Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание

Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы
социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как
социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть
зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить
действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти
пути разрешения данного вопроса.

Содержание

Введение
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.
1.1. Социальное положение женщин в России
1.2. Государственная политика по улучшению положения женщин
1.3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
1.4. Формы социальной работы с женщинами и детьми
1.5. Учреждения социального обслуживания, оказывающие
помощь женщинам
1.5.1. Шведский опыт
Глава 2 Психологический аспект проблемы насилия над женщинами и
детьми
2.1. Сексуальное насилие в семье
2.2. Стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия
и оказание им психологической помощи
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по технологии.docx

— 129.56 Кб (Скачать документ)

информации и научных  исследований  социально-экономических  проблем  семьи,

женщин и детей.

      Учитывая, что проблемы улучшения положения  женщин должны  решаться  по

межведомственным каналам. Правительство Российской  Федерации  рассматривает

вопрос о создании соответствующих  структурных подразделений  в  Министерстве

экономики, Федеральной службе занятости для взаимодействия с  уже  имеющимися

подразделениями  в  Минздраве,  Мин  образовании  и  Министерстве  труда   и

социального развития.

1.3.  Социально-правовые  проблемы жестокого обращения  с детьми

 

      Сфера   наших  профессиональных  интересов  -  уголовная  политика,   и

изучение проблем семьи  мы ведем через призму преступности и  правонарушений.

Это кривое зеркало, но оно  надежно.

      В правовом  или в социально-правовом понимании  жестокость - это  всякое

систематическое причинение другому лицу физических, нравственных  страданий,

унижение его чести  и  достоинства  и  тому  подобное.  Проблемы  жестокости

внутри семьи, в том  числе и по отношению к детям -  проблемы  международного

характера.  Мы  систематически  следим  за   ситуацией   за   рубежом,   она

сопоставима с нашей.

      Несколько  цифровых характеристик.  Сейчас  в  семьях,  откуда  выходят

правонарушители,  жестокость  имеет  место  в  40-45%   случаев,   то   есть

практически  в  каждой  второй  -  третьей  такой  семье.  К  сожалению,   в

контрольной  группе,  то  есть  в  семьях  обычных  граждан,  жестокость   в

отношении друг к друг у  в отношении детей имеет место  не менее,  чем в 20%

случаев, фактически в каждой пятой семье.

      Таковы  количественные масштабы проблемы.

      Каковы  причины? Прежде всего это многовековые традиции патриархального

воспитания.  В   таком   замечательном   памятнике   нашей   культуры,   как

«Домострой», вы увидите  рекомендацию: «сечь чадо,  пока  оно  лежит  поперек

лавки, потому что когда  оно будет лежать вдоль лавки, уже будет поздно».

      Вторая  причина - это опять же многовековой, а не только культивируемый

в течении последних 70 лет культ жестокости в отношении низших  социальных

слоев, в отношении друг друга.

      Этот культ  непрерывно н расширенно воспроизводился  н  воспроизводится

сейчас. Наше  изучение  общественного  мнения  показывает,  что  гуманизации

современного  общества  пока  не  происходит.  Наоборот,  имеются  тревожные

тенденции роста взаимной жестокости, а  потому  наш  прогноз  в  этой  сфере

скорее пессимистический. Пик ожесточения наши прогнозисты  относят  на  1992

год.

      Третья  причина  -  это  низкий  уровень   общей  -и  правовой  культуры

общества. Здесь было сообщение  о  конвенции  о правах  ребенка и о наших

обязательствах,  вытекающих  из  этого  документа,   тем   более,   что   он

ратифицирован Верховным  Советом СССР.  По-видимому,  он  обязательно  должен

быть  ратифицирован  и в суверенных  республиках.   Так   вот,   в   нашем

общественном  мнении  пока,  вопреки конвенции,  ребенок и другой  объект

жестокого обращения рассматривается  именно как объект воздействия, а  не  как

субъект взаимодействия.

