Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования в сфере социального прогнозирования в РФ;
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании…………………………………………………..….6
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития……………………………………………………………………………...10
1.3. Особенности социального прогнозирования на территории муниципального образования………………………………………………………19
Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории Российской Федерации и муниципального образования (на примере города Кургана)………………………………........…………………...23
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования……………………………………………………………………23
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана…………………………………………….…………33
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...…………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…………………………..54
1. Составление предварительных рекомендаций силами рабочей группы, которая занимается разработкой прогноза.
2. Обсуждение составленных рекомендаций очным (или в сложных случаях заочным) опросом экспертов.
3. Составление так
называемого
4. Написание предварительного отчета об исследовании в целом (некоторые разделы могут быть подготовлены по ходу предыдущих процедур) желательно в трех вариантах:
— краткий (3—5 с.);
— развернутый (20—25 с.);
— полный (10—15 п.л.).
При этом обязательна
развернутая интерпретация
5. Обсуждение представленного
отчета очным (или в сложных
случаях заочным) опросом
6. Доработка отчета на основе обсуждения и сдача отчета заказчику.
Круг экспертов по ходу всех обсуждений должен быть по возможности стабильным (как говорилось выше – это должны быть специалисты высокой квалификации в области экономики, социологии, политики т.д.), т.к. от обсуждения к обсуждению проходит самообучение экспертов, что повышает качество экспертизы. Без этого при прогнозировании даже самые компетентные и конструктивно мыслящие эксперты не в состоянии сразу давать прогнозные оценки должной степени адекватности.
4. В процесс разработки прогноза социально-экономического развития города Кургана предлагается внедрить имитационную модель прогнозирования. Вследствие, этого механизм прогнозирования будет состоять из четырех основных блоков расчета прогнозных параметров (производства, населения, занятости, финансов), а также блок комплексной оценки развития муниципалитетов, предназначенный для диагностики их состояния. Данное внедрение позволит решить проблему расширения спектра показателей прогноза социально-экономического развития города Кургана.
Система моделирования ориентирована на проведение вариантных прогнозных расчетов развития муниципального образования в зависимости от той или иной стратегии управления развитием, в ней, прежде всего, в явном виде выделяется совокупность критериев и управляющих воздействий, т.е. тех социально-экономических показателей функционирования отраслей экономики, изменение которых находится в компетенции муниципальных, региональных и федеральных органов власти.
В качестве управляющих параметров, которые можно изменять в зависимости от варианта сценарных условий, выбраны следующие.
Во-первых, — управляющие
параметры государственной
1) доля налоговых отчислений в бюджет;
2) доля отчислений во внебюджетные фонды;
3) доля налога на прибыль в валовой прибыли;
4) доля налогов с населения в доходах населения;
5) учетная ставка ЦБР;
6) норма амортизации;
7) инвестиции из федерального бюджета.
Во-вторых, — прогнозируемые макроэкономические параметры:
1) фактический валютный курс;
2) ВВП России;
3) его структура;
4) дефлятор ВВП;
5) индекс оптовых цен промышленности;
6) индекс сметных цен строительства;
7) индекс потребительских цен.
В-третьих, — прогнозируемые муниципальным образованием управляющие параметры:
1) инвестиции из бюджетов субъектов РФ;
2) доходы бюджета;
3) доходы внебюджетных фондов.
В-четвертых, — прогнозируемые параметры воздействия на муниципалитет региональной и государственной экономической политики:
1) дефляторы роста цен;
2) уровень процентной ставки по кредитам.
5. Внедрить автоматизированную систему «Прогноз» (успешный опыт ее применения зафиксирован в Тюменской и Мурманской области). Разработанная система предназначена для информационной и программной поддержки принятия стратегических и оперативных управленческих решений органами местного самоуправления и региональными органами власти в области управления процессами социально-экономического развития.
Основные задачи данной программы:
1. Мониторинг основных производственных, социально-экономических и финансовых показателей развития, исполнения целевых программ и основных индикаторов развития экономики территорий;
2. Формирование сводных и комплексных оценок уровня социально-экономического развития, уровня и качества жизни, а также налогового потенциала территорий;
3. Сравнительный анализ социально-экономического развития муниципального образования с другими муниципальными образованиями в регионе, со сводными данными в целом по стране;
4. Выявление и статистическая оценка степени взаимной зависимости показателей (факторный анализ), оценка чувствительности анализируемого показателя к изменению факторов, влияющих на его значение;
5. Многовариантное краткосрочное и среднесрочное прогнозирование основных социально-экономических показателей развития с учетом изменения влияющих факторов внешней среды.
Система «Прогноз» состоит из следующих подсистем:
1. Подсистема мониторинга;
2. Аналитическая подсистема;
3. Подсистема моделирования и прогнозирования («Что будет, если..?»);
4. Подсистема представления данных.
Работа всех интегрированных подсистем осуществляется на основе единого централизованного хранилища данных (ЦХД), которое создает информационное пространство для решения всех видов аналитических задач.
Базовый перечень показателей задачи среднесрочного прогнозирования соответствует списку основных показателей Формы 2П, ежегодно запрашиваемой от субъектов РФ Министерством экономического развития и торговли РФ, и включает в себя демографические показатели, основные общеэкономические показатели, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, малое предпринимательство, инвестиции, финансы, труд и занятость, денежные доходы и расходы населения и другие, то есть представлять данные о прогнозе муниципального образования в форме соответствующей региональному отчету.
Эффективность внедрения
системы «Прогноз» объясняется
Внедрение данных мероприятий позволит перейти в прогнозной работе на качественно новую ступень, обеспечив многовариантное прогнозирование на основе расчетов функционально связанных параметров различных блоков системы показателей социального и экономического развития. Это позволит готовить эффективные рекомендации по улучшению социально-экономического положения города Кургана.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, хотелось бы отметить, что социальное прогнозирование двойственно: с одной стороны, оно существует как практическая социальная деятельность, нисколько не сводящаяся к науке, с другой стороны сама задача прогнозирования с установкой на применение результатов науки в сфере социальной практики и управлении.
В данной работе рассмотрены
теоретические аспекты
Обобщая материал, изложенный в работе можно сделать ряд выводов:
1. Для решения задачи по выработки социальной муниципальной политики необходимо разработать прогноз социально-экономического развития муниципального образования на основе анализа показателей предыдущего года.
2. Основной задачей прогнозирования в сфере социального развития является, прежде всего, определение на перспективный период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства.
3. В интересах муниципального образования иметь систему непрерывного социального прогнозирования формализованного и интуитивного (экспертного) характера, чтобы компенсировать изъяны ненадежности планирования и управления городским социумом.
4. В юридической базе нет разделения социального и экономического прогнозирования. Все анализируемые нормативные акты объединяют эти понятия и рассматривают их в совокупности, потому что, уровень социального развития страны и ее субъектов зависит от многих экономических показателей.
5. Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и культуры), поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне.
6. Основным методом разработки прогноза на территории города Кургана является составление сценария перспективного развития.
7. Процентный показатель отклонения фактических показателей развития от прогнозных за анализируемый период уменьшается, однако тенденция несоответствия прогноза факту продолжает сохраняться - это свидетельствует о том, что прогноз социально-экономического развития муниципального образования города Кургана не достаточно эффективен и достоверен и в дальнейшем следует обратить внимание на совершенствование механизма прогнозирования.
8. Рассмотренные проблемы прогнозирования в городе Кургане необходимо решать по средствам внедрения:
1. SWOT – анализа.
2. Эффективного инструментария научного вариантного прогнозирования.
3. новую последовательность
операций разработки прогноза
социально-экономического
4. Имитационную модель прогнозирования.
5. Автоматизированную систему «Прогноз».
В заключении хотелось бы отметить, что при прогнозировании показателей экономического роста и уровня благосостояния населения как ключевых показателей в комплексной оценке социально-экономического развития муниципального образования, одной из основных проблем, также является, отсутствие достаточной информационной базы. Предложения, выдвинутые в данной работе, по повышению эффективности системы прогнозирования в городе Кургане носят рекомендательный характер и помогут в значительной степени улучшить состояние существующей прогнозной системы города.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года// Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 131.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 августа.
3. О правительстве Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ //Российская газета. 1997. 23 декабря. Ст. 14.
4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115- ФЗ // Российская газета. 1995. 26 июля.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
6. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 июня 2006 года № 803 // Российская газета. 2006. 11 июня.
7. О министерство экономического развития Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437// Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2867.
8. О финансировании прикладных экономических исследований: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 года № 153// Собрание законодательства РФ.1995. № 9. Ст. 750.
9. О разработке предварительного этапа прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2011 год и параметров прогноза на 2012 год: Письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 16 мая 2010 года № 6592-АК/ДО3. (Документ не опубликован).