Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание

Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.

Содержание

Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по технологии.docx

— 129.56 Кб (Скачать документ)

      Низкий  уровень самооценки. Дети, пострадавшие  от сексуального насилия,

испытывают чувство беспомощности, вины, неверия в свои силы и, как  правило,

плохо к себе относятся: «Я сама виновата, я махая»; «Я - грязная, и со  мной

теперь  никто  не  захочет  дружить,  только  если  из   плохих   компаний».

Большинство из них  ожидают,  что  теперь  к  ним  будут  относиться  как  к

проституткам.

      Склонность  к самодиструктивному поведению.  Занимаясь самоистязанием,

причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе  вернуться

в реальную жизнь, так как  в своих мыслях и чувствах он  постоянно  пребывает

в пережитой травмирующей ситуации. Переносить  физическую  боль  ему  легче,

чем испытывать боль  душевную.  Кроме  того,  они  считают  себя  плохими  и

добровольно наказывают себя.

      Нарушение  доверия к окружающим людям.  У детей  постоянно  присутствует

ощущение опасности.  Они  боятся  взрослых,  причем  не  только  мужчин,  от

которых чаще исходит  насилие,  но  и  женщин,  их  пугают  новые  жизненные

ситуации.

      Диссоциация.  Это - экстремальная форма адаптации  ребенка.  Он  как  бы

отделяет себя  от  тела  и  погружается  в  свои  мысли,  достигая  ощущения

эмоционального  безразличия  к  миру.  Такое  состояние  может  находить  на

ребенка внезапно, даже во время  игры, если  кто-то  его  обидел  или  что-то

напомнило ему травмирующее событие.  Состояние  выключенности  бывает  очень

кратковременным, но если ребенок  не  найдет  других,  более  конструктивных

способов адаптации и  будет часто практиковать  подобный  защитный  механизм,

то это может привести к раздвоению  личности,  к  множественности  личности,

что происходит, правда, довольно редко.

      Неконтролируемая  сексуальность или  отвращение  к  сексу.  У  ребенка,

пострадавшего  от   сексуального   насилия,   может   существенным   образом

измениться его дальнейшее психосексуальное развитие. Оно может привести  его

к крайним формам: от отвращения и страха  близких,  интимных,  отношений  до

постоянной потребности  в сексуальных контактах.

      Психологические  последствия сексуального насилия  могут быть ближайшими

или  отдаленными.  Посттравматические  стрессовые  нарушения  проявляются  у

ребенка сразу же после  травмы, в острой  форме  -  от  1  до  3  месяцев;  в

хронической форме -  если  они  имеют  место  свыше  3  месяцев.  Отдаленные

психологические последствия  сказываются на протяжении всей дальнейшей  жизни

ребенка   и   могут   негативно   проявляться   в   различных   сферах   его

жизнедеятельности.

      Содержание  и  структура  симптомокомплекса  ближайших  и   отдаленных

психологических  последствий  сексуального   насилия   зависит   от   многих

факторов,  в  том  числе  от  возраста  ребенка,  от  того,   кто   является

насильником: родители, знакомый ребенку человек  или  незнакомый;  групповое

это насилие или нет; развратные  действия  и  изнасилования  совершались  на

протяжении длительного времени или только  один  раз;  сопровождалось  ли

сексуальное  насилие  физическим  или  эмоциональным   насилием;   угрозами,

шантажом и т.д.

      Известный  американский исследователь проблемы  жестокого  обращения  с

детьми,  доктор  психологии  Д.   Финкельхор   в   своей   работе   «Влияние

травмогенных  динамик при сексуальном насилии»  выделяет  4  вида   таких

динамик:

      1) травматическая  сексуализация;

      2) стигматизация;

      3) измена (предательство);

      4) беспомощность.

      Психологическими  проявлениями  травматической  сексуализа-  ции  могут

выступать:  преувеличение  значения  сексуальных  аспектов;  затруднения   с

половой идентификацией;  проблемы  с  сексуальными  нормами;  затруднения  с

различением сексуальной  любви и любви как заботы;  отрицательные  ассоциации

в связи с сексуальной  активностью и сексуальным возбуждением;  отвращение  к

интимным сексуальным  отношениям.

      Психологическое   воздействие   динамики    стигматизации:    снижение

самооценки; чувство отличия  от других; чувство вины, стыда.

      Психологические  проявления динамики  измены  (предательства):  печаль,

депрессия,   чрезмерная   зависимость,   нарушение   способности   оценивать

надежность других; подозрения в отношении  других  людей,  особенно  мужчин;

гнев, враждебность.

      Для травмогенной динамики  «беспомощность» характерны:  беспокойство,

страх;  ощущение  утери  силы;  восприятие  себя  как  жертвы;   потребность

контролировать; идентификация  себя с насильником.

      Д.  Финкельхор  считает,  что у каждого ребенка,  пострадавшего от

сексуального насилия,  имеется  своя  иерархия  этих  травмогенных  динамик,

поэтому важно установить, какая из них наиболее выражена, и с  учетом  этого

организовывать и проводить  терапевтическую работу с ребенком.

      Каждый  практикующий психолог и психотерапевт  использует привычные  для

него и отработанные в  своей практике методы работы. Мы предлагаем  примерную

программу  и  сценарий  индивидуальной  психологической  работы   с   детьми

младшего  школьного  и  подросткового  возраста,   пережившими   сексуальное

насилие. Данный вариант  разработан  американскими  специалистами  Марианной

Селам, Эин Хзззард, Мэри Симонс, Кэрол Вебб [61 и апробирован автором этой

статьи. Программа состоит  из 8 занятий.