      Это один  из наиболее неприятных показателей  низкой культуры общения  и

демагогической культуры. Признанием того что  ребенок  имеет  свою  честь  и

свое достоинство, тоже пока свойственно незначительному  меньшинству  семей,

воспитывающих детей.

      Наконец,  еще две социальные причины.  Одна из  них  -  это  бессилие  в

определении и достижении позитивных  воспитательных  целей.  В определенной

степени это бессилие производно от многократного умножения  в  среде  нашего

населения лиц со сниженными умственными способностями. 20  лет  назад  их  у

нас в школьном контингенте  было 0,3%, сейчас их уже в  этом  же  контингенте

4%. Родители не могут  добиться успехов этих детей  в обычном коллективе  и   в

ряде случаев,  по  подстрекательству  школы,  которая  вкладывает  ремень  в

родительские руки, избивают детей, пытаясь заставить их делать  то,  на  что

дебилы неспособны.

      Ежегодно  детей со сниженным умственным  развитием у нас прибавляется  на

100-120 тысяч человек.  Я   имею  в  виду  территорию  всей  страны,  включая

отделившиеся республики.

      Наконец,  последняя  причина  -  это   стрессовое  состояние  родителей,

несмотря на свое терпение доведенных  до  отчаяния  тем,  что  происходит  в

магазинах, в транспорте, на  производстве,  тем каскадом  черных  новостей,

которые на них обрушиваются из средств массовой информации.

      Совокупность  всех  этих  факторов,  к   сожалению,  делает  неизбежным

достаточно пессимистический в прямом смысле этого  слова  вывод  о  развитии

ситуации, связанной с  жестокостью в семье, в том  числе и в отношении детей.

      Мотивация  этой жестокости имеет четыре  основных блока. Во-первых,  это

воспитательный блок, стремление изменить поведение детей,  чего  бы  это  ни

стоило. Сейчас такая мотивация  просматривается максимум в  половине  случаев

жестокого обращения.  На  первый  план  в  настоящее  время  выходит  месть.

Ребенку родители  мстят  за  то,  что  он  родился,  что  о  нем  приходится

заботиться, что он приносит только  огорчения,  что  он  чего-то  требует  и

просит.

      Далее,  речь  идет  о  разрядке  на  более  слабых  членах  семьи   от

стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией.

      И наконец,  последний, самый неприятный блок  мотивации  жестокости,  он

выявляется в значительной части, в уже более чем 10% случаев. Речь,  идет  о

жестокости  как  самоцели.  Избиение  происходит  ради   избиения,   человек

получает удовольствие от самого факта издевательства над  ближними.

      Усиление  доли такого мотива с точки  зрения криминально-политической  -

это  самое  тревожное  явление.  Кстати,  оно  идет  параллельно  с   ростом

жестокости по мотивации  самоцели и в преступлениях несовершеннолетних.  Если

десять лет тому назад  мы говорили о том, что подавляющая  часть  преступлений

несовершеннолетних  -  это  озорство,  то  в   настоящее   время   мотивация

значительной  части  этих  преступлений   сближается   со   взрослыми,   все

отчетливее проявляется  агрессия и жестокость как самоцель.

      Проблема  жестокости - это не только проблема  семьи. Значительную  долю

ответственности  за  создавшееся  положение  дел  несут  учебные  заведения,

которые, с одной стороны, демонстрируют образцы  жестокости,  издевательства

над учащимися в буквальном смысле этого слова, а с другой  -  ряд  уголовных

дел хотя бы  по  Санкт-Петербургу,  которые  прошли  начиная с 1985  года,

наглядно  иллюстрируют  проблему  жестокости  к  детям  в  школах  и  домах-

интернатах.

      Анализ  этих  дел  позволил   установить   вероятность   использования

работниками  школ  жестоких  мер  и  методов  обратно   пропорционально   их

педагогической  культуре:  80%  фактов  жестокости  в  школе  приходится  на

учителей  без  высшего  педагогичен  кого  образования.  Интенсивность этих

проявлений по отношению  к детям среди этой категории  в четыре раза выше.

      Школа скрывает  жестокость. Последствием жестокого  обращения с детьми в

половине случаев является  стойкое  изменение  характера,  включая  развитие

лживости, трусливости и  ряда других черт, которые  потом  мешают  социальной

адаптации растущих.

      Выделим  еще один факт. В каждом  четвертом   случае  прямая  социальная

дезадаптация детей и подростков происходит в результате бегства из дома.  По

примерным оценкам различных  ведомств, ежегодно у нас  бегают  130-160  тысяч

детей.

      Наконец,  в 10% случаев  в  результате  жестокого  обращения  наносится

стойкий ущерб физическому  и психическому здоровью детей. Школа  знает в  двух

случаях из пяти о таком развитии ситуации, но скрывает, не сообщая об  этом

органам социальной защиты детей.  Достаточно  сказать,  что  школа  знает  о

семьях, в которых жестоко обращаются  с детьми,  в 8-10  раз больше,  чем

инспекция по делам несовершеннолетних. Знают, но не сообщают.

      Инспекция  по делам несовершеннолетних  взяла на учет 124  тысячи  таких

семей, а практически речь должна идти  о  8-10%  всех  семей,  воспитывающих

детей.

      Выдвину   еще   несколько   тезисов.   Прошу   обратить   внимание   на

соседствующее  с  жестоким  обращением   с   детьми   такое   явление,   как

детоубийство.

      У нас  в год в среднем производится 300-400 убийств новорожденных детей

по стране. С правовой точки зрения, такое явление может  квалифицироваться  в

Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах.

      Вместе  с тем, несмотря на видимое  варварство этих  преступлений,  речь

идет, как правило, о действиях  женщины, находящейся в стрессовом  состоянии,

не полностью  вменяемой,  а  иногда  и  не  видящей  выхода  из  создавшейся

ситуации. Приведу один факт, в который участникам семинара,  наверно,  будет

трудно поверить: 10-15% женщин - строительных рабочих не знают,  что  у  нас

разрешены аборты.

      Теперь  о структуре жестокого обращения.  Она имеет  специфику,  которая

не всегда принимается  во  внимание.  Мы  зачастую  отождествляем  жестокость

лишь с  побоями.  Но  оказалось,  что  субъекты  жестокого  обращения  более

изобретательны. До 20% случаев  жестокого  обращения  характеризуются  пыткой

гоподом, лишением пищи, а иногда и воды. Еще 10% случаев -  это незаконное

лишение  свободы,  если  говорить  правовым  языком.  Иными   словами,   это

запирание в чулан, в подвал и тому подобное.

      Наконец,  не считаясь с угрозой закона, в  20%  случаев  осуществляется

прямое изгнание из дома: «Убирайся!»

      Структура  жестокого обращения значительно  многообразнее,  чем  кажется

на первый взгляд.

      Теперь - состояние  и  перспективы  борьбы  с   жестоким  обращением  по

отношению к детям.

      По примерным  оценкам, реагирование в  соответствии  с  законом  сейчас

имеет место  лишь  в  7%  случаев  жестокого  обращения,  фактически  девять

десятью этих случаев латентны, они не попадают в сферу воздействия,  влияния

правоохранительных  органов.  Это  тем  более  опасно,  что  законодательное

регулирование этих проблем  у нас развито  хорошо  и  даже  наши  коллеги  за

рубежом находят кое-что  для себя интересное в нашем законодательстве.

      К примеру,  у нас предусмотрено ограничение  дееспособности пьянствующих

лиц, а именно они  являются  основным  контингентом  жестокого  обращения  в

семье. Предусмотрено, хотя и почти не  применяется  выселение  этих  лиц  из

жилища в том случае, если они не дают возможности жить другим членам семьи.

      Предусматривается  лишение и временное  отчуждение  родительских  прав,

Информация о работе Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию