Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования в сфере социального прогнозирования в РФ;
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании…………………………………………………..….6
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития……………………………………………………………………………...10
1.3. Особенности социального прогнозирования на территории муниципального образования………………………………………………………19
Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории Российской Федерации и муниципального образования (на примере города Кургана)………………………………........…………………...23
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования……………………………………………………………………23
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана…………………………………………….…………33
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...…………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…………………………..54

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

В срок до 15 августа  текущего года представляются Финансово-казначейскому комитету Администрации города проектировки основных показателей сводного финансового баланса города и прогноза на очередной финансовый год, параметров прогнозируемых вариантов на среднесрочную перспективу в:

1) объемах прибыли (доходах) хозяйствующих субъектов;

2) объемах производства, реализации товаров, работ и услуг (с выделением платных услуг населению);

3) темпах инфляции;

4) фонде оплаты труда;

5) объемах инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

6) предложения по городским целевым программам, подлежащим финансированию в следующем году за счет средств бюджета города.

Далее в Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области представляется:

- в срок до 1 сентября текущего года уточненный прогноз социально-экономического развития города;

- в срок до 1 сентября текущего года заявку ассигнований на реализацию федеральных и областных целевых программ.

В срок до 20 декабря текущего года представляется на рассмотрение Городской Думы уточненный прогноз социально-экономического развития города на очередной финансовый год46.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс разработки прогноза в городе Курган включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.

В рамках аналитического блока проводится исследование внутренней связанности территории муниципального образования с территорией субъекта РФ – Курганской областью, определяются существенные структурные связи, экономическое ядро муниципальной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья муниципального хозяйства, которые выполняют основную функцию города в системе общественного разделения труда. Кроме того, анализируются тенденции развития города в составе всей экономики региона и страны. Это показывает степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования муниципальной экономики.

Основным содержанием  исследований в рамках концептуального  блока является выработка концепции  развития муниципального образования с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.

Основной задачей в  рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития муниципальной экономической системы в перспективе. При этом используется общий социально-экономический прогноз развития муниципального образования, который является экспертным, обоснованным показателями социально-экономического развития города за предшествующие годы, уровнем развития региона и страны в целом.

Основным методом разработки прогноза на территории города Кургана является составление сценария перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития муниципального образования и его структур, его взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития муниципальной социально-экономической сферы при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития.

Рассмотренный механизм и факторы, влияющие на процесс принятия прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Курган, позволяет определить основные направления совершенствования данного механизма.

В первом параграфе  данной главы дана оценка эффективности прогноза социально-экономического развития города Курган, определена его значимость при осуществлении процесса муниципального управления.

В городе Курган разрабатывается прогноз социально-экономического развития, программа социально-экономического развития и план стратегического развития города до 2015 года, это три совершенно самостоятельных нормативно-правовых актов, в этом заключается реализация закономерности, что прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия. На основе этого можно сделать вывод о том, что прогноз является инструментом для осуществления и реализации программы и плана социально-экономического развития города Кургана.

Таким образом, основными направлениями для  повышения эффективности прогноза как инструмента управления в  муниципальном образовании городе Кургане являются:

1. Повышения  научной обоснованности прогноза о возможных состояниях социально-экономической сферы, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Необходимо помнить, что социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики. Таким образом, необходимо комплексно решать прогностические задачи, т.е. основывать прогноз не только на показателях предыдущего финансового года, но с помощью научно-обоснованных методов экономического прогнозирования  проследить динамику развития интересующих показателей.

2. Повышение  эффективности предписательной  стороны прогнозирования социального  развития. Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности. Таким образом, необходимо работать не только над составлением прогноза, но над конкретными мероприятий по достижению прогнозируемых показателей. Действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы.

3. Одним из важных направлений повышения эффективности прогнозирования является расширение спектра показателей социально-экономического развития. В настоящее время количество прогнозируемых показателей в муниципальном образовании городе Кургане недостаточно для более эффективного управления социально-экономической сферой.

4. Следует отметить, то при правильном применении  экономических расчетов в прогнозировании  социального развития его достоверность  принимает достаточно высокое значение, что в свою очередь способствует разработке более точного и подробного плана развития муниципального образования. Таким образом, необходимо постоянно привлекать в процесс разработки прогноза квалифицированных специалистов из области экономики, политики, статистики и т.д., а также использовать современные технологии при расчете прогнозируемых показателей.

5. Система прогнозирования города Курган (как и другого муниципального образования)  должна быть ориентирована на конкретное социальное благо конкретного человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие цели государства, т.е. необходимо изменять направленность социально-экономического прогнозирования муниципального образования при решении задач развития и управления. В настоящее время прогноз города Кургана напоминает скорее обобщенный план мероприятий по решению социальных задач и предсказанию динамики социально-экономических показателей, при этом он абсолютно лишен конкретной направленности на то, как отразятся изменения этих показателей на жизни разных слоев населения города Кургана. 

Рассмотренные проблемы прогнозирования в городе Курган необходимо решать для того, что бы повысить его эффективность, вследствие этого повыситься и уровень  социально-экономического развития муниципального образования. Потому что развитие социальной и экономической сферы является крайне важной составляющей процесса управления муниципальным образованием, прогноз при этом является инструментом для реализации данного управления, и, решив проблемы и исправив недостатки в системе прогнозов,  муниципальное управлении будет намного эффективнее.

Далее определим  пути и методы решения обозначенных проблем в системе прогнозирования  муниципального образования города Кургана.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Предложения по совершенствованию  механизма социального прогнозирования  муниципального образования города  Кургана

 

 

Для дальнейшего  совершенствования механизма социального прогнозирования и повышения эффективности прогноза предлагается следующее:

1. Внедрение в  аналитический блок разработки прогноза  SWOT – анализа, который позволяет выявить недостатки в области управления социальной сферой муниципального образования и тем самым определить приоритетные направления в области прогнозирования.

 SWOT- анализ - это определение сильных и слабых сторон исследуемого объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Strength – сильная сторона:  внутренняя характеристика объекта, которая отличает его от других объектов.

Weakness – слабая сторона:  внутренняя характеристика объекта, которая по отношению к другому объекту выглядит слабой (неразвитой), и которую можно улучшить.

Opportunity – возможность:  характеристика внешней среды объекта, которая предоставляет всем участникам процесса разработки прогноза возможность для повышения его эффективности.

Threat – угроза: характеристика  внешней среды объекта, которая снижает его привлекательность для всех участников процесса.

     На основании  последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий развития муниципального образования (ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации процесса разработки прогноза.

      Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны объекта, а также  возможности и угрозы со стороны внешней среды. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития муниципального образования и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание. (Приложение 6)

      Составление матрицы SWOT-анализа позволяет руководителю муниципального образования увидеть информационное поле, в котором можно стратегически ориентироваться и принимать решения.

2. Внедрить эффективный инструментарий научного вариантного прогнозирования, обеспечивающий реализацию принципов социально-экономического развития муниципального образования — математическое моделирование экономических систем.

Процесс разработки математических моделей экономических  систем и их практического использования в прогнозировании разбиваются в несколько этапов, каждый из которых требует творческого подхода:

1) постановка задачи моделирования и прогнозирования (содержательнoe описание исследуемых экономических процессов);

2) разработка  общей спецификации модели с  выделением управляющих и выходных  переменных;

3) выбор класса  моделей, определяющих возможные  формы связи между переменными;

4) идентификация  параметров модели;

 5) системная проверка ее адекватности исследуемому процессу;

6) проверка  решений на математическую и  содержательную непротиворечивость;

 7) формирование критериев, отражающих правила выбора решения проблемы из множества альтернативных вариантов;

 8) разработка необходимой информационной базы. Каждый этап требует значительного объема аналитической и вычислительной работы с большими информационными массивами.

В этой связи  на первый план выходит динамическое моделирование социально-экономического развития, предполагающее автоматизацию процесса на базе современных информационных технологий, прежде всего компьютерных. Развитие этого технологического обеспечения приведет к тому, что для решения даже рутинных, типовых задач сегодня имеется множество программных продуктов. Прогресс информационных технологий и использование интеллектуальных экспертных систем, несомненно, создают новые и пока явно недостаточно используемые возможности резкого расширения сферы применения методов математического моделирования (в сочетании с традиционными методами экспертного анализа развития территорий), формирования автоматических банков данных, и т.п. Разработка в подобных системах «дружественного интерфейса» радикально облегчает процесс разработки прогноза и снимет с исследователя рутинные операции, оставляя ему больше возможностей для действительно творческой работы по анализу социальных и экономических процессов.

Именно этот вариант программного обеспечения предлагается воплотить в процесс разработки прогноза социального развития города Кургана, автоматизировать весь процесс: ввод и корректировку исходной информации, формирование моделей, проведение расчетов, обмен информацией между базой данных и моделями, обработку и печать исходной и расчетной информации.

3. Социальный прогноз — не самоцель, а информация для принимающих целевые, плановые, программные, проектные, организационно-управленческие решения. Поэтому работа над прогнозом не может считаться завершенной без выработки рекомендаций на основе сопоставления данных и нормативов. Методологически недопустимо передоверять последнюю процедуру самому заказчику прогноза, т.к. возникает соблазн подогнать прогнозные данные под ведомственные интересы заказчика, а тем самым обесценивается вся проделанная ранее работа. Рекомендации должны иметь, возможно, более объективное содержание, независимо от интересов заказчика (только в этом их значение и смысл). Поэтому их разработка — обязанность независимых от заказчика прогнозистов.

Информация о работе Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана