Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа
Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.
Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение
жертв изнасилования проявляются те же симптомы, что и у люден, переживших
сильную травму (участие в военных конфликтах, землетрясения, потерю близких
и др.), т.е. для них характерны посттравматические стрессовые нарушения [1;
2; 2', 4; 51. В первый день совершения изнасилования ребенок может
находиться в состоянии шока: он не совсем понимает, где он находится, что с
ним происходит, хотя машинально может выполнять все, что от него требуют.
Потом ему будет трудно вспомнить, что он делал. Его чувства притуплены, он
как бы пребывает во сне. Иногда шоковое состояние продолжается и на
следующий день. Через день наступает фаза отрицания. Появляется сильное
желание отказаться от ситуации, убедить себя, что .это было не со мной. А
на 3-4-й день возникает депрессия: не хочется жить, не хочется ничего
делать: ходить в школу, учить уроки, общаться с окружающими. Приходится
признать: то, что произошло, - правда, и никуда от этого не уйти. Период
депрессии может длиться до 10 дней, может затянуться и на более длительный
срок. Затем его охватывает гнев. Он может быть обращен на насильника, на
милицию, на родителей, на других людей, на все общество. Следующий этап -
принятие решений. Решения могут быть разные: например, ребенок рассказывает
кому-то о том, что с ним произошло, или принимает решение молчать; он
обращается к кому-то за помощью или пытается что-то делать, чтобы
избавиться от тяжелого состояния. Длительность каждого этапа различна, это
зависит как от самого человека, так и от объективной ситуации. У маленьких
детей, у которых еще не сформировалось мировоззрение и рефлексия, эти этапы
не прослеживаются, но каждый подросток, подвергшийся сексуальному насилию,
так или иначе проходит через состояние шока, отрицание ситуации, депрессию,
гнев, процесс принятия решений. Иногда период отрицания ситуации
сопровождается гневом. Опасно, когда гнев выливается на все и на всех. Его
нужно сфокусировать.
Ребенок, пострадавший от сексуального насилия, может длительное время
находиться в состоянии посттравматического стресса (ПТС), особенно если он
не проходил восстановительного
лечения или сеансов
могут проявлять три типа поведенческой реакции:
1) экспрессивный: ребенок проявляет сильные эмоции, может плакать,
кричать, рыдать или смеяться, дрожать, раскачиваться, но главное - он не
может контролировать свои эмоции;
2) контролирующий: ребенок пытается сдерживать себя, и внешне его
поведение не отличается от обычного или он даже выглядит спокойнее
обычного,
3) шоковый:
ребенок как бы оглушен,
произошло. Эти типы поведенческих реакций могут сменять друг друга.
Признаки ПТС:
- навязчивые воспоминания, образы, мысли. Они могут возникать
спонтанно, в любое время дня и ночи, без связи с контекстом травмы.
Например, во время школьных уроков, на занятиях перед глазами может
возникнуть картина насилия, и ребенок снова окажется в плену негативных
переживаний и страхов. Обычно это состояние настолько сильное, что он на
какое-то время полностью теряет чувство реальности и не может адекватно
отвечать на вопросы и замечания учителей и одноклассников, реагировать на
окружающих.
У маленьких детей навязчивые воспоминания можно наблюдать в игровой
деятельности. В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они
вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.
Например, 4-летняя девочка,
которая подверглась
со стороны сожителя матери, играя в доктора, постоянно прикладывала
различный врачебный игрушечный инструментарий к интимным местам кукол.
Обычно дети в таких повторяющихся играх выглядят безучастными, не
улыбаются, и создается впечатление, что они не получают удовольствия от
игры;
- интенсивный психологический дистресс, возникающий при столкновении с
чем-то, символизирующим травму.
Воспоминания могут возникать и ассоциативно, когда что-то,
напоминающее перенесенную травму, вновь актуализирует переживания.
Например, вид человека, внешне похожего на насильника, окружающая
обстановка, звуки или запахи, связанные с травмирующим событием, могут
вновь его визуализировать, что приводит к тяжелому, устойчивому дистрессу.