      Цели 1-2-20 занятий:

      Создать  атмосферу доверия подростка  к психологу и предстоящим

      занятиям.

      Помочь  ребенку раскрыть свои мысли  и чувства, связанные с насилием.

      Снизить  тревожность подростка, ослабить  его  самопорицание,  повысить

самооценку.

      1 -е занятие

      На первом  занятии психолог стремится расположить  ребенка к себе, снять

у него напряжение, вызванное  ожиданием неизвестного. Для этого  используется

любой прием, любая отвлеченная  деятельность,  позволяющая  ребенку  проявить

себя,  а  терапевту  поддержать,  похвалить  его.   Можно   предложить   ему

нарисовать то, что он любит, сложить из бумаги  какую-нибудь  фигуру,  можно

поработать с тестом Люшера. При этом психолог подчеркивает, что он  покажет

сделанное ребенком только с его разрешения.  Последнее утверждение очень

важно в терапии изнасилованных детей. Когда  какой-либо  человек  физической

силой или угрозами овладел  его телом, ребенку  становится  трудно  оказывать

сопротивление  и  в  других  жизненных  ситуациях.  Он  как  бы   утрачивает

способность к самозащите своей личностной суверенности. Ему  нужно  помогать

восстанавливать эту способность.  Иначе  он  потом  может  снова  попасть  в

ситуацию, когда объективно мог бы  сопротивляться  насилию,  но  у  него  не

хватает внутренней силы для  этого. Надо помогать ему осознавать  свое  право

на личностный суверенитет.

      На  этом  этапе  полезно  задавать  подростку   вопросы,   позволяющие

психологу лучше его узнать: Любишь ли ты рисовать? Делать какие- либо  вещи?

Кто тебя этому научил? и  т.д.

      Важно   дать  ребенку  представление   о  его  уникальности,  личностной

ценности, а также общности его со сверстниками.  Например,  сказать,  что  у

ребенка очень интересное имя, фамилия, или что  он  замечательно  рисует.  У

всех детей, переживших сексуальное  насилие,  возникает  чувство  непохожести

на своих сверстников,  с  которыми  таких  вещей  не  происходило.  И  чтобы

вернуть им чувство уверенности  в общении со сверстниками, им надо  постоянно

подчеркивать их сходство с детьми этого возраста. Например, сказать: «О,  ты

любишь фиолетовый цвет. Большинство  девочек  и  мальчиков  твоего  возраста

тоже любят этот цвет».

      Второй  этап  занятия  посвящается   обсуждению  истории,  связанной   с

насилием (20-30 минут). На этом этапе решаются следующие  задачи:  '  помочь

ребенку актуализировать  чувства, связанные с насилием,

      и вынести  их наружу;

      способствовать  преодолению болезненного чувства  непохожести на  других

детей и восстановить уверенность  в обратном.

      К этому  занятию психолог готовит описание  двух историй о  насилии   над

девочкой или мальчиком. Одна история касается ребенка, который  неоднократно

подвергался сексуальным  домогательствам со  стороны  знакомых  людей  (отца,

отчима,  родственников  и  знакомых).  Другая  история  связана  с  ребенком

(девочкой,  мальчиком),  который  однажды  был   изнасилован  незнакомым  или

малознакомым человеком  с использованием физической силы. Зачитывать  следует

ту историю, которая больше подходит к реальной ситуации  ребенка.  В  тексте

рассказа будут неоднократно  появляться  вопросы,  на  которые,  желательно,

чтобы ребенок дал ответ.

      Этот прием  используется потому,  что   иногда  затруднительно  начинать

терапевтическую  работу  с  разбора  собственной   истории   изнасилованного

ребенка,  особенно  это  касается   детей   младшего   школьного   возраста.

Прикасаясь к истории  сверстника, ребенок  опосредованно  выносит  наружу  те

переживания, которые терзают  его самого.

      2-е занятие

      Во время  второй встречи можно  попросить   ребенка  нарисовать  картину

насилия. Это  не  обязательно  должна  быть  копия  события.  пусть  ребенок

представит насилие так, как он захочет и сможет.  Если  насилие  совершалось

неоднократно, лучше изобразить последнее  событие  или  наиболее  неприятное

для него.  А  потом  поговорить  на  тему  рисунка,  пытаясь  выяснить:  Как

воздействовал насильник? Подкупал? Угрожал?  Что  он  говорил?  Пыталась  ли

жертва  сопротивляться?  Что  для  ребенка  было  самым  неприятным?  Почему

ребенку  тяжело  об  этом  рассказывать?  Некоторым   детям   очень   трудно

рассказывать  о  насилии,  поэтому  не  обязательно  строго   придерживаться

предлагаемого  плана  занятий.  Это  ориентир,  который  в  соответствии   с

ситуацией может быть подвергнут корректировке.

      Еще одна  методика: Деление круга на части  (15-20 мин.).

      Ребенку  предлагается раскрасить круг, чтобы  показать, что он думает  о

том что с ним случилось. Задание дается так: «Раздели круг на части -  одну

часть ты можешь оставить для  себя, другую - для  человека  который совершил

насилие, остальные части  можешь отдать тем людям, которые, как  ты  думаешь,

отвечают за то,  что  с  тобой  произошло.  Делай  эти  части  большими  или

маленькими, какими ты захочешь: чем больше человек  виноват  в  случившемся,

тем больше ему достается  часть. Каждую часть круга  раскрась  цветом,  каким

захочешь».

      Большинство  детей считают, что они сами  виноваты  в  случившемся.  Они

могут сами объяснить, в чем  они виноваты,  как  правило,  много  причин  для

объяснения находится  у  подростков,  а  детям  младшего  школьного  возраста

Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию