Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования в сфере социального прогнозирования в РФ;
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании…………………………………………………..….6
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития……………………………………………………………………………...10
1.3. Особенности социального прогнозирования на территории муниципального образования………………………………………………………19
Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории Российской Федерации и муниципального образования (на примере города Кургана)………………………………........…………………...23
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования……………………………………………………………………23
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана…………………………………………….…………33
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...…………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…………………………..54
Социальное прогнозирование как функция муниципального образования (на примере города Кургана)
Оглавление
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Теоретические основы
социального прогнозирования
в муниципальном образовании…………………………………………………
1.1. Понятие муниципального образования
и его функции в сфере социального развития…………………………………………………………
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования
социально-экономического
1.3. Особенности социального
Глава 2. Практика
и проблемы социального прогнозирования
на территории Российской Федерации
и муниципального образования
(на примере города Кургана)………………………………........……
2.1. Нормативно-правовое
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования
как инструмента управления социально-экономическим
развитием муниципального образования
города Кургана…………………………………………….…………
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...………………………………………
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…
Введение
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенное значение имеют прогнозы социального развития общества, обоснование основных направлений социальной политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социальное прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. В 1995 году в России был принят Федеральный Закон №115 «О государственном прогнозировании и программировании в РФ»1. Принятие подобного закона предполагает создание мощной научной базы, разработку концепций и стратегий современного социального и экономического развития России.
Начало изучению вопросов
социального прогнозирования и
планирования в России было положено
в 60-е — 70-е годы XX столетия в работах
ученых Виноградова В.Г., Гендина А.И., Гончарука С.
И., Доброва Г.М., Куценко В.И., Лисичкина
В.А., Ожегова Ю.П., Румянцева A.M., Руткевича
М.Н. и др2. Ими были рассмотрены общие и социально-экономические
проблемы прогнозирования, проведен гносеологический
анализ научного предвидения, рассмотрены
его место и функции в научном познании.
Сегодня, прогнозирование играет ключевую
роль в управлении социальными процессами
государства.
Имеющиеся в современной России прогностические оценки социального развития страны не являются пока результатом комплексных научных прогностических исследований. «Прогнозы» все еще напоминают прежние пятилетние планы. В связи с этим одна из актуальных проблем в научном социальном прогнозировании - надежность и достоверность прогностических оценок.
Обзор литературы по направлению исследования позволяет утверждать, что в целом, проблема прогнозирования социальных процессов в России является недостаточно разработанной.
Актуальность данной темы в условиях развитой рыночной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления социальными сферами.
Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. Прогнозирование это условие успешной деятельности любого уровня власти. Методы прогнозирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющими темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый – это социально-экономические кризисы последней четверти XX века. Они вынудили социологов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций прогнозирования. Российская наука имеет глубокие традиции прогнозирования.
Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос
нормативно-правового
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.
Объектом исследования в данной работе является муниципальное образование город Курган.
Предметом исследования является процесс и методы разработки прогноза социально-экономического развития.
В качестве источника информации для написания курсовой работы использовались материалы Федеральной Службы Государственной Статистики России и ее территориального органа по Курганской области, данные годовой отчетности и планов производственно-финансовой деятельности предприятий города Кургана, научно-методическая литература, материалы периодических изданий, нормативно-правовые акты.
Практическая значимость курсовой работы объясняется тем, что ее результаты дают возможность оценить теоретические и практические аспекты процесса социального прогнозирования в муниципальном образовании, позволяют выявить ключевые проблемы и недостатки данного явления на территории города Курган и найти пути решения этих проблем.
Структура курсовой работы представлена тремя главами:
Первая глава раскрывает теоретические вопросы функций муниципального образования в социальной сфере.
Вторая глава посвящена нормативно-правовому регулированию процесса социального прогнозирования в РФ и раскрытию основных параметров социально-экономического развития города Кургана на период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы.
В третьей главе предложены пути повышения эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана.
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития
В Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций3.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» детализируется это конституционное положение и уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов российской Федерации. В соответствии с этим законом «муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения»4.
Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения5.
Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними, иные нормативные правовые акты РФ6.
Рассмотрим функции и задачи органов местного самоуправления муниципального образования. Функции - это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности7. Функции управления в социальных системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.
Основными функциями управления являются8:
1) прогнозирование изменений
в развитии каких-либо событий
и процессов на основе
2) планирование - определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;
3) выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
6) контроль с целью
выявить и устранить
7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
9) кадровое, материально-техническое обеспечение,
финансирование и т.п.
Перечисленные функции
являются основными для исполнительных
органов местного самоуправления и по
существу характеризуют содержание их
деятельности. Отношения, связанные с
реализацией этих функций, регулируются
нормами административного права.
При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.
Одной из главных задач органов местного самоуправления в социальной сфере является формирования и реализация муниципальной социальной политики.
В состав социальной сферы муниципального образования входят: (Приложение 1)
- объекты
здравоохранения: поликлиники,
- объекты
социальной поддержки
- объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;
- объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах - цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;
- объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;
- объекты досуга: парки, скверы, пляжи.
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования9.
Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.