Прикосновения тоже могут напоминать о перенесенной травме. Шестилетняя
девочка в 5 лет была изнасилована собутыльником отца. В первые месяцы
пребывания в приюте для детей и подростков она очень привязалась к
медсестре, полюбила ее и называла мамой. Но, когда медсестра обнимала и
целовала девочку, она сразу цепенела, настораживалась и как бы
прислушивалась к своим ощущениям. Только после 5-6 месяцев жизни в приюте
она стала более спокойно и адекватно реагировать на прикосновение любимого
человека;
- повторяющиеся
кошмарные сны о событии.
переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же
обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и
просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им
снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником
становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то
незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от
преследователя. У маленьких детей сны носят символический характер. Их тоже
мучают кошмары, но «героями» являются не реальные люди, которых они боятся,
а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь,
черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и
др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто
просыпаются и плачут;
- чувства, как будто то, что происходило во время травмировавших
событий, происходит снова в настоящем. У подростков и у детей младшего
школьного возраста могут возникать иллюзии, галлюцинации, особенно в
вечернее время или при недостатке освещения. Например, 14-летняя девушка,
пострадавшая от группового изнасилования (10 чел.), на протяжении 3 месяцев
поздно вечером постоянно «видела» в углу своей комнаты одного из
преступников, черты лица которого приобретали уродливый характер, пальцы
рук превращались в когти, слышались угрозы с его стороны. Указанные
расстройства восприятия вызывали панические реакции бегства, матери с
большим трудом удавалось успокоить дочь.
Ощущения повторения ситуации насилия могут усиливаться результате
опьянения, а также в первый момент пробуждения ото сна. У маленьких детей
такие чувства могут возникать от «соматических воспоминаний», т.е.
возникновение в памяти ощущений в определенных частях тела;
- физиологическая реактивность. У детей могут быть покраснения кожи,
повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие
физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму. Например,
внезапная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче
сексуальное насилие. У детей, жертв насилия, часто бывает энурез;
- стремление избегать всего, что связано с травмой. Ребенок не желает
думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех
местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся
сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.
Многие дети, чаще всего младшего школьного возраста, рассказывали, что они
просили родителей выбросить одежду, которая была на них во время
изнасилования, т.к. она напоминала им о случившемся;
- забывание (амнезия) того, что произошло. Какая-то часть жизни как бы
выпадает из памяти;
- существенное снижение интереса к тому, что раньше его занимало;
мысли о смерти или попытки самоубийства; депрессивные переживания. Чем
меньше возраст, тем реже возникают депрессивные состояния и суицидальные
тенденции. Ребенок может не говорить, что у него плохое настроение, но
депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно
играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти,
попытки суицида не возникают. Поэтому у детей, моложе 6-8 лет, суицидальные
тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное
насилие, очень часто возникают мысли о смерти, а иногда возможны попытки
самоубийств;
- возникает чувство непохожести на других, отторжения, отстраненности
и одиночества. Особенно эти чувства болезненно переживаются подростками,
которым в силу их возраста хочется быть похожими на сверстников, ощущать
чувство общности, принадлежности к какой-либо группе;
- невозможность
переживать удовольствие от
неспособность любить или ненавидеть;
- возникает
чувство, что нет больше
в жизни больше не ждет; все самое лучшее осталось в раннем детстве.
У детей, пострадавших от сексуального насилия, проявляются типичные
для них симптомы:
Наличие страхов. Их может быть много, и часто они имеют сильную
степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в
комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти
по улице и многое другое.
Повышенная возбудимость или чрезмерная бдительность. Так, дети
становятся гиперактивными, они не могут усидеть на месте, постоянно ерзают,
проявляют беспокойство. Но может возникать и повышенная бдительность, когда
ребенок постоянно проверяет, находятся ли его вещи на месте, закрыл ли он
квартиру и др.
Регресс
в поведении. Ребенок
он ранее усвоил или привык делать, словно он совсем маленький. Например,
младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить, подросток -
играть в куклы.
Агрессивность по отношению к другим. У детей бывают резкие вспышки
раздражения, они не контролируют себя, дерутся, жестоко обращаются с
животными, проявляют сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они
вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек
обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а
девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.
Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию