Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа
Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.
Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение
информации и научных исследований социально-экономических проблем семьи,
женщин и детей.
Учитывая,
что проблемы улучшения
межведомственным каналам. Правительство Российской Федерации рассматривает
вопрос о создании соответствующих структурных подразделений в Министерстве
экономики, Федеральной службе занятости для взаимодействия с уже имеющимися
подразделениями в Минздраве, Мин образовании и Министерстве труда и
социального развития.
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
Сфера наших профессиональных интересов - уголовная политика, и
изучение проблем семьи мы ведем через призму преступности и правонарушений.
Это кривое зеркало, но оно надежно.
В правовом
или в социально-правовом
систематическое причинение другому лицу физических, нравственных страданий,
унижение его чести и достоинства и тому подобное. Проблемы жестокости
внутри семьи, в том числе и по отношению к детям - проблемы международного
характера. Мы систематически следим за ситуацией за рубежом, она
сопоставима с нашей.
Несколько цифровых характеристик. Сейчас в семьях, откуда выходят
правонарушители, жестокость имеет место в 40-45% случаев, то есть
практически в каждой второй - третьей такой семье. К сожалению, в
контрольной группе, то есть в семьях обычных граждан, жестокость в
отношении друг к друг у в отношении детей имеет место не менее, чем в 20%
случаев, фактически в каждой пятой семье.
Таковы
количественные масштабы
Каковы причины? Прежде всего это многовековые традиции патриархального
воспитания. В таком замечательном памятнике нашей культуры, как
«Домострой», вы увидите рекомендацию: «сечь чадо, пока оно лежит поперек
лавки, потому что когда оно будет лежать вдоль лавки, уже будет поздно».
Вторая причина - это опять же многовековой, а не только культивируемый
в течении последних 70 лет культ жестокости в отношении низших социальных
слоев, в отношении друг друга.
Этот культ непрерывно н расширенно воспроизводился н воспроизводится
сейчас. Наше изучение общественного мнения показывает, что гуманизации
современного общества пока не происходит. Наоборот, имеются тревожные
тенденции роста взаимной жестокости, а потому наш прогноз в этой сфере
скорее пессимистический. Пик ожесточения наши прогнозисты относят на 1992
год.
Третья причина - это низкий уровень общей -и правовой культуры
общества. Здесь было сообщение о конвенции о правах ребенка и о наших
обязательствах, вытекающих из этого документа, тем более, что он
ратифицирован Верховным Советом СССР. По-видимому, он обязательно должен
быть ратифицирован и в суверенных республиках. Так вот, в нашем
общественном мнении пока, вопреки конвенции, ребенок и другой объект
жестокого обращения рассматривается именно как объект воздействия, а не как
субъект взаимодействия.
Это один
из наиболее неприятных
демагогической культуры. Признанием того что ребенок имеет свою честь и
свое достоинство, тоже пока свойственно незначительному меньшинству семей,
воспитывающих детей.
Наконец, еще две социальные причины. Одна из них - это бессилие в
определении и достижении позитивных воспитательных целей. В определенной
степени это бессилие производно от многократного умножения в среде нашего
населения лиц со сниженными умственными способностями. 20 лет назад их у
нас в школьном контингенте было 0,3%, сейчас их уже в этом же контингенте
4%. Родители не могут добиться успехов этих детей в обычном коллективе и в
ряде случаев, по подстрекательству школы, которая вкладывает ремень в
родительские руки, избивают детей, пытаясь заставить их делать то, на что
дебилы неспособны.
Ежегодно детей со сниженным умственным развитием у нас прибавляется на
100-120 тысяч человек. Я имею в виду территорию всей страны, включая
отделившиеся республики.
Наконец, последняя причина - это стрессовое состояние родителей,
несмотря на свое терпение доведенных до отчаяния тем, что происходит в
магазинах, в транспорте, на производстве, тем каскадом черных новостей,
которые на них обрушиваются из средств массовой информации.
Совокупность всех этих факторов, к сожалению, делает неизбежным
достаточно пессимистический в прямом смысле этого слова вывод о развитии
ситуации, связанной с жестокостью в семье, в том числе и в отношении детей.
Мотивация этой жестокости имеет четыре основных блока. Во-первых, это
воспитательный блок, стремление изменить поведение детей, чего бы это ни
стоило. Сейчас такая мотивация просматривается максимум в половине случаев
жестокого обращения. На первый план в настоящее время выходит месть.
Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится
заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и
просит.
Далее, речь идет о разрядке на более слабых членах семьи от
стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией.
И наконец,
последний, самый неприятный
выявляется в значительной части, в уже более чем 10% случаев. Речь, идет о
жестокости как самоцели. Избиение происходит ради избиения, человек
получает удовольствие от самого факта издевательства над ближними.
Усиление
доли такого мотива с точки
зрения криминально-
это самое тревожное явление. Кстати, оно идет параллельно с ростом
жестокости по мотивации
самоцели и в преступлениях
десять лет тому назад мы говорили о том, что подавляющая часть преступлений
несовершеннолетних - это озорство, то в настоящее время мотивация
значительной части этих преступлений сближается со взрослыми, все
отчетливее проявляется агрессия и жестокость как самоцель.
Проблема жестокости - это не только проблема семьи. Значительную долю
ответственности за создавшееся положение дел несут учебные заведения,
которые, с одной стороны, демонстрируют образцы жестокости, издевательства
над учащимися в буквальном смысле этого слова, а с другой - ряд уголовных
дел хотя бы по Санкт-Петербургу, которые прошли начиная с 1985 года,
наглядно иллюстрируют проблему жестокости к детям в школах и домах-
интернатах.
Анализ этих дел позволил установить вероятность использования
работниками школ жестоких мер и методов обратно пропорционально их
педагогической культуре: 80% фактов жестокости в школе приходится на
учителей без высшего педагогичен кого образования. Интенсивность этих
проявлений по отношению к детям среди этой категории в четыре раза выше.
Школа скрывает жестокость. Последствием жестокого обращения с детьми в
половине случаев является стойкое изменение характера, включая развитие
лживости, трусливости и ряда других черт, которые потом мешают социальной
адаптации растущих.
Выделим еще один факт. В каждом четвертом случае прямая социальная
дезадаптация детей и подростков происходит в результате бегства из дома. По
примерным оценкам различных ведомств, ежегодно у нас бегают 130-160 тысяч
детей.
Наконец,
в 10% случаев в результате
жестокого обращения
стойкий ущерб физическому и психическому здоровью детей. Школа знает в двух
случаях из пяти о таком развитии ситуации, но скрывает, не сообщая об этом
органам социальной защиты детей. Достаточно сказать, что школа знает о
семьях, в которых жестоко обращаются с детьми, в 8-10 раз больше, чем
инспекция по делам несовершеннолетних. Знают, но не сообщают.
Инспекция по делам несовершеннолетних взяла на учет 124 тысячи таких
семей, а практически речь должна идти о 8-10% всех семей, воспитывающих
детей.
Выдвину еще несколько тезисов. Прошу обратить внимание на
соседствующее с жестоким обращением с детьми такое явление, как
детоубийство.
У нас в год в среднем производится 300-400 убийств новорожденных детей
по стране. С правовой точки зрения, такое явление может квалифицироваться в
Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах.
Вместе с тем, несмотря на видимое варварство этих преступлений, речь
идет, как правило, о действиях женщины, находящейся в стрессовом состоянии,
не полностью вменяемой, а иногда и не видящей выхода из создавшейся
ситуации. Приведу один факт, в который участникам семинара, наверно, будет
трудно поверить: 10-15% женщин - строительных рабочих не знают, что у нас
разрешены аборты.
Теперь
о структуре жестокого
не всегда принимается во внимание. Мы зачастую отождествляем жестокость
лишь с побоями. Но оказалось, что субъекты жестокого обращения более
изобретательны. До 20% случаев жестокого обращения характеризуются пыткой
гоподом, лишением пищи, а иногда и воды. Еще 10% случаев - это незаконное
лишение свободы, если говорить правовым языком. Иными словами, это
запирание в чулан, в подвал и тому подобное.
Наконец, не считаясь с угрозой закона, в 20% случаев осуществляется
прямое изгнание из дома: «Убирайся!»
Структура
жестокого обращения
на первый взгляд.
Теперь - состояние и перспективы борьбы с жестоким обращением по
отношению к детям.
По примерным
оценкам, реагирование в
имеет место лишь в 7% случаев жестокого обращения, фактически девять
десятью этих случаев латентны, они не попадают в сферу воздействия, влияния
правоохранительных органов. Это тем более опасно, что законодательное
регулирование этих проблем у нас развито хорошо и даже наши коллеги за
рубежом находят кое-что для себя интересное в нашем законодательстве.
К примеру,
у нас предусмотрено
лиц, а именно они являются основным контингентом жестокого обращения в
семье. Предусмотрено, хотя и почти не применяется выселение этих лиц из
жилища в том случае, если они не дают возможности жить другим членам семьи.
Предусматривается
лишение и временное
Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию