника, ребенок опосредованно выносит наружу те
переживания, которые терзают его самого.
2-е занятие
Во время
второй встречи можно
насилия. Это не обязательно должна быть копия события. пусть ребенок
представит насилие так, как он захочет и сможет. Если насилие совершалось
неоднократно, лучше изобразить последнее событие или наиболее неприятное
для него. А потом поговорить на тему рисунка, пытаясь выяснить: Как
воздействовал насильник? Подкупал? Угрожал? Что он говорил? Пыталась ли
жертва сопротивляться? Что для ребенка было самым неприятным? Почему
ребенку тяжело об этом рассказывать? Некоторым детям очень трудно
рассказывать о насилии, поэтому не обязательно строго придерживаться
предлагаемого плана занятий. Это ориентир, который в соответствии с
ситуацией может быть подвергнут корректировке.
Еще одна методика: Деление круга на части (15-20 мин.).
Ребенку предлагается раскрасить круг, чтобы показать, что он думает о
том что с ним случилось. Задание дается так: «Раздели круг на части - одну
часть ты можешь оставить для себя, другую - для человека который совершил
насилие, остальные части можешь отдать тем людям, которые, как ты думаешь,
отвечают за то, что с тобой произошло. Делай эти части большими или
маленькими, какими ты захочешь: чем больше человек виноват в случившемся,
тем больше ему достается часть. Каждую часть круга раскрась цветом, каким
захочешь».
Большинство детей считают, что они сами виноваты в случившемся. Они
могут сами объяснить, в чем они виноваты, как правило, много причин для
объяснения находится у подростков, а детям младшего школьного возраста
Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